город Иркутск |
|
13 июля 2017 г. |
Дело N А19-16407/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л А.,
судей: Шелёминой М. М., Шелега Д. И.,
при участии представителя Государственного учреждения Территориального фонда обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области Кажарской Ю.В. (доверенность от 18.11.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу областного государственного автономного учреждения здравоохранения "Братский перинатальный центр" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2016 года по делу N А19-16407/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Назарьева Л.В.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
областное государственное автономное учреждение здравоохранения "Братский перинатальный центр" (далее - ОГАУЗ "Братский перинатальный центр", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению Территориальному фонду обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области (далее - ГУ ТФОМС граждан Иркутской области, Территориальный фонд) о признании недействительным требования от 09.09.2016 N 568 "Об устранении нарушений по результатам проверки за период с 01.07.2014 по 01.07.2016" в части возврата в бюджет ГУ ТФОМС граждан Иркутской области суммы 857 098 рублей 57 копеек и уплаты штрафа в размере 85 709 рублей 86 копеек.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2017 года решение суда от 13 декабря 2016 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОГАУЗ "Братский перинатальный центр" ставит вопрос о проверке законности судебных актов, полагая, что суды неправильно применили нормы материального права, а также нормы процессуального права - статью 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; считает, что не допущено нецелевого расходования бюджетных средств, поскольку средства ОМС направлены на выплату заработной платы медицинским дезинфекторам.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Территориального фонда просила оставить судебные акты в силе, полагая их законными и обоснованными.
ОГАУЗ "Братский перинатальный центр" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании приказа Братского филиала Территориального фонда от 28.07.2016 N 23 в отношении ОГАУЗ "Братский перинатальный центр" проведена плановая комплексная проверка использования средств ОМС за период с 01.07.2014 по 01.07.2016.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", части 1 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" средства ОМС в сумме 857 098 рублей 57 копеек были направлены учреждением на оказание медицинской помощи по нелицензированным видам (выплата заработной платы медицинским дезинфекторам), то есть использованы не по целевому назначению.
Указанные обстоятельства отражены Территориальным фондом в акте проверки от 02.08.2016 и послужили основанием для выставления в отношении ОГАУЗ "Братский перинатальный центр" 09.09.2016 требования, в соответствии с которым Территориальный фонд требует от учреждения в десятидневный срок до 23.09.2016 направить в адрес Братского филиала ГУ ТФОМС граждан Иркутской области информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений. Вернуть в бюджет ГУ ТФОМС граждан Иркутской области в течение десяти рабочих дней со дня предъявления требования средства ОМС в сумме 1 515 831 рублей 46 копеек (в том числе 857 098 рублей 57 копеек - выплата заработной платы медицинским дезинфекторам), а также 151 583 рублей 15 копеек штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС за указанный период.
Отказывая учреждению в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Предметом плановой проверки являлось использование учреждением средств ОМС, являющихся бюджетными средствами бюджета фонда медицинского страхования.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетных фондах конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Материалами дела подтверждается, что денежные средства фонда ОМС в сумме 857 098 рублей, перечисленные заявителю по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, были использованы не по целевому назначению, что усматривается из нижеследующего.
Названные средства направлены на заработную плату медицинским дезинфекторам.
В штатном расписании ОГАУЗ "Братский перинатальный центр" на 01.01.2014, 01.01.2015 и на 01.01.2016 введены 2 ставки медицинского дезинфектора.
Как установил Территориальный фонд, нецелевое использование средств на заработную плату работников подтверждается тем, что вид деятельности, соответствующий должности дезинфектора, не предусмотрен лицензией, выданной учреждению 19.09.2013 N ЛО-38-01-001516.
Из материалов дела усматривается, что в проверяемый период (01.07.2014 - 01.07.2016) действовали территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденные на 2014 год постановлением Правительства Иркутской области от 25.12.2013 N 613-пп, на 2015 год - постановлением Правительства Иркутской области от 25.12.2014 N 685-пп, на 2016 год - постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2014 N 689-пп, в состав которых входят территориальные программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 3 раздела 4 Генерального соглашения о тарифах на оплату медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования на территории Иркутской области от 28.12.2012, пунктом 3 раздела 4 Генерального соглашения, пунктом 4 главы 5 Тарифного соглашения на 2015 год, пунктом 4 главы 5 Тарифного соглашения на 2016 год предусматривалось, что расходование средств ОМС на заработную плату осуществляется в переделах фонда оплаты труда в соответствии с утвержденным штатным расписанием персонала медицинской организации, участвующего в оказании медицинских услуг по Территориальной программе ОМС; в штатное расписание по ОМС включаются должности согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, утвержденной Минздравом России, и в соответствии с видами работ (услуг), предусмотренными лицензией медицинской организации.
Следовательно, заработная плата дезинфекторам за счёт бюджетных средств фонда ОМС могла быть выплачена после их включения в штатное расписание по ОМС, при условии, если данные виды работ (услуг) предусмотрены лицензией учреждения.
Лицензией, выданной учреждению 19.09.2013, деятельность медицинского дезинфектора не предусмотрена, следовательно, как правильно признали суды, оплата труда дезинфектора и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий возможны за счет бюджетных ассигнований областного и местных бюджетов, а не за счёт средств ОМС.
При таких условиях бюджетные средства в размере 857 098 рублей, перечисленные учреждению по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, были использованы не по целевому назначению.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Не соглашаясь с выводами судов, заявитель кассационной жалобы, ссылаясь на постановление Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2016 N 303-АД15-15624, считает что нет необходимости медицинским организациям лицензировать такой вид деятельности как дезинфектология, если этот вид деятельности не направлен на извлечение прибыли; дезинфекция является обязанностью любой медицинской организации.
Между тем предметом рассмотрения по настоящему делу не является вопрос о том, подлежит ли данная деятельность лицензированию.
Суды правомерно проверили целевое использование бюджетных средств бюджета ОМС и пришли к правильным выводам о том, что дезинфекторам в данном учреждении заработная плата не могла выплачиваться за счёт средств фонда ОМС, поскольку в лицензии учреждения данный вид деятельности не указан. В силу правильно применяемых судами положений Генерального соглашения о тарифах на оплату медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования на территории Иркутской области от 28.12.2012, Тарифных соглашений на 2015 год, на 2016 год расходование средств ОМС на заработную плату в 2015-2016 годах должно было осуществляться в соответствии с утверждённым штатным расписанием персонала, участвующего в оказании услуг по этим территориальным программам; в упомянутое штатное расписание включались должности в соответствии с видами работ, предусмотренными лицензией учреждения. Поскольку в имеющейся у учреждения лицензии медицинские услуги дезинфектора не предусмотрены, средства ОМС в данном случае не могли быть направлены на эти цели.
Выводы судов не противоречат позициям, изложенным Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме N 14-5/993 от 09.06.2016.
В этой же связи не могут быть учтены доводы кассационной жалобы о том, что Территориальная программа не содержала ограничений на выплату заработной платы по категориям работников.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2016 года по делу N А19-16407/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.