г. Иркутск |
|
31 июля 2009 г. |
N А58-7150/08 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Гуменюк Т.А.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Вилюйская ГЭС-3" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2009 года и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2009 года по делу N А58-7150/08 (суд первой инстанции: Эверестова Р.И., суд апелляционной инстанции: Борголова Г.В., Желтоухов Е.В., Ткаченко Э.В.)
установил:
Открытое акционерное общество "Вилюйская ГЭС-3" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ленскому району Ленского Территориального Управления Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству (далее - административный орган) по делу об административном правонарушении N 63 от 23.10.2008.
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2009 года решение суда оставлено без изменения.
Обжалуя судебные акты в связи с несоответствием выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела, ОАО "Вилюйская ГЭС-3" оспаривает вывод судов о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.38 КоАП РФ, считает его недоказанным, указывает на то, что заявителем осуществляются мероприятия по сохранению окружающей природной среды в том числе путём создания удобных и безопасных рыбопромысловых участков, утверждает, что гидротурбины и гидротехническое сооружение к водозаборным и перекачивающим устройствам по своему физическому принципу действия не относятся, а используемые для хозяйственных нужд водозаборные сооружения снабжены плоскими рыбозаградительными сетками, указывает на то, что пакет документов о заключении договора водопользования находится в Ленском Территориальном Управлении, вины заявителя в его затяжном оформлении нет. Опровергая утверждение административного органа о непроведении компенсационных мероприятий, заявитель указывает, что они должны быть выполнены не позднее ввода в действие Вилюйской ГЭС-3, однако её строительство в настоящее время не завершено; проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию гидроагрегатов и канализационно-очистных сооружений осуществлялись в соответствии с действующим заключением ЦУРЭН Главрыбвода от 17.03.1977 N 30-11-09/590, а также указывает на необоснованность вывода судов о нанесении ГЭС на протяжении 25 лет вреда рыбному хозяйству в связи с его недоказанностью.
На основании изложенных обстоятельств ОАО "Вилюйская ГЭС-3" просит об отмене обжалуемых судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик отклоняет изложенные в ней доводы, считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 68540, N 68541), однако своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в результате плановой проверки соблюдения требований законодательства об охране водных биологических ресурсов и среды их обитания в отношении ОАО "Вилюйская ГЭС-3" составлен протокол об административном правонарушении N 63 от 10.10.2008 о факте правонарушения, предусмотренного статьёй 8.38 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 63 от 23.10.2008 ОАО "Вилюйская ГЭС-3" привлечено к административной ответственности на основании статьи 8.38 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200000 рублей.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения установлен административным органом и подтвержден соответствующими доказательствами, следовательно, привлечение заявителя к административной ответственности является законным и обоснованным.
Оставляя решение суда без изменений, суд апелляционной инстанции признал данные выводы суда соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия.
Как видно из содержания протокола об административном правонарушении N 63 от 10.10.2008 и содержания оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении N 63 от 23.10.2008 событие вменяемого ОАО "Вилюйская ГЭС-3" правонарушения, предусмотренного статьёй 8.38 КоАП РФ, включает несколько эпизодов:
-ведение строительных работ без согласования с органами рыбоохраны;
-отсутствие в эксплуатируемых гидроагрегатах рыбопропускных и рыбозащитных устройств, вследствие чего гибнет рыба;
-отсутствие разрешительных документов на забор воды;
-невыполнение компенсационных мероприятий, предусмотренных Заключением Центрального управления по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по охране и воспроизводству рыбных запасов (ЦУРЭН) по проектным предложениям по водоснабжению и канализации Вилюйской ГЭС-3 на реке Вилюй N 30-11-09/590 от 17.01.1977;
-невыполнение компенсационных мероприятий по восстановлению ихтиофауны (зарыбление водохранилища ВГЭС-3 личинками молоди сиговых, получаемых на Вилюйском (в настоящее время Чернышевском) рыбоводном заводе, и организация рыбоводного хозяйства на ручье Сыылага), указанных в материалах Оценки воздействия Вилюйской ГЭС-3 на окружающую среду (далее - ОВОС), подготовленных ООО "АйСиФ/ЕКО" по второму этапу договора N 306 от 01.06.2004 с ОАО "Вилюйская ГЭС-3", Москва, 2005;
-невыполнение наблюдений за изменением видового состава ихтиоценозов в целом и отдельных популяций рыб, а также непроведение ежемесячного гидробиологического мониторинга, предусмотренных Программой мониторинга ОВОСа и Проектом социально-экологического мониторинга зоны влияния ВГЭС-3 N 1329-8-38т, "Ленгидропроект", СПб, 2002";
-проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию канализационно-очистных сооружений гидроэлектростанции без согласования с органами рыбоохраны;
-отсутствие разрешительных документов на сброс сточных вод;
При рассмотрении настоящего дела Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) приняты пояснения административного органа о том, что объективная сторона вменяемого ОАО "Вилюйская ГЭС-3" правонарушения выражена в строительстве и эксплуатации водозаборных и перекачивающих механизмов в составе гидроэлектростанции с нарушением правил охраны водных биоресурсов.
Между тем объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьёй 8.38 КоАП РФ, и событие данного правонарушения, как оно изложено в протоколе об административном правонарушении N 63 от 10.10.2008 и постановлении по делу об административном правонарушении N 63 от 23.10.2008, не совпадают.
Фактические обстоятельства, изложенные административным органом в процессуальных документах, требуют дополнительной проверки на предмет их соответствия объективной стороне вменяемого ОАО "Вилюйская ГЭС-3" правонарушения, в связи с чем судебные акты, принятые по настоящему делу, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать обстоятельства, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении, исследовать доказательства, представленные административным органом в обоснование законности привлечения юридического лица к административной ответственности, и установить, образуют ли вменяемые заявителю деяния объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьёй 8.38 КоАП РФ, а также дать правовую оценку доводам заявителя и доказательствам, представленным в опровержение вменяемого ему административного правонарушения.
Учитывая положения статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив наличие оснований, предусмотренных статьёй 288 Кодекса, суд кассационной инстанции считает судебные акты, принятые по настоящему делу, подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем госпошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату заявителю из средств федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2009 года и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2009 года по делу N А58-7150/08 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Возвратить открытому акционерному обществу "Вилюйская ГЭС-3" из средств федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей, уплаченную по платёжному поручению N 457 от 11 июня 2009 года.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Гуменюк |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.