город Иркутск |
|
01 августа 2017 г. |
Дело N А33-25355/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л. А., Шелёминой М. М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винокуровой М. Ю.,
при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Дьяченко С. П., секретарь судебного заседания Пестов Г. И.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде представителя акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания" - Труниной Г. С. (доверенность N 24 от 09.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 02 февраля 2017 года по делу N А33-25355/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Раздобреева И. А., суд апелляционной инстанции: Морозова Н. А., Борисов Г. Н., Юдин Д. В.),
установил:
акционерное общество "Красноярская региональная энергетическая компания" (ОГРН 1152468001773; ИНН 2460087269; г. Красноярск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - служба) о признании недействительным предписания N 4011-ж от 05.08.2016.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" (далее - ПАО "Красноярскэнергосбыт").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02 февраля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2017 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе общество указывает, что к правоотношениям по установке прибора учета на границе балансовой принадлежности применяются Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442) (далее - Основные положения N 442); ссылаясь на пункты 150, 152, 154 Основных положений N 442, общество обжалует выводы судов о том, что у него отсутствовали правовые основания для осуществления мероприятий по установке и допуску прибора учета в связи с отсутствием в уведомлении указания конкретного времени; также общество полагает, что выводы судов о наличии подписи потребителя в акте ввода прибора учета в эксплуатацию как обязательном условии для допуска прибора учета в эксплуатацию, неправомерны.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (извещения; информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru, в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа службы N 4011-ж от 27.07.2016 в связи с поступившим обращением гражданина N 02-08/5758 от 15.07.2016 о нарушении прав потребителя при предоставлении коммунальных услуг в отношении ПАО "Красноярскэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) проведена внеплановая выездная проверка на объекте жилищного фонда: индивидуальный жилой дом по адресу: поселок Березовка, ул. Чкалова, 9 (далее - жилой дом), с целью осуществления регионального государственного жилищного надзора.
В ходе проведения проверки службой установлено и в акте N 4011-ж от 05.08.2016 отражено, что на вводе кабельной линии от опоры N 39-3 ВЛ 0,4 кВ до жилого дома на опоре под изоляторами на высоте более 2,5 метров обществом (сетевой организацией) установлен прибор учета расхода электроэнергии (SM 301 N 3012000305).
ПАО "Красноярскэнергосбыт" представлен акт ввода указанного прибора учета в эксплуатацию N 117 от 21.01.2016, подписанный только представителем общества (подписи потребителя и гарантирующего поставщика отсутствуют), согласно которому ранее установленный прибор учета в жилом доме (тип ЦЭ6803ВМ N 009073024003970) снят с расчетов; одновременно установлен прибор учета (SM 301 N 3012000305), по которому ПАО "Красноярскэнергосбыт" с 22.01.2016 осуществляет учет расхода электроэнергии и начисление размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
Вместе с тем службой также установлено, что индивидуальный прибор учета электроэнергии тип ЦЭ6803ВМ N 009073024003970 на момент проверки находился в рабочем состоянии.
По результатам проведения проверки ПАО "Красноярскэнергосбыт" выдано предписание N 4011-ж от 05.08.2016, обязывающее его в срок до 09.09.2016 принять меры по устранению выявленного нарушения пунктов 42, 81 (7) Правил N 354 и осуществлять учет расхода электроэнергии и начисление размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом доме, на основании показаний прибора учета электроэнергии тип ЦЭ6803ВМ N 009073024003970.
Общество, полагая, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы как сетевой организации, оспорило предписание в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из законности оспариваемого предписания, отсутствия нарушений прав и законных интересов общества.
В силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) требование об оспаривании предписания может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Из материалов дела следует, что оспариваемое предписание выдано ПАО "Красноярскэнергосбыт" в связи с осуществлением расчета платы за оказанную коммунальную услугу (электроснабжение) на основании ненадлежащего прибора учета.
Поскольку в соответствии с действующим законодательством размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, в первую очередь исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, в силу положений Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354) (далее - Правила N 354) и Основных положений N 442 собственниками жилых домов (энергопринимающих устройств) должны быть обеспечены оснащение таких домов приборами учета, расположенными на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка (потребителей, сетовой организации), ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена.
При этом в соответствии с пунктом 150 Основных положений N 442 в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками жилых домов обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета.
Данным пунктом Основных положений N 442 также предусмотрено, что в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
Из пунктов 152, 153, 153 (1) Основных положений N 442 следует, что собственник энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, участвует в допуске установленного прибора в эксплуатацию; сетевая организация в порядке, предусмотренном пунктом 153 настоящего документа, уведомляет его в письменной форме способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию с указанием сведений, содержащихся в заявке.
Регламентированная пунктом 154 Основных положений N 442 процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, который составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, в том числе собственником энергопринимающих устройств.
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию собственника энергопринимающих устройств, который был уведомлен о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без его участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
По результатам исследования и оценки представленных доказательств и доводов сторон в порядке главы 7 АПК РФ, суды обоснованно установили, что сетевая организация (общество) 05.09.2016 направила в адрес потребителя уведомление (исх. N 013/10016/98 от 31.12.2015) с приглашением принять участие в монтаже и приемке в эксплуатацию прибора учета, уведомив, что в случае неявки допуск прибора учета будет осуществлен в отсутствие потребителя. Указанное уведомление получено потребителем 14.01.2016 согласно сведениям с сайта Почты России, однако потребителем ответ в сетевую организацию не направлен, в предложенный обществом день потребитель на установку прибора не явился. Общество 22.01.2016 установило спорный прибор учета расхода электроэнергии (SM 301 N 3012000305), составило и единолично подписало акт ввода указанного прибора учета в эксплуатацию N 117 от 22.01.2016
Вместе с тем представленное обществом уведомление исх. N 013/10016/98 от 31.12.2015, в котором в качестве времени составления акта допуска прибора учета указано: "22.01.2016 в период с 08 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин.", обоснованно признано судами ненадлежащим извещением в связи с отсутствием в нем указания конкретного времени составления такого акта.
Таким образом, суды пришли к мотивированному выводу о том, что общество в нарушение вышеприведенных пунктов Основных положений N 442 не исполнило возложенную на него обязанность по извещению потребителя, следовательно, у него отсутствовали правовые основания для допуска в эксплуатацию прибора учета в отсутствие потребителя.
Кроме того, суды также правильно указали, что в соответствии с пунктами 81, 81 (3), 81 (7) Правил N 354 подпись потребителя в акте ввода прибора учета в эксплуатацию является обязательным условием для допуска прибора учета в эксплуатацию для целей определения объема потребленной электроэнергии и расчета размера платы за коммунальную услугу (электроснабжение).
Также судами обоснованно установлено, что на момент проведения проверки в жилом помещении был установлен и находился в работоспособном состоянии иной прибор учета, на основании которого до 22.01.2016 ПАО "Красноярскэнергосбыт" осуществляло расчет платы за потребленную коммунальную услугу, в связи с чем использование вновь установленного прибора признано службой неправомерным и выдано соответствующее предписание. При этом обществом в материалы дела не представлено доказательств, что прибор учета тип ЦЭ6803ВМ N 009073024003970 был установлен и (или) введен в эксплуатацию с нарушениями требований законодательства, что он вышел из строя, являлся неисправным либо потребитель обращался с заявлением об установке нового прибора учета. Следовательно, суды правильно указали на отсутствие правовых оснований для признания установленного обществом прибора учета расхода электроэнергии SM 301 N 3012000305 в качестве расчетного.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций пришли к мотивированному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования общества, признали предписание службы законным и обоснованным, не нарушающим права и законные интересы общества.
Доводы кассационной жалобы общества проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, а также направлены на иную оценку доказательств по делу.
При вышеизложенных обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 02 февраля 2017 года по делу N А33-25355/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л. А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.