город Иркутск |
|
07 февраля 2024 г. |
Дело N А19-14508/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Новиковой И.В.(доверенность от 09.01.2024, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 сентября 2023 года по делу N А19-14508/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, г. Иркутск; далее - ОАО "ИЭСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) от 09.06.2023 о назначении административного наказания по делу N 038/04/9.21-1895/2022 об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (ОГРН 1023801542412, ИНН 3800000252, г. Иркутск; далее - ОГУЭП "Облкоммунэнерго", Предприятие).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 сентября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2023 года, заявленные требования удовлетворены частично: постановление Управления от 09.06.2023 по делу N 038/04/9.21-1895/2022 признано незаконным и изменено в части назначения административного наказания в виде административного штрафа, мера наказания определена в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
ОАО "ИЭСК" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике (далее - Закон N 35-ФЗ), статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), статьи 2.9, 4.2, 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вопросы осуществления технологического присоединения следуют из договорных правоотношений, следовательно, спор подлежит рассмотрению в судебном порядке в соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации; ОГУЭП "Облкоммунэнерго" передало разногласия на рассмотрение в арбитражный суд, однако отказалось от иска, что свидетельствует об отсутствии разногласий и соответствии проекта договора требованиям Правил N 861; вывод судов о невозможности применения статьи 2.9 Кодекса является необоснованным; в данном случае нарушение Правил N 861, которое, по мнению антимонопольного органа, образует состав правонарушения по статье 9.21 Кодекса, не привело к возникновению какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; пропуск срока направления договора после получения откорректированной заявки составляет 1 день; учитывая изложенное, а также незначительный пропуск срока возможно признание правонарушения малозначительным; судами не учтены смягчающие ответственность обстоятельства, а именно тяжелое финансовое положение и оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении (пункт 4 части 1 статьи 4.2 Кодекса); Общество оказывало активное содействие, представляло необходимые документы и пояснения.
В отзывах на кассационную жалобу Иркутское УФАС России, ОГУЭП "Облкоммунэнерго" считают ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); ОАО "ИЭСК", ОГУЭП "Облкоммунэнерго" своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель Иркутского УФАС России в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Иркутское УФАС России поступило обращение ОГУЭП "Облкоммунэнерго" (вх. N 14058-ЭП/22 от 13.10.2022) на действия ОАО "ИЭСК", выразившиеся в нарушении срока направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения по заявке от 18.05.2022 N 15527/22-СЦ в целях увеличения максимальной мощности на 300 кВт КЛ-10кВ, яч. N 8 ПС-110/10кВ "Пионерская" по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, а также в навязывании невыгодных условий договора N 1043/22-ЦЭС.
Определением Управления от 09.11.2022 N 2446/22 в отношении ОАО "ИЭСК" возбуждено дело об административном правонарушении, проведено административное расследование.
По результатам административного расследования установлено, что ОГУЭП "Облкоммунэнерго" 18.05.2022 обратилось в адрес ОАО "ИЭСК" с заявкой N 15527/22-СЦ на технологическое присоединение энергопринимающих устройств с целью увеличения максимальной мощности, расположенных по адресу: Иркутская область, г. Ангарск. Запрашиваемая максимальная мощность составляла 1 885 кВт при напряжении 10 кВ, с учетом ранее присоединенных энергопринимающих устройств. Причиной обращения (пункт 4 заявки) указано - увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Рассмотрев заявку и приложенные документы, ОАО "ИЭСК" сообщило Предприятию о необходимости представления дополнительных документов.
ОГУЭП "Облкоммунэнерго" 31.05.2022 представило дополнительные сведения, однако, письмом от 09.06.2022 N 733 ОАО "ИЭСК" сообщило об отсутствии технической возможности осуществить технологическое подключение.
29.07.2022 ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обратилось к Обществу с требованием о выдаче проекта договора об осуществлении технологического присоединения по заявке от 18.05.2022 N 15527/22-СЦ от 18.05.2022.
29.08.2022 через сервисный центр в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго" направлен проект договора в двух экземплярах для подписания и технические условия.
29.09.2022 в ОАО "ИЭСК" поступил мотивированный отказ ОГУЭП "Облкоммунэнерго" от подписания договора с требованием о приведении в соответствие с Правилами N 861 пункта 10 технических условий по договору N 1043/22-ЦЭС (мероприятия осуществляемые сетевой организацией) и пунктов 11.1-11.8 Технических условий, пунктов 5, 10 Договора.
Общество письмом от 04.10.2022 отказалось вносить изменения в технические условия, уведомив Предприятие об аннулировании заявки в случае ненаправления подписанного проекта договора в адрес сетевой организации.
По факту нарушения установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям в виде неприведения договора в установленный срок в соответствие с требованиями Правил N 861, антимонопольным органом 09.01.2023 составлен в отношении Общества протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 Кодекса.
Постановлением Иркутского УФАС России от 09.06.2023 N 038/721/23 ОАО "ИЭСК" признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Иркутской области с названным заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности антимонопольным органом наличия в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого правонарушения. Вместе с тем с учетом положений статьи 4.1 Кодекса суд изменил постановление в части назначения наказания, определив меру наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда законными и обоснованными.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи влечет ответственность по части 2 статьи 9.21 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению. Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Пунктом 41 Правил N 861 установлены случаи, при которых сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации.
При получении заявки в силу абзаца 6 пункта 43 Правил N 861 сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора об осуществлении технологического присоединения.
Согласно пункту 15 Правил N 861 в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки. Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений. Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 10 рабочих дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор. В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами. В этом случае сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
Судами установлено, что 18.05.2022 в адрес ОАО "ИЭСК" поступила заявка N 15527/22-СЦ ОГУЭП "Облкоммунэнерго" (исх. от 12.05.2022) на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, с целью увеличения максимальной мощности. С учетом запроса Общества о предоставлении дополнительных документов и представления Предприятием дополнительных сведений, разногласий сторон, мотивированного отказа ОГУЭП "Облкоммунэнерго" с требованием о приведении в соответствие условий договора и отказа Общества от внесения изменений, проект договора направлен ОАО "ИЭСК" в адрес Предприятия с нарушением срока, что Обществом не оспаривается.
Принимая во внимание обстоятельства, при которых совершено нарушение, степень вины нарушителя, характер правонарушения, социальную значимость ОАО "ИЭСК" как сетевой организации, учитывая значительный объем работ, которые необходимо провести в данном случае заявителю (а также значительное увеличение мощности на 2462 кВт ВЛ-10 кВ "Холюос" от яч. 8 ЗРУ-10 ПС-110/10кВ "Пионерская) а также исходя из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости административного наказания, индивидуализации ответственности за совершенное правонарушение, суд первой инстанции признал назначение наказания в размере 600 000 рублей чрезмерной и карательной мерой, не отвечающей общим принципам публично-правовой ответственности, в связи с чем с учетом части 3.2 статьи 4.1 Кодекса снизил размер штрафа до 300 000 рублей.
В этой связи доводы заявителя кассационной жалобы о неприменении судами статьи 4.2 Кодекса не могут быть приняты во внимание.
Отклоняя доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов об отсутствии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьей 2.9 Кодекса признаков малозначительности административного правонарушения, суд кассационной инстанции учитывает, что в соответствии с абзацем 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Довод Общества о том, что вопросы осуществления технологического присоединения вытекают из договорных правоотношений, следовательно, спор подлежит рассмотрению в судебном порядке в соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, может повлечь за собой административную ответственность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2021 N 861 Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы определены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 сентября 2023 года по делу N А19-14508/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
...
Довод Общества о том, что вопросы осуществления технологического присоединения вытекают из договорных правоотношений, следовательно, спор подлежит рассмотрению в судебном порядке в соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, может повлечь за собой административную ответственность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2021 N 861 Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы определены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 февраля 2024 г. N Ф02-7814/23 по делу N А19-14508/2023