город Иркутск |
|
29 августа 2018 г. |
Дело N А58-4800/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Левошко А.Н., Сонина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 января 2018 года по делу N А58-4800/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Устинова А.Н.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" (далее - ГУП "ЖКХ Республики Саха (Якутия)", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (далее - ГКУ "Агентство субсидий", Учреждение, Агентство) о признании незаконными действий по удержанию выплаченной субсидии на возмещение выпадающих доходов по поставке тепловой энергии на потери, связанные с двойным остеклением, за период с 1 января 2015 года по 15 апреля 2015 года в размере 123 543 400 рублей с текущего финансирования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство финансов) и Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 января 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые действия учреждения, произведенные во исполнение законного предписания уполномоченного органа, соответствуют положениям действующего законодательства.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2018 года решение суда от 19 января 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУП "ЖКХ Республики Саха (Якутия)" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям нарушения требований части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильного применения Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утверждённого постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.04.2015 N 112 (далее - Порядок N 112), неприменения положений статьи 17 Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 98-З N 199-III "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия); просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов считает её доводы несостоятельными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, проведенной Министерством финансов (департаментом бюджетно-финансового контроля) выездной проверкой использования средств государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие электроэнергетики на 2012-2019 годы" за период с 1 июля 2014 года по 30 июня 2016 года в учреждениях и организациях, получающих средства государственной программы, установлено нарушений на общую сумму 300 310 248 рублей 45 копеек, в том числе нарушение в размере 123 543 400 рублей со стороны ГУП "ЖКХ Республики Саха (Якутия)".
В отношении указанного нарушения Министерством финансов выдано предписание N 16-1-19/1422 от 30.12.2016 об устранении выявленных нарушений, пунктом 9 которого предписано Учреждению в срок до 17.03.2017 удержать с текущего финансирования и восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) неправомерно перечисленную предприятию сумму субсидии на возмещение расходов по двойному остеклению в размере 123 543 400 рублей.
Учреждение, посчитав, что предписание выдано полномочным лицом и в пределах предоставленных Министерству финансов полномочий в соответствии с частью 1 статьи 266.1, статьей 265, частью 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 42, пунктом 24 статьи 43 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 1280-3 N 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе", пунктами 7, 69 Порядка осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в Республике Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 04.04.2014 N 2557, пунктом 1.1 Положения о Министерстве финансов Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2014 N 315, пунктом 9 Административного регламента исполнения Министерством финансов Республики Саха (Якутия) государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 07.07.2014 N 01-04/0499-Н, исполнило названное предписание, удержав с текущего финансирования, в том числе, предприятия неправомерно перечисленную сумму субсидии на возмещение расходов по двойному остеклению в размере 123 543 400 рублей и восстановив указанную сумму в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Предприятие оспорило данные действия в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия).
Отказывая ГУП "ЖКХ Республики Саха (Якутия)" в удовлетворении заявленных им требований, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.08.2011 N 373 в целях возмещения недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов, утверждены Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов (далее - Порядок N 373) и Методика расчета субсидий, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в целях возмещения недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов (далее - Методика N 373).
На основании Порядка N 373 Учреждение заключало с организациями, оказывающим коммунальные услуги населению, соглашения о предоставлении субсидий и производило возмещение недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов.
Пунктом 2.1 Методики N 373 установлена формула определения размера субсидии на поставку тепловой энергии в целях отопления домов, подключенных к центральной системе отопления, которая в том числе включает объем тепловой энергии на потери, связанные с двойным остеклением окон жилищного фонда.
С учетом выводов, сделанных при осуществлении бюджетного контроля Счетной палатой Республики Саха (Якутия), проведенного в 2014 году, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.04.2015 N 112 в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса и в целях реализации статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1235-З N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение" был утвержден Порядок N 112.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 112 постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.08.2011 N 373 признано утратившим силу.
Пунктом 5.2.5 Порядка N 112 установлена формула определения размера субсидии, не включающая в расчет объем тепловой энергии на потери, связанные с двойным остеклением окон жилищного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 98-З N 199-III "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" постановления Государственного Собрания, правовые акты Главы и Правительства, имеющие нормативный характер, вступают в силу со дня их опубликования, если в самом правовом акте не указан иной порядок вступления его в силу.
Согласно пункту 5.2.7 Порядка N 112 при определении размера субсидий расчетным периодом является период действия установленных экономически обоснованных тарифов.
Суды двух инстанций, оценив имеющиеся в деле доказательства, верно посчитали, что поскольку на момент принятия Порядка N 112 действовали экономически обоснованные тарифы, установленные Государственным комитетом по ценовой политике - Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия), период действия которых был определен с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года, Министерство финансов при проведении выездной проверки соблюдения бюджетного законодательства Учреждением пришло к верному выводу о том, что измененная формула определения размера субсидии действует с 1 января 2015 года, а не с 16 апреля 2015 года.
В этой связи, как указали суды, действия Агентства по удержанию выплаченной предприятию субсидии в размере 123 543 400 рублей соответствуют приведённому выше законодательству, поскольку расчет объёма субсидий за период с 1 января 2015 года по 30 июня 2015 года должен производиться согласно Порядку N 112 (без учета объема тепловой энергии на потери, связанные с двойным остеклением окон жилищного фонда).
Заявитель кассационной жалобы, не соглашаясь с выводами судов двух инстанций, указывает на то, что суды не исследовали вопросы законности вынесенного Правительством Республики Саха (Якутия) Порядка N 112, неправильно применили положения части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не признав нарушением прав предприятия удержание с него денежных средств (ранее выплаченной ему субсидии в размере 123 543 400 рублей), что отрицательно сказалось на его финансовом положении.
Названные доводы проверены, однако, учтены быть не могут.
Согласно части 2 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете на 2015 год соответствующие субсидии предоставляются из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Республики Саха (Якутия).
В данном случае таким актом является Порядок N 112, объём субсидий за период январь 2015 - апрель 2015 года рассчитан исходя из указанного выше нормативного правового акта.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, суды двух инстанции исследовали вопросы законности оспариваемых действий Агентства по удержанию спорных сумм субсидии. Агентство действовало в соответствии с законным предписанием Министерства финансов Республики Саха (Якутия), в связи с чем законные действия Агентства не нарушают прав предприятия ни в одной из форм нарушений, предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылкам заявителя кассационной жалобы на неправильное применение к возникшим правоотношениям Порядка N 112 дана надлежащая оценка судами двух инстанций. У суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по переоценке выводов судов о том, что пунктом 5.27 Порядка N 112 прямо предусмотрена обратная сила его положений.
Заявитель кассационной жалобы в дополнение к кассационной жалобе ссылается на то, что законность предписания Министерства финансов, послужившего основанием для удержания сумм субсидий с предприятия, судами по делам N А58-2418/2017, N А58-5845/2017, N А58-4309/2017 не проверялась.
Названные доводы проверены, однако, учтены быть не могут, так как суды по настоящему делу пришли к мотивированным выводам о том, что оспариваемые действия Агентства были направлены на исполнение законного предписания Министерства финансов, соответствовали ему, а также положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 8.1 Порядка N 112 при установлении факта нарушения организацией условий, установленных в настоящем Порядке, суммы излишне выплаченных субсидий за весь проверяемый период удерживаются Агентством с текущего финансирования организации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 января 2018 года по делу N А58-4800/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.