город Иркутск |
|
13 апреля 2017 г. |
N А78-2341/2016 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Белоножко Т.В., Качукова С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зейналовой Р.А.,
при участии представителей федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Маркевич Натальи Андреевны (доверенность от 09.01.2017), Министерства обороны Российской Федерации Маркевич Натальи Андреевны (доверенность от 22.12.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Забайкальского края кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 6 октября 2016 года по делу N А78-2341/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Гончарук Е.В., апелляционный суд: Юдин С.И., Капустина Л.В., Макарцев А.В.),
установил:
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (ОГРН 1143850002394, ИНН 3808233587, место нахождения: г. Иркутск, далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036, место нахождения: Забайкальский край, г. Чита, далее - учреждение) о взыскании 2 687 945 рублей 75 копеек задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 01.09.2014 по 31.03.2016.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 6 октября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2017 года, иск удовлетворен.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 8, 210, 216, 249, 296, 299, 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36, 39, 154, 158, 169, 170, 171 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального права (статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
По мнению подателя кассационной жалобы у истца отсутствует право на предъявление настоящего иска, поскольку действующее законодательство и Устав не содержат положений о наделении фонда полномочиями по обращению в суд с заявлением о принудительном взыскании добровольных взносов; учреждение не является надлежащим ответчиком и лицом, обязанным платить взносы на капитальный ремонт в связи с тем, что оно не является собственником многоквартирных домов, лимиты бюджетных средств на обязательства по уплате взносов не предусмотрены и не выделяются.
Третье лицо поддержало доводы кассационной жалобе.
Истец отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе, указав на их несостоятельность (письменный отзыв от 05.04.2017); уведомлен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, фонд является региональным оператором Иркутской области, созданным в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 7 Закона Иркутской области от 27.12.2013 N 167-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области".
Ссылаясь на неуплату учреждением (лицо, за которым зарегистрировано право оперативного управления на спорные помещения) взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в добровольном порядке, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования обоснованными по праву и размеру.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно Региональной программе капительного ремонта в многоквартирных домах на территории Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 20.03.2014 N 138-пп, обязанность собственников помещений по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома возникает с 01.09.2014.
На основании положений статей 131, 210, 214, 249, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 37, 39, 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в расходах по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и законные владельцы жилых и нежилых помещений вне зависимости от фактического использования общего имущества.
Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей права и обязанности собственника и учреждения или казенного предприятия в отношении имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества.
В связи с этим собственник, передав в управление имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Судами установлено, что имущество Министерства обороны Российской Федерации (указанные в исковом заявлении помещения) находится в оперативном управлении учреждения, следовательно, оно как фактический владелец помещения в доме является субъектом обязательств, предусмотренных статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, и обязано уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества.
Расчет задолженности, произведенный истцом исходя из минимальных размеров взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области, установленных постановлениями Правительства Иркутской области от 17.02.2014 N 54-пп, от 29.12.2014 N 688-пп, от 21.01.2016 N 34-пп, проверен судами и признан верным.
В кассационной жалобе не содержится довода о недоказанности заявленных требований по размеру.
Поскольку учреждением не представлены доказательства уплаты взносов на капитальный ремонт в спорный период, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании заявителем норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
В связи с тем, что при принятии кассационной жалобы к производству учреждению была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины и его жалоба оставлена без удовлетворения, с указанного лица на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует взыскать в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 6 октября 2016 года по делу N А78-2341/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины.
Арбитражному суду Забайкальского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.