город Иркутск |
|
20 сентября 2018 г. |
Дело N А19-20017/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Качукова С.Б.,
судей Бурковой О.Н., Кушнаревой Н.П.
при участии в судебном заседании представителя министерства имущественных отношений Иркутской области Рябининой А.В. (доверенность от 26.07.2018) и представителя публичному акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" Ивановой Н.В. (доверенность от 17.07.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца - министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2018 года по делу N А19-20017/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: судья Пенюшов Е.С.; апелляционный суд:
судьи Никифорюк Е.О., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
министерство имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, место нахождения: г. Иркутск, далее также - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к публичному акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388, место нахождения:
г. Санкт-Петербург, далее также - ПАО "Ростелеком", ответчик) о взыскании 179 761 рубля 53 копеек задолженности по договору аренды земельного участка от 06.05.2013 N 5004 и 39 884 рублей 90 копеек неустойки за период с 11.02.2017 по 06.06.2017.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2018 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы министерство сослалось на неправильное применение судами норм Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением правительства Иркутской области от 01.12.2015 N 601-пп, и на ошибочность их выводов о недопустимости применения коэффициента инфляции при определении размера арендной платы на 2016 год. По мнению министерства, поскольку в 2016 году кадастровая стоимость переданного ответчику в аренду земельного участка была установлена в размере его рыночной стоимости, при этом последняя была определена по состоянию на 13.11.2012, применение при определении размера арендной платы на 2016 год коэффициента инфляции является обоснованным и правомерным.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика в представленном отзыве и в устных пояснениях указал на несостоятельность доводов министерства, в связи с чем просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и в отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора аренды земельного участка от 06.05.2013 N 5004 администрация города Иркутска (арендодатель) передала ПАО "Ростелеком" (арендатору) в аренду на срок с 26.04.2013 по 26.04.2062 для эксплуатации объектов материально-технического снабжения земельный участок с кадастровым номером 38:36:000014:704 площадью 13 815 кв.м из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: г. Иркутск, Куйбышевский район, ул. Бирюсинская, 27.
Земельный участок передан арендатору в аренду по акту от 26.04.2013.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 17.06.2013.
В соответствии с пунктом 3.5 договора размер арендной платы на текущий календарный год определяется расчетом, являющимся неотъемлемой частью договора.
Согласно пункту 3.6 договора размер арендной платы ежегодно пересматривается. При этом арендная плата за использование земельного участка изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя в каждом случае изменения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, кадастровой стоимости земельного участка, ставок земельного налога на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, Иркутской области и органов местного самоуправления города Иркутска.
На основании Закона Иркутской области от 18.12.2014 N 162-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и правительством Иркутской области" осуществление полномочий органов местного самоуправления муниципального образования г. Иркутск по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, передано правительству Иркутской области.
В соответствии с Положением о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденным постановлением правительства Иркутской области от 30.09.2009 N 264/43-пп, исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования г. Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, является министерство имущественных отношений Иркутской области.
В этой связи права и обязанности администрации города Иркутска, являющейся стороной договора аренды земельного участка от 06.05.2013 N 5004, с момента изменения порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к правительству Иркутской области в лице его уполномоченного органа - министерства имущественных отношений Иркутской области.
Ссылаясь на то, что ответчик обязательства по внесению арендной платы исполнял ненадлежащим образом, министерство после реализации претензионного порядка урегулирования спора обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с него задолженности по арендной плате за период с 01.01.2016 по 30.06.2017 в сумме 179 761 рубль 53 копейки и пени за период с 11.02.2017 по 06.06.2017 в сумме 39 884 рубля 90 копеек.
При рассмотрении дела суды установили, что между сторонами возникли разногласия относительно порядка расчета арендной платы за земельный участок за 2016 и 2017 годы, а именно - относительно применения при расчете коэффициента инфляции.
В частности, по расчетам министерства, произведенным с учетом изменения кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 11.02.2016 N 3.9, размер годовой арендной платы за земельный участок на 2016 год, определенный с применением коэффициента инфляции 1,193808, составил 737 185 рублей, размер годовой арендной платы на 2017 год, определенный с применением коэффициента инфляции 1,2346, составил 762 375 рублей 38 копеек. При этом министерство сочло необходимым применение данных коэффициентов при расчете арендной платы на 2016 и 2017 годы, указав на то, что кадастровая стоимость земельного участка была установлена решением комиссии в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 13.11.2012.
По расчетам ПАО "Ростелеком", размер годовой арендной платы на 2016 год, определенный без учета коэффициента инфляции, составил 617 508 рублей, размер годовой арендной платы за 1 и 2 кварталы 2017 года, определенный с применением коэффициента инфляции 1,04, составил 321 104 рубля 16 копеек. При этом общество, сославшись на пункт 12 постановления правительства Иркутской области от 01.12.2015 N 601-пп, исходило из недопустимости применения коэффициента инфляции на 2016 год ввиду изменения в том же году кадастровой стоимости земельного участка. Согласно расчетам ПАО "Ростелеком", с учетом произведенных им оплат какая-либо задолженность за спорный период у него отсутствует.
Отказывая в удовлетворении предъявленного иска, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 432, 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 22, 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 24.17, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об оценочной деятельности), пункта 12 Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением правительства Иркутской области от 01.12.2015 N 601-пп (далее также - Положение), и исходил из обоснованности позиции ответчика о недопустимости применения коэффициента инфляции на 2016 год и, как следствие, из отсутствия у него задолженности по арендной плате за спорный период.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Между тем решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене в связи со следующим.
Так, в соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действовавшим до 01.03.2015, было определено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей с 01.03.2015, также предусмотрено, что если иное не установлено этим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Спорный земельный участок, предоставленный в аренду ПАО "Ростелеком", относится к земельным участкам, государственная собственность на который не разграничена, в связи с чем арендная плата за его использование носит регулируемый характер (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
В рассматриваемом случае размер арендной платы по договору аренды определен министерством в соответствии с Положением о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением правительства Иркутской области от 01.12.2015 N 601-пп.
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что арендная плата в год за использование земельного участка устанавливается в размере земельного налога за соответствующий земельный участок либо в ином размере в соответствии с пунктами 5, 6 этого Положения и определяется в договоре аренды земельного участка с учетом уровня инфляции (максимального значения уровня инфляции), установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по состоянию на 1 января очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором утвержден результат определения кадастровой стоимости земельного участка.
В силу пункта 12 Положения арендная плата за использование земельного участка ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется арендодателем в одностороннем порядке на уровень инфляции (максимальное значение уровня инфляции), установленный Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который изменяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, уполномоченные органы предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае изменение арендной платы на уровень инфляции в году, в котором был произведен перерасчет, не проводится.
Под инфляцией понимается повышение общего уровня цен в экономике. Коэффициент инфляции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Применение указанного коэффициента при определении размера арендной платы необходимо в целях корректировки ранее утвержденной кадастровой стоимости земельного участка с учетом повышения общего уровня цен.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области утверждены постановлением правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп, вступившем в силу 03.12.2013.
В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. В этой связи в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ПАО "Ростелеком" решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 11.02.2016 N 3.9 кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 38:36:000014:704 установлена в размере 13 722 400 рублей по состоянию на 13.11.2012.
Таким образом, в данном случае изменение кадастровой стоимости земельного участка произведено индивидуально на основании норм статей 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности в порядке оспаривания ранее утвержденной кадастровой стоимости этого участка с определением его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости участка по состоянию на 13.11.2012. Новая кадастровая стоимость спорного земельного участка в порядке, установленном пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 24.11 и 24.17 Закона об оценочной деятельности (то есть методом массовой оценки), не определялась.
С учетом того, что изменение (корректировка) в индивидуальном порядке утвержденной нормативным правовым актом кадастровой стоимости земельного участка производится на основании его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, по смыслу пункта 12 Положения, утвержденного постановлением правительства Иркутской области от 01.12.2015 N 601-пп, такое изменение (корректировка) кадастровой стоимости, вопреки выводам судов, не исключает возможности применения в год корректировки коэффициента уровня инфляции. В противном случае расчет арендной платы будет производиться на основании кадастровой стоимости земельного участка, установленной исходя из прежнего уровня цен, без учета повышения общего уровня цен в экономике по состоянию на текущий период, что поставит арендатора в более выгодной положение по сравнению с иными лицами (арендаторами) в схожих обстоятельствах.
Ссылки судов на ответ на вопрос N 1 Разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017, применительно к обстоятельствам настоящего дела являются необоснованными, поскольку в данном ответе изложены разъяснения относительно момента, с которого происходит изменение арендной платы за земельный участок в связи с изменением его кадастровой стоимости в результате проведения государственной кадастровой оценки земель, тогда как в рассматриваемом случае идет речь об обоснованности применения коэффициента инфляции при изменении кадастровой стоимости земельного участка путем ее установления при оспаривании достоверности в размере рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах выводы судов о недопустимости применения коэффициента инфляции при определении размера арендной платы на 2016 год являются неверными, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 и частями 1 и 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, проверить представленные в материалы дела расчеты арендной платы и задолженности по ней, по результатам чего разрешить имеющийся спор.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2018 года по делу N А19-20017/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2018 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.