г.Иркутск |
|
6 октября 2017 г. |
Дело N А58-3410/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 октября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Уманя И.Н.,
судей Бронниковой И.А., Парской Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2017 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2017 года по делу N А58-3410/2008 (суд первой инстанции - Исакова Н.Н.; суд апелляционной инстанции - Барковская О.В., Гречаниченко А.В., Оширова Л.В.),
установил:
производство по делу N А58-3410/2008 о признании несостоятельным (банкротом) открытого акционерного общества национальной нефтегазовой компании "Саханефтегаз" (ОГРН 1021401056819, г.Якутск Республики Саха (Якутия), далее - ННГК "Саханефтегаз", должник) возбуждено на основании заявления открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" (ныне, в связи с изменением организационно-правовой формы, публичное акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть"), принятого определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2008 года.
С 18.11.2008 в отношении ННГК "Саханефтегаз" осуществлялись мероприятия процедуры наблюдения, а с 19.02.2010 - конкурсного производства, срок которого неоднократно продлевался Арбитражным судом Республики Саха (Якутия).
09.02.2017 конкурсный управляющий ННГК "Саханефтегаз" Андреева Марианна Матвеевна (далее - конкурсный управляющий) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении обособленного спора в суде первой инстанции, об обязании уполномоченного федерального органа исполнительной власти на основании пункта 3 статьи 148 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) принять не реализованное на торгах в ходе конкурсного производства имущество должника, состоящее из двух нефтяных скважин, расположенных по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, дополнительный адрес Талаканское газонефтяное месторождение, в том числе, N 179-76 кадастровый номер 14:14:000000:4554 и N 179-87 кадастровый номер 14:14:000000:4506.
Определением от 21 апреля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2017 года, заявление удовлетворено, на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) (далее - ТУ ФАУ ГИ) возложена обязанность принять имущество ННГК "Саханефтегаз" (нефтяные скважины), не реализованное в ходе конкурсного производства.
Определением от 18 сентября 2017 года конкурсное производство завершено.
В кассационной жалобе ТУ ФАУ ГИ просит отменить определение от 21 апреля 2017 года и постановление от 12 июля 2017 года, дело N А58-3410/2008 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Как полагает заявитель кассационной жалобы, определение от 21 апреля 2017 года и постановление от 12 июля 2017 года приняты с нарушением пункта 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 148 Закона о банкротстве, статей 2, 3, 22, 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 4.1.10 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия), утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49.
Заявитель кассационной жалобы указывает на отсутствие у ТУ ФАУ ГИ, не являющегося учредителем должника, полномочий, позволяющих осуществлять принятие в федеральную собственность неликвидного имущества банкрота; на непредставление доказательств исполнения конкурсным управляющим предписаний пункта 2 статьи 148 Закона о банкротстве.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Определение от 28 августа 2017 года о назначении на 03.10.2017 судебного заседания для рассмотрения кассационной жалобы ТУ ФАУ ГИ на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2017 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2017 года по делу N А58-3410/2008 размещено 29.08.2017 на общедоступном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Лица, заинтересованные в рассмотрении кассационной жалобы, о времени и месте судебного разбирательства извещались с соблюдением требований, содержащихся в главе 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе заявитель кассационной жалобы 04.09.2017 (регистрируемое почтовое отправление N 66402514155713).
Представитель заявителя кассационной жалобы и конкурсный управляющий в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие, в порядке, установленном главой 35 этого же Кодекса.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, для отмены определения от 21 апреля 2017 года и постановления от 12 июля 2017 года.
Как установлено при рассмотрении спора по существу и видно из его материалов, государственная регистрация права собственности ННГК "Саханефтегаз" на нефтяные скважины N 179-76 и N 179-87 произведена 19.11.2002 (записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 14-01/36-09/2002-907 и N 14-01/36-09/2002-908, соответственно), в связи с чем названное имущество было включено в конкурсную массу.
Торги в отношении нефтяных скважин признаны несостоявшимися по причине отсутствия потенциальных покупателей.
Итоги торгов в форме публичного предложения размещались в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.
Кредиторы и учредители (участники) должника отказались от принятия не реализованного имущества.
Конкурсный управляющий обращался в письменной форме в Министерство промышленности Республики Саха (Якутия), в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), в ТУ ФАУ ГИ, в Управление по недропользованию Республики Саха (Якутия), в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию с просьбой о содействии в определении федерального органа исполнительной власти для осуществления передачи нефтяных скважин.
В качестве органа полномочного принять нереализованное имущество должника Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) назвало в ответе от 07.10.2016 ТУ ФАУ ГИ, Министерство промышленности Республики Саха (Якутия) в ответе от 01.11.2016 назвало Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), ТУ ФАУ ГИ назвало в ответе от 09.11.2016 Управление по недропользованию Республики Саха (Якутия) или Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию назвал в ответе от 14.11.2016 Управление по недропользованию Республики Саха (Якутия), Управление по недропользованию Республики Саха (Якутия) назвало в ответе от 09.12.2016 ТУ ФАУ ГИ.
27.12.2016 и 21.02.2017 конкурсный управляющий направлял ТУ ФАУ ГИ письма с просьбой о принятии нереализованного имущества должника, к которым прилагались договор о безвозмездной передаче недвижимого имущества и акт приема-передачи нефтяных скважин, но ответа на них не последовало, как и не поступило протокола разногласий.
Уклонение федерального органа исполнительной власти от принятия нереализованного имущества должника явилось причиной обращения конкурсного управляющего в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, по результатам рассмотрения которого приняты обжалуемые судебные акты.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции, руководствовавшийся статьей 148 Закона о банкротстве, пришел к выводу о наличии у ТУ ФАУ ГИ обязанности по принятию нереализованного имущества должника, которое в силу его специфики не может принадлежать кредиторам или органу местного самоуправления, установив проведение конкурсным управляющим исчерпывающих мероприятий, направленных как на реализацию нефтяных скважин путем проведения публичных торгов, так и на передачу объектов во внесудебном порядке, которые оказались безрезультатными.
Четвертый арбитражный апелляционный суд признал правильными обстоятельства, установленные судом первой инстанции, послужившие основанием для удовлетворения заявления конкурсного управляющего, и по результатам повторного рассмотрения спора по апелляционной жалобе ТУ ФАУ ГИ постановлением от 12 июля 2017 года оставил без изменения определение от 21 апреля 2017 года.
Как предусмотрено частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд округа проверяет законность решений, постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с возложением на него обязанности по принятию имущества должника, не нашедшего спроса при его реализации в конкурсном производстве.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 148 Закона о банкротстве, при отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче указанного имущества в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
Согласно пункту 99 постановления Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 N 71 в редакции от 30.06.2009 "Об утверждении "Правил охраны недр"", зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.06.2003 N 4718, скважины, бурящиеся на месторождениях нефти для реализации проектных решений по разработке месторождения, относятся к категории эксплуатационных.
Закон о недрах обязывает пользователя недр обеспечить ликвидацию в установленном порядке буровых скважин, не подлежащих использованию, а также обеспечить сохранность скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождения и (или) в иных хозяйственных целях.
В соответствии со статьей 2 Закона о недрах владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, в связи с чем скважины не могли быть переданы органу местного самоуправления.
ТУ ФАУ ГИ является федеральным органом исполнительной власти, наделенным Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, полномочиями собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, соответственно, имеющим право осуществлять передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в хозяйственное ведение или оперативное управление федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений.
Кроме того, с учетом полномочий ТУ ФАУ ГИ, осуществляющего управление государственным имуществом, к которому относятся нереализованные объекты должника, последние могут быть переданы, при наличии к тому оснований, другому органу государственного управления на соответствующем праве самостоятельно, а при наличии разногласий имеет возможность совместно их урегулировать, учитывая общую подчиненность Правительству Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 148 Закона о банкротстве обязывает конкурсного управляющего обратиться в арбитражный суд с заявлением о понуждении, в том числе федерального органа исполнительной власти, к принятию нереализованного имущества должника, в том числе, при уклонении названного органа от его принятия в добровольном порядке, что имеет место в данном случае.
Заявление конкурсного управляющего о понуждении к принятию нереализованного имущества должника, поданное в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) после многочисленных попыток исполнить требование Закона о банкротстве в добровольном порядке, оказавшихся неудачными, следует рассматривать как реализацию конкурсным управляющим обязанности, возложенной на него федеральным законодателем.
Установив обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления конкурсного управляющего, нашедший подтверждение при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства, представляется правильным.
Полномочий для переоценки приобщенных к материалам дела доказательств, которые были исследованы и оценены Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) и Четвертым арбитражным апелляционным судом при рассмотрении спора по существу с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также сделанных на их основании выводов, суд округа в силу части 3 статьи 286 этого же Кодекса не имеет.
При отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов, перечисленных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе поименованных в части 4 статьи 288 этого же процессуального закона, определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2017 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2017 года по делу N А58-3410/2008 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает уплаты государственной пошлины за рассмотрение кассационных жалоб на судебные акты, принятые арбитражным судом по результатам разрешения споров относительно судьбы имущества должника, не реализованного в ходе конкурсного производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2017 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2017 года по делу N А58-3410/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Н.Умань |
Судьи |
И.А.Бронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.