город Иркутск |
|
28 сентября 2018 г. |
Дело N А58-338/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Новогородского И.Б., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2018 года по делу N А58-338/2018 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (суд первой инстанции: Клишина Ю.Ю.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Жилищный стандарт" (г. Якутск, ИНН: 1435254490, ОГРН: 1121435006747, далее - ООО УК "Жилищный стандарт", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление) о признании недействительным предписания N 08-02-485-17-Л от 29.11.2017.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2018 года решение суда от 29 марта 2018 года отменено. Принят по делу новый судебный акт. Суд признал предписание N 08-02-485-17-Л от 29.11.2017 Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) незаконным как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО УК "Жилищный стандарт".
В кассационное жалобе Управление ставит вопрос о проверке законности постановления суда апелляционной инстанции, указывая на ошибочность его вывода об установлении общим собранием собственников помещений от 10.02.2017 тарифа за такую услугу как " техническое обслуживание внутридомового газового оборудования"; просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу ООО УК "Жилищный стандарт" считает доводы кассационной жалобы необоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании приказа N 01-09-3049-17 от 03.11.2017 Управлением в отношении ООО УК "Жилищный стандарт" была проведена внеплановая проверка с целью проверки фактов нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Якутск, ул. Кулачикова-Элляя, д. 5, изложенных в обращении гражданина Ноговицына А.П. от 26.10.2017.
По результатам проверки Управлением 29.11.2017 был составлен акт N 08-01-1747-17-Л, на основании которого обществу выдано предписание N 08-02-485-17-Л.
Поскольку в акте отражено, что ООО УК "Жилищный стандарт" в октябре 2017 года в составе платы за содержание жилого помещения производит начисления платы по услуге "техническое обслуживание внутридомового газового оборудования" в размере 25 руб. с квартиры, которая не утверждена решением общего собрания от 10.02.2017, ему выдано предписание. ООО УК "Жилищный стандарт" обязано было в срок до 29.12.2017 устранить нарушение п. п. "ж" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, и части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации путем прекращения начисления потребителю платы по услуге "техническое обслуживание внутридомового газового оборудования" в размере 25 руб. с квартиры.
Общество оспорило предписание в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия).
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что решение об установлении дополнительной платы за выполнение работ управляющей организацией по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования собственниками не принималось, дополнительное предъявление платы за данную услугу является необоснованным, а выданное предписание - законным.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные обществом требования, суд апелляционной инстанции правомерно учёл следующее.
Статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Из указанного следует, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, с учетом предложений управляющей организации.
Как следует из материалов дела, решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом N 1 от 10.02.2017, собственниками помещений жилого дома утвержден размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме согласно приложению N 1, в котором приведен перечень услуг и работ, размер платы с 10.02.2017.
Из указанного решения собственников следует, что ими утверждена плата за "техническое обслуживание индивидуальных газовых котлов" и "техническое обслуживание наружного газопровода" по тарифу "Согласно тарифу поставщика (подрядчика)".
Оценив имеющиеся в деле доказательства с учётом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к правильным выводам о том, что из указанного решения собственников помещений многоквартирного дома от 10.02.2017 прямо следует, что они определили такой вид коммунальных услуг, которые им оказывает управляющая компания, как "техническое обслуживание индивидуальных газовых котлов" и "техническое обслуживание наружного газопровода, а также определили стоимость таких услуг, которая установлена "Согласно тарифу поставщика (подрядчика)".
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), установлено, что в общее имущество включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (пункт 5 Правил N 491).
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (пункт 10 Правил N 491).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила N 410).
Данными Правилами N 410 установлено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение; техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования (пункт 4).
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем (пункт 6 Правил N 410).
Во исполнение названных Правил ООО Управляющая Компания "Жилищный Стандарт" заключило договор N 10-2017Т на оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обслуживанию от 31.03.2017 и представило его в суд первой инстанции для оценки.
Оценивая условия данного договора, суд апелляционной инстанции установил, что данным договором определена стоимость работ по техническому обслуживанию и аварийно-диспетчерскому обслуживанию газового оборудования и газовых сетей в размере 19 657, 60 руб. в месяц. Приложением к данному договору N 1 установлен перечень газового оборудования и газовых сетей и стоимость технического обслуживания в месяц.
Так, данным приложением определены виды оборудования и работ, подлежащих выполнению подрядчиком в месяц: газовый котел настенный 44 шт., 400 руб./квартира., газовая плита 44 шт., 25 руб./квартира, подводящий газопровод 319,2 м, 3 руб./квартира., общая стоимость работ в месяц 19 657,6 руб.
С учётом изложенного, являются правильными выводы суда апелляционной инстанции о том, что общество, определив подрядчика на выполнение работ "техническое обслуживание индивидуальных газовых котлов" и "техническое обслуживание наружного газопровода", обоснованно начислило плату за данные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и выставило им ее к оплате по тарифу, согласованному с подрядчиком, что предусмотрено решением общего собрания собственников помещений.
Доводы кассационной жалобы о том, что собственники помещений не устанавливали плату за такую услугу как техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, проверены и признаны несостоятельными.
Как было указано выше, общим собранием утверждён вид услуги - "техническое обслуживание индивидуальных газовых котлов", "Техническое обслуживание наружного газопровода".
В соответствии с пунктом 2 Правил N 410:
- "внутридомовое газовое оборудование" - в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению;
- "внутриквартирное газовое оборудование" - газопроводы многоквартирного дома, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа;
- "техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" - работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.
Таким образом, утверждённая общим собранием стоимость работ по пункту "Техническое обслуживание наружного газопровода" подразумевает под собой техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.
Несовпадение названия услуги в протоколе общего собрания собственников с названием услуги, содержащейся в Правилах N 410, не влияет на правильность вывода суда апелляционной инстанции. Заключённый обществом со специализированной подрядной организацией договор N 10-201ЭТ предусматривал, в том числе услуги и по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2018 года по делу N А58-338/2018 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.