город Иркутск |
|
30 мая 2017 г. |
Дело N А19-8093/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Новогородского И.Б., Сонина А.А.,
при участии представителей Министерства финансов Российской Федерации Талаева Д.В. (доверенность от 15.11.2016 N 34-19-24/186), муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска Шалуха И.П. (доверенность от 30.12.2016), Махняевой В.В. (доверенность от 30.12.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления Федерального казначейства по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 ноября 2016 года по делу N А19-8093/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ханафина А.Ф.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Ритуал" г. Иркутска (ОГРН: 1023801543765, ИНН: 3810002523, г. Иркутск; далее - МУП "Ритуал", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН: 1037739085636, ИНН; 7710168360, г. Москва, далее - министерство финансов), представляемого управлением Федерального казначейства по Иркутской области (ОГРН: 1023801032034, ИНН: 3800000654, г. Иркутск; далее - казначейство, ответчик), с иском о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в размере 73 973 рублей 19 копеек.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 01 июня 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены администрация города Иркутска (ОГРН: 1053808211610, ИНН: 3808131271, г. Иркутск; далее - администрация), отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Иркутской области (ОГРН: 103380104600, ИНН: 3808096980, г. Иркутск; далее - фонд).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09 ноября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2017 года, исковые требования удовлетворены - с Российской Федерации в лице министерства финансов за счет казны Российской Федерации в пользу МУП "Ритуал" взысканы убытки в заявленном размере, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятыми судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, ответчик обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований к Российской Федерации в лице министерства финансов.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность и обоснованность судебных актов в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушением судами норм материального права (пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ), пункт 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), абзац второй Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", Постановление администрации г. Иркутска от 21.01.2013 N 031-06-113/13 "О тарифах на ритуальные услуги муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска" (далее - постановление N 031-06-113/13)).
По мнению ответчика, поскольку расходы, связанные с организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронения, относятся к вопросам местного значения, то у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания по возложению указанных обязанностей на министерство финансов.
Казначейство указывает на исполнение фондом обязательства по возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в фиксированном размере с учетом районного коэффициента.
Более того, по мнению казначейства, требование истца о возмещении разницы между тарифом, установленным постановлением N 031-06-113/13, и стоимостью возмещения, указанной в пункте 3 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ, не основано на законе и удовлетворению не подлежит. Понесенные расходы должны финансироваться за счет средств органа, установившего более высокий тариф.
В отзыве на кассационную жалобу МУП "Ритуал" против доводов заявителя кассационной жалобы возразило.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, подтвердили доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Иные лица, участвующие в деле, и их представители о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация в сети Интернет на сайтах - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Предметом исковых требований по настоящему делу являются требования о возмещении расходов, связанных с оказанием ритуальных услуг.
В обоснование своего права требования к Российской Федерации истец, указывает на то, что на ней лежит обязанность по возмещению расходов, которые понесла организация, оказывающая услуги по захоронению и не получившая их полного возмещения за счет средств федерального бюджета, предоставленных Пенсионному фонду Российской Федерации.
Суды, удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, исходили из того, что финансовое обеспечение затрат по погребению умерших пенсионеров, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Данные выводы суд кассационной инстанции считает неправомерными в связи со следующим.
Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ относится к вопросам местного значения городского поселения.
При этом Федеральным законом N 8-ФЗ предусмотрена гарантия получения определенного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе (пункт 1 статьи 9).
В связи с этим у муниципального образования, в чьи обязанности входит организация ритуальных услуг, возникают расходы, обусловленные необходимостью оказания ряда таких услуг на безвозмездной основе.
Федеральный закон N 8-ФЗ предусматривает возмещение указанных расходов специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации или Фонда социального страхования Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 9), причем Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе стоимость услуг в размере, не превышающем 4 000 рублей с учетом последующей индексации (абзац шестой пункта 3 статьи 9).
Таким образом, установление муниципальным образованием стоимости ритуальных услуг, оказываемых специализированной службой, в размере превышающем установленный федеральным законодателем размер компенсации для целей предоставления такого перечня услуг по погребению, не может порождать обязанности по компенсации специализированным службам таких затрат за счет бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 25.10.2016 N 2367-О.
Учитывая изложенное выше, решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 ноября 2016 года по делу N А19-8093/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2017 года по тому же делу подлежат отмене на основании пункта 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятые с нарушением норм материального права.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции считает возможным на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принять новое решение - об отказе муниципальному унитарному предприятию "Ритуал" г. Иркутска в удовлетворении исковых требований о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 73 973 рублей 19 копеек, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 958 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 ноября 2016 года по делу N А19-8093/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2017 года по тому же делу отменить.
Принять новый судебный акт. Муниципальному унитарному предприятию "Ритуал" г. Иркутска отказать в удовлетворении исковых требований о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 73 973 рублей 19 копеек, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 958 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.