город Иркутск |
|
11 сентября 2017 г. |
Дело N А19-4118/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иркутской области в лице министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 февраля 2017 года по делу N А19-4118/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Кшановская Е.А.;
суд апелляционной инстанции: Скажутина Е.Н., Бушуева Е.М., Капустина Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Народный маршрут" (ОГРН: 1063848018585, ИНН: 3821014249, г. Шелехов; далее - ООО "Народный маршрут", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН: 1073808028271, ИНН: 3808170986, г. Иркутск; далее - министерство социального развития, министерство, ответчик) о взыскании 963 807 рублей 84 копеек в счет возмещения расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, за май, июнь 2014 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N 1 (ОГРН: 1083808001023, ИНН: 3808172239, г. Иркутск; далее - управление).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 июня 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 октября 2016 года, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно - Сибирского округа от 12 декабря 2016 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 июня 2016 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 октября 2016 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 23 января 2017 года принято уточнение иска, согласно которому ответчиком по настоящему спору должно выступать публично-правовое образование - Иркутская область в лице министерства социального развития, а взыскание производиться с ответчика за счет казны Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 февраля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года, с Иркутской области в лице министерства социального развития за счет казны Иркутской области в пользу ООО "Народный маршрут" взысканы убытки в размере 963 807 рублей 84 копеек, расходы по уплате государственной пошлины - 25 276 рублей.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство социального развития обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность и обоснованность судебных актов в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, нарушением судами норм материального и процессуального права, неполным выяснением обстоятельств дела, имеющих значение для настоящего спора.
По мнению заявителя кассационной жалобы, министерство социального развития является ненадлежащим ответчиком по делу; министерство является главным распорядителем бюджетных средств по предоставлению субсидий только в соответствующем финансовом году; лимиты бюджетных средств за 2014 год у ответчика отсутствуют.
По мнению министерства социального развития, перечисление бюджетных ассигнований перевозчикам должно производиться лицом, с которым заключено соответствующее соглашение о компенсации расходов (территориальным управлением уполномоченного органа - управлением). Солидарной, субсидиарной ответственности по обязательствам территориальных управлений министерство не несет.
Кроме того, ответчик полагает, что у общества отсутствует право на возмещение расходов в связи с недобросовестным исполнением условий договора от 31 марта 2014 года N 31 о предоставлении бюджетных ассигнований перевозчикам, которые осуществляют перевозку пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области (далее - договор N 31).
Отзывов на кассационную жалобу не представлено.
Одновременно с подачей кассационной жалобы ответчиком заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Общество и управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация в сети Интернет на сайтах - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражными судами, между истцом и управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Шелеховскому району (с 2015 года Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N 1) заключен договор N 31.
Предметом договора N 31 является предоставление в 2014 году истцу бюджетных ассигнований из областного бюджета в целях возмещения расходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественного автомобильного транспорта в пригородном сообщении (кроме такси).
Договор заключен в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области" (далее - постановление N 521-пп).
Пунктами 2.1.2, 3.1 договора N 31 определены документы, необходимые для получения компенсации за представление услуг по перевозке льготной категории граждан и основания для отказа заявителю в ее предоставлении.
22.01.2016 истец обратился к министерству с требованием произвести выплату понесенных затрат. Ответчик письмом от 26.02.2016 N 53-35-2055/16-11 отказал обществу в возмещении заявленных им расходов.
ООО "Народный маршрут", полагая исполнение ответчиком своих обязательств по договору N 31 ненадлежащим, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, руководствовались положениями постановления N 521-пп, статьями 69, 78, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), статьей 67 Устава Иркутской области от 17.04.2009 N 1.
Арбитражный суд Иркутской области и Четвертый арбитражный апелляционный суд пришли к выводам о возникновении у общества обоснованных расходов по перевозке льготных пассажиров и о наличии у министерства социального развития обязанности по возмещению указанных убытков.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными и обоснованными в связи со следующим.
С учетом подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, положений статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации ответчиком по настоящему делу должно выступать публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот - Иркутская область.
Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", далее - постановление N 23).
Как следует из пункта 1 положения об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, утвержденного постановлением N 521-пп, уполномоченным органом по организации предоставления субсидий перевозчикам является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - уполномоченный орган), субсидии из областного бюджета предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до уполномоченного органа на цели, указанные в настоящем пункте.
Пункт 18 указанного положения устанавливает, что уполномоченный орган, служба государственного финансового контроля Иркутской области осуществляют проверку соблюдения перевозчиками условий, целей и порядка предоставления субсидий в соответствии с законодательством.
В силу требований статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 1, 3, 11 положения "О министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области" (вместе с "Положением о министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области") (утверждено постановлением Правительства Иркутской области от 18.09.2009 N 261/40-пп), министерство является субъектом, который уполномочен на представление интересов Иркутской области в данном споре (споре о возмещении расходов транспортных предприятий при осуществлении перевозки льготных пассажиров).
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
На основании вышеизложенного, доводы министерства об отсутствии у него обязанности по возмещению расходов транспортным предприятиям при перевозке льготных пассажиров несостоятельны.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 16 постановления N 23 организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законами льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы (убытки).
Истец, как лицо, осуществляющее перевозку льготной категории граждан, в силу постановления N 521-пп и договора N 31 имеет право на получение субсидий в пределах бюджетных лимитов в связи с предоставлением льгот на проезд граждан в городском сообщении.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, с соблюдением требований главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводам об обоснованности предъявленных требований по праву и размеру. Факт оказания услуг подтвержден материалами дела, доказательства, представленные истцом в суд первой инстанции, соответствуют условиям заключенного договора (пункт 2.1.2).
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания факта недобросовестного исполнения условий договора, правомерность отказа в предоставлении субсидий в заявленном размере возложена на ответчика - министерство социального развития.
С учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды, оценив представленные в материалы дела ответчиком доказательства в обоснование возражений, пришли к правильному выводу о неподтвержденности министерством обстоятельств, связанных с отказом в принятии к возмещению расходов истца при оказании услуг по перевозке граждан льготной категории.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки доказательств по делу.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, указанных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 февраля 2017 года по делу N А19-4118/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 февраля 2017 года по делу N А19-4118/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.