г. Иркутск |
|
22 марта 2012 г. |
N А19-13382/2011 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М.А.,
судей: Высокос М.Д., Пущиной Л.Ю.,
при участии в судебном заседании представителя Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" Колесникова Валентина Николаевича (доверенность N 1.27-08444 от 08.08.2011),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 2 на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 сентября 2011 года по делу N А19-13382/2011 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2011года по тому же делу (суд первой инстанции: Мусихина Т.Ю.; суд апелляционной инстанции: Панькова Н.М., Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" ОГРН 1027739057500 (далее - ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации ОГРН 1023801012905 (далее - фонд) о признании недействительным приказа филиала N 2 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.04.2011 N 230.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 сентября 2011года заявленное предприятием требование удовлетворено.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, фонд обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новое решение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, отнесение обособленного подразделения к самостоятельной классификационной единице необходимо только для определения класса профессионального риска и тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и не требуется для установления надбавки к страховому тарифу.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает доводы изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Фонд о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" зарегистрировано в качестве юридического лица - ОГРН 1027739057500.
Уведомлением "О размере страховых взносов" филиала N 21 Государственного
учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.03.2011 ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" на 2011 год определен 3 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,40 % к начисленной оплате труда по всем
основаниям.
29.04.2011 Государственным учреждением - Иркутским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 2 приказом N 230 установлена надбавка Филиалу "Аэроновигация Восточной Сибири" ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (Госкорпорация по ОрВД) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с мая месяца 2011 года в размере 40 процентов, в связи с чем в адрес предприятия направлено уведомление "О размере страховых взносов на обязательное социальное страхование" от 29.04.2011.
ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", полагая, что приказ от 29.04.2011 N 230 фонда нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его недействительным.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования предприятия, пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Законом установлена возможность отнесения обособленного подразделения страхователя - юридического лица к самостоятельной классификационной единице для целей обязательного социального страхования только
при наличии исполнения обособленным подразделением совокупности всех перечисленных требований. Филиал "Аэронавигация Восточной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" осуществляет деятельность, которая относится к основному
виду деятельности ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". Доказательств осуществления данным подразделением страхователя видов экономической деятельности, которые не
являются основным видом экономической деятельности страхователя, фондом не представлено, следовательно, филиал не является в данном случае самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов обоснованными.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) под страхователем понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы.
В силу статьи 6 Федерального закона N 125-ФЗ в исполнительных органах страховщика осуществляется регистрация страхователей - юридических лиц и страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Согласно пункту 7 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности, помимо страхователей могут являться обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
Пунктом 7 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок), самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются подразделения страхователя при условии, в том числе осуществления подразделениями страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
Из пункта 8 названного Порядка следует, что для отнесения подразделений страхователя к самостоятельным классификационным единицам и подтверждения видов экономической деятельности данных подразделений страхователь ежегодно, одновременно с подтверждением основного вида экономической деятельности, представляет в исполнительный орган фонда по месту своей регистрации заявление о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя.
Судами установлено, что филиал общества осуществляет вид деятельности, соответствующий виду экономической деятельности самого общества, и доказательства выделения его в самостоятельную классификационную единицу в материалах дела отсутствуют. Уведомлением "О размере страховых взносов" филиала N 21 Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.03.2011 ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" на 2011год определен 3 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,40 % к начисленной оплате труда по всем основаниям.
Таким образом, суды обоснованно пришли к выводу о том, что установление в отношении филиала общества страхового тарифа, отличного от установленного страхователю, является незаконным.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в суде кассационной инстанции, поэтому Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа указанные доводы не могут быть приняты во внимание.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 сентября 2011 года по делу N А19-13382/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Первушина |
Судьи |
М.Д. Высокос |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.