город Иркутск |
|
06 июля 2017 г. |
Дело N А19-9691/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителей: Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Анисимова О.С. (доверенность от 23.05.2017), Сюмкиной Е.В. (доверенность от 09.01.2017); общества с ограниченной ответственностью "Техномакс" Мальцева Д.С. (доверенность от 11.11.2016), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области Сахаровой Ю.В.(доверенность от 10.11.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 апреля 2017 года по делу N А19-9691/2016 Арбитражного суда Иркутской области (суд первой инстанции - Мусихина Т.Ю., суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Техномакс" (ОГРН 1102468008994, ИНН 2460221563, г. Красноярск; далее - ООО "Техномакс", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, антимонопольный орган) от 17.03.2016 N 137 и предписания от 17.03.2016 N 39.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Правительство Иркутской области (далее - Правительство), Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Министерство), общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Форвард", общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Техномакс-ИТ", общество с ограниченной ответственностью (ООО) "РТС-Тендер", общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Танго", общество с ограниченной ответственностью (ООО) "ТДК-Торг", Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 октября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 апреля 2017 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт; решение и предписание антимонопольного органа признаны недействительными.
Иркутское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции статей 39, 41 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), пункта 1.4.3 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 01.08.2007 N 244 (далее - Правила N 244), несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы суда апелляционной инстанции о незаконности ненормативных правовых актов антимонопольного органа, ссылаясь на отсутствие установленных пунктом 1.4.3 Правил N 244 оснований для передачи дела в другой территориальный орган, поскольку дело N 355 о нарушении антимонопольного законодательство возбуждено Иркутским УФАС России на основании заявления Министерства в отношении ООО "Техномакс", ООО "Форвард", ООО "Техномакс-ИТ" при проведении торгов на территории Иркутской области, следовательно, именно Иркутское УФАС России являлось уполномоченным органом по рассмотрению данного дела и основания для направления материалов в ФАС России для решения вопроса о рассмотрении иным антимонопольным органом отсутствовали; какие-либо поручения по передаче материалов дела N 355 ФАС России либо Хакасского УФАС России в Иркутское УФАС России не поступало; решение Хакасского УФАС России N 61-П-15 в части установления в действиях участников рассматриваемых торгов (реестровый номер 013420000011500200) нарушения Закона о защите конкуренции отменено решением ФАС России, которое не оспорено в установленном порядке; в рамках рассмотрения дела N А74-13090/2016 законность отмены в этой части решения Хакасского УФАС России ООО "Техномакс" не оспаривает.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Техномакс" считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу указывает на обоснованность доводов антимонопольного органа и незаконность принятого по делу судебного акта.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители Иркутского УФАС России, ООО "Техномакс", Министерства в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 22 июня 2017 года до 29 июня 2017 года до 11 часов 50 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва представители Иркутского УФАС России и Министерства дополнений к вышеизложенным позициям не заявили.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 29.05.2015 на официальном сайте для размещения заказов (http://zakupki.gov.ru) были размещены извещение и документация на проведение электронного аукциона на поставку персональных компьютеров и оргтехники для подразделений полиции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (реестровый номер 0134200000115002007).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 08.06.2015 на участие в аукционе в электронной форме поступило 6 заявок, допущенные к участию в аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 15.06.2015 победителем аукциона признано ООО "Техномакс", сделавшее предложение по цене контракта в размере 1 950 000 рублей.
В Иркутское УФАС России поступило заявление Министерства от 19.06.2015 о том, что в ходе проведения названного электронного аукциона участники ООО "Техномакс-ИТ" и ООО "Форвард" организовали значительное снижение цены контракта по отношению к начальной (максимальной) цене контракта (с 2 000 000 рублей до 900 000 рублей и 800 000 рублей соответственно) за короткий промежуток времени: с 05:55:01 до 05:55:17. За 21 секунду до завершения аукциона (в 06:14:56) ООО "ТДК-Торг" сделало предложение о цене контракта в размере 1 990 000 рублей. Далее, за 3 секунды до завершения аукциона (в 06:15:14), ООО "Техномакс" сделало предложение о цене контракта в размере 1 950 000 рублей. По итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе заявки ООО "Форвард", ООО "Техномакс-ИТ" и ООО "ТДК-Торг" были признаны не соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и аукционной документации.
Решением Иркутского УФАС России от 17.03.2016 N 137 ООО "Форвард", ООО "Техномакс-ИТ" и ООО "Техномакс" признаны нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения и участия указанных субъектов в соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах при участии в электронном аукционе на поставку компьютеров и оргтехники для подразделений полиции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (реестровый номер 0134200000115002007).
ООО "Форвард", ООО "Техномакс-ИТ" и ООО "Техномакс" выданы предписания от 17.03.2016 N 37, N 38 и N 39 о прекращении с момента получения данных предписаний указанного нарушения.
ООО "Техномакс", полагая, что названные решение и предписание N 39 не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемые акты антимонопольного органа не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности решения и предписания, как вынесенных неуполномоченным антимонопольным органом.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания (часть 1). Дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы. Федеральный антимонопольный орган вправе рассматривать указанное дело независимо от места совершения нарушения либо места нахождения или места жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы (часть 3).
Согласно пунктам 3.13, 3.19 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N 339 (далее - Административный регламент) заявление, материалы, указывающие на то, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории двух и более субъектов Российской Федерации, направляются соответствующими территориальными органами в ФАС России для решения вопроса о рассмотрении этого заявления, материалов, уведомив об этом заявителя. В случае необходимости ФАС России может запросить у территориального органа любые заявление, материалы для своего рассмотрения по собственной инициативе. В случае направления антимонопольным органом заявления, материалов для рассмотрения в другой антимонопольный орган в соответствии с пунктами 3.12 - 3.15 настоящего Регламента проверку заявления, материалов на предмет установления наличия (отсутствия) признаков нарушения антимонопольного законодательства осуществляет антимонопольный орган, принявший к своему рассмотрению это заявление, материалы.
Правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган устанавливаются федеральным антимонопольным органом (часть 4 статьи 39 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с пунктом 1.4.3 Правил N 244 если в ходе рассмотрения заявления, материалов или в ходе рассмотрения дела будет установлено, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории деятельности двух и более территориальных органов. В этом случае заявление, материалы, дело направляются соответствующими территориальными органами в ФАС России для решения вопроса о рассмотрении этого заявления, материалов, дела. Вопрос о принятии ФАС России к своему рассмотрению либо о передаче заявления, материалов, дела на рассмотрение соответствующему территориальному органу решается ФАС России в течение 7 рабочих дней со дня поступления в ФАС России этих заявлений, материалов, дел с уведомлением об этом территориального органа, направившего в ФАС России заявление, материалы, дело, в течение 2 рабочих дней.
В рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции установлено, что в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 61-А-15 Хакасское УФАС России обратилось в ФАС России с письмом от 25.09.2015, в котором сообщило об установлении фактов заключения ООО "Техномакс", ООО "Форвард" и ООО "Акцепт" соглашений, направленных на поддержание цен на торгах, проводимых в Республике Хакасия, Красноярском крае и Иркутской области, в том числе при проведении электронного аукциона на заключение контракта на поставку персональных компьютеров и оргтехники для подразделений полиции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (реестровый номер 0134200000115002007). Для доказывания факта наличия соглашения между указанными хозяйствующими субъектами Хакасскому УФАС необходимо провести анализ и аналогию поведения участников соглашения в иных электронных аукционах, проведенных на территории Красноярского края и Иркутской области.
На основании пункта 1.4.3 Правил N 244 Хакасское УФАС России направило в ФАС России материалы дела N 61-А-15 для решения вопроса о его рассмотрении, заявив ходатайство о наделении полномочиями на рассмотрение дела Хакасского УФАС России.
ФАС России письмом от 12.11.2015 N КА/63466/15 "О согласовании полномочий по рассмотрению дела N 61-А-15" в соответствии с пунктом 1.4.3 Правил N 244 поручило Хакасскому УФАС рассмотреть дело N 61-А-15 в отношении ООО "Техномакс", ООО "Форвард" и ООО "Акцепт", поскольку исходя из документов, представленных в ходатайстве, установлено, что указанные организации действуют в рамках заключенного соглашения, направленного на поддержание цен на торгах Республики Хакасия, Красноярского края и Иркутской области; признаки нарушения антимонопольного законодательства усматриваются на территории трех территориальных органов.
Таким образом, как установил суд апелляционной инстанции, антимонопольным органом, уполномоченным на рассмотрение дела о нарушении ООО "Техномакс" требований пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в том числе при проведении электронного аукциона номер 0134200000115002007, являлось Хакасское УФАС; с момента принятия ФАС России упомянутого решения Иркутское УФАС не вправе было рассматривать по существу возбужденное ранее в отношении ООО "Техномакс", ООО "Форвард" и ООО "Техномакс-ИТ" дело о нарушении антимонопольного законодательства при проведении названного аукциона. Однако, Иркутское УФАС в нарушение требований статьи 39 Закона о защите конкуренции, пунктов 1.4.3 и 2.1 Правил N 244, пункта 3.19 Административного регламента продолжило рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства N 355 и вынесло оспариваемые по настоящему делу решение и предписание.
Названное привело к тому, что в отношении ООО "Техномакс" по одному и тому же эпизоду, связанному с участием в электронном аукционе на поставку персональных компьютеров и оргтехники для подразделений полиции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (реестровый номер 0134200000115002007), было вынесено два решения разными территориальными органами - Иркутским УФАС России и Хакасским УФАС России.
Проверены доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие приведённые выводы суда апелляционной инстанции, в том числе со ссылкой на то, что решение Хакасского УФАС N 61-П-15 в части установления в действиях участников рассматриваемых торгов (реестровый номер 013420000011500200) нарушения Закона о защите конкуренции отменено решением ФАС России от 22.09.2016 N СП/65385/16, а решение Иркутского УФАС от 17.03.2016 N 137 оставлено без изменения решением ФАС России от 22.07.2016, однако, не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены судебного акта, поскольку не опровергают вывод суда о том, что на момент принятия оспариваемого по настоящему делу решения Иркутское УФАС не являлось уполномоченным на рассмотрение дела органом ввиду передачи ФАС России этих полномочий Хакасскому УФАС.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для их переоценки.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 апреля 2017 года по делу N А19-9691/2016 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.