город Иркутск |
|
08 июня 2017 г. |
Дело N А33-6956/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Новогородского И.Б., Соколовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
при содействии судьи Арбитражного суда Красноярского края Данекиной Л.А. и при ведении протокола помощником судьи Славской О.В.
при участии в судебном заседании представителей: Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска Мотыженец Е.В. (доверенность от 28.12.2016, Эстерле К.Р. (доверенность от 28.12.2016), председателя правления Товарищества собственников жилья "Светлогорский" Протасовой (протокол от 12.01.2016 N 3) и его представителя Колесникова В.А. (доверенность от 20.12.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "Светлогорский" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 ноября 2016 года по делу N А33-6956/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Мозолькова Л.В., суд апелляционной инстанции: Парфентьева О.Ю., Белан Н.Н., Споткай Л.Е.),
установил:
товарищество собственников жилья "Светлогорский" (ИНН 2465226036, ОГРН 1092468037430, далее - ТСЖ "Светлогорский", товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска (ИНН 2466092184, ОГРН 1022402670025, далее - департамент) о взыскании за счет казны муниципального образования города Красноярска убытков в размере 449 947 рублей.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 ноября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2017 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с судебными актами, товарищество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело передать на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, противоправное поведения ответчика заключается в неисполнении требований, установленных законодательством, регулирующим повышение размера платы за коммунальные услуги, и отказе в компенсации истцу межтарифной разницы. Противоправное бездействие администрации в случае применения истцом тарифов на коммунальные услуги, исходя из тарифов, установленных для ресурсоснабжающих организаций, повлекло бы за собой ограничение социальных гарантий граждан, в сфере оплаты коммунальных услуг.
Причинно-следственная связь выразилась в том, что причиной взыскиваемых убытков явилось бездействие ответчика неправомерно отказывающего в выделении заявителю субсидий на покрытие "межтарифной разницы".
В судебном заседании представители товарищества и департамента поддержали соответственно доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 мая 2017 года в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе судей, рассматривающих дело, произведена замена судьи Загвоздина В.Д., на судью Новогородского И.Б.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы отложено с 11 мая 2017 года до 12 часов 01 июня 2017 года.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ТСЖ "Светлогорский" в период с 01.01.2013 по 31.12.2014 осуществляло управление в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Светлогорский, 4.
В целях управления многоквартирным домом N 4 по пр. Светлогорский в г. Красноярске истец заключил договоры с ресурсоснабжающими организациями, в том числе с ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", ООО "КрасКом", ОАО "Красноярскэнергосбыт".
17.12.2015 ТСЖ "Светлогорский" обратилось в департамент с заявлением о предоставлении компенсации части платы граждан за коммунальные услуги в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг, в котором просило рассмотреть документы за 2012, 2013, 2014 для принятия решения о компенсации части платы граждан, на возмещение неполученных доходов (выпадающие доходы) за коммунальные услуги исполнителю коммунальных услуг ТСЖ "Светлогорский" в сумме 763 080 рублей.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств, истец обратился в арбитражный суд о возмещении 449 947 рублей - убытков, в виде неполученных субсидий, связанных с оказанием коммунальных услуг собственникам (нанимателям) многоквартирных домов.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии наличия прямой причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшим ущербом.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, установлены следующие федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг: а) федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг; б) федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов; в) федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина; г) федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (содержание и текущий ремонт жилого помещения, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение) на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц. Указанный федеральный стандарт используется только для определения объема субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (п. 1 Постановления).
Размеры федеральных стандартов, указанных в подпунктах "г" и "д" пункта 1 настоящего постановления, ежегодно устанавливаются Правительством Российской Федерации в среднем по Российской Федерации, а также по субъектам Российской Федерации (п. 2 Постановления).
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к числу вопросов местного значения городского округа.
В целях обеспечения доступности коммунальных услуг в 2013-2014 годах принят Закон Красноярского края от 20.12.2012 N 3-957 "О временных мерах поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг" (далее - Закон N 3-957) который действовал до 01.01.2015 и предусматривал в пункте 2 статьи 6 предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований края на предоставление компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг в соответствии с Закон Красноярского края от 20.12.2012 N 3-959 "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями Красноярского края по реализации временных мер поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг" (далее - Закон N 3-959)
Для реализации Закона N 3-957, Закона N 3-959 о наделении полномочиями, постановления Правительства Красноярского края от 14.02.2013 N 38-п "О реализации временных мер поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг" постановлением администрации г. Красноярска от 17.04.2013 N 192 утвержден Порядок предоставления компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, контроля за соблюдением условий предоставления компенсации и возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления (далее - Порядок N 192), действовавший до 19.03.2015.
Частью 6 статьи 5 Закона N 3-957 предусмотрено, что компенсация производится на основании заявления исполнителя коммунальных услуг, поданного с приложением установленных документов в уполномоченный орган местного самоуправления по месту нахождения исполнителя коммунальных услуг.
При предоставлении коммунальных услуг общество предъявляло в квитанциях к оплате собственникам указанного многоквартирного дома стоимость потребленных коммунальных услуг, рассчитанную с применением установленных Законом N 3-957 коэффициентов роста цен на коммунальные услуги. В связи с применением указанных коэффициентов в 2013 и 2014 образовалась разница (выпадающие доходы) между стоимостью коммунальных услуг, рассчитанной исходя из цен (тарифов), установленных для ресурсоснабжающих организаций, и суммами, начисленными и предъявленными обществом к оплате собственникам и нанимателям помещений.
Статьями 4 и 5 Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-957 предусмотрено предоставление исполнителям коммунальных услуг компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг в форме выплаты им соответствующих субсидий в случае, если нормативный объем расходов граждан на оплату коммунальных услуг (то есть стоимость услуг, рассчитанная по установленным ценам (тарифам)) превышает показатель доступности коммунальных услуг (стоимость услуг, рассчитанную с применением установленного коэффициента роста цен).
Закон Красноярского края от 20.12.2012 N 3-959 наделил на 2013-2015 годы государственными полномочиями по выплате компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг органы местного самоуправления. При этом соответствующие государственные полномочия включали в себя: прием документов для предоставления компенсации, определение размера компенсации, принятие решений о предоставлении компенсации (субсидии) и перечисление средств субсидий. В пункте 1 статьи 4 этого Закона указано, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, предусматриваются законом края о краевом бюджете в форме субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов края.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона N 3-957 и пунктом 6 Порядка N 192 исполнители коммунальных услуг для получения компенсации представляют заявления и документы, указанные в пункте 5 Порядка предоставления субсидии N 192.
Как следует из материалов дела, Красноярским краем были выделены соответствующие субвенции органу местного самоуправления для реализации указанных выше государственных полномочий и в бюджете муниципального образования г. Красноярск на 2013 - 2014 были предусмотрены средства на возмещение субсидий.
За получением субсидии за спорный период ТСЖ "Светлогорский" обратилось с заявлением 17.12.2015.
Доказательств, подтверждающих своевременное и надлежащее предоставление документов для получения в 2013, 2014 субсидии в целях компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, обществом в материалы дела не представлено.
В силу пункта "г" части 2 статьи 3 Закона N 3-959 в случае неиспользования до 31 декабря текущего финансового года средств, предоставленных из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны вернуть неиспользованные финансовые средства в краевой бюджет.
По окончании финансового года муниципальное образование, согласно требованиям действующего бюджетного законодательства и подпункта "г" пункта 2 статьи 3 Закона N 3-959, возвратило остаток средств субвенции в бюджет Красноярского края.
Таким образом, из изложенного следует, что поскольку финансовое обеспечение предоставления исполнителям коммунальных услуг компенсации, связанной с применением коэффициентов роста цен на коммунальные услуги, является расходным обязательством Красноярского края, администрация осуществляла выплату получателям соответствующих сумм компенсации (субсидий) в связи с наделением ее Красноярским краем отдельным государственным полномочием, которое, как указано выше, муниципальное образование может осуществлять лишь в пределах средств, предоставленных на эти цели из вышестоящего бюджета, при этом по окончании финансового года администрация во исполнение требований действующего бюджетного законодательства возвратила остаток средств субвенции в бюджет Красноярского края и фактически не располагает указанными денежными средствами, на нее не может быть возложена обязанность по выплате истцу соответствующей суммы компенсации (субсидии). При названных обстоятельствах возложение судами на администрацию данной обязанности приведет к необходимости исполнения расходного обязательства Красноярского края муниципальным образованием за свой счет, что не соответствует положениям указанных выше части 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В этой связи при установленных судами по делу обстоятельствах Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска является ненадлежащим ответчиком по предъявленному иску.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что суды полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 ноября 2016 года по делу N А33-6956/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сонин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.