город Иркутск |
|
13 декабря 2017 г. |
Дело N А19-1779/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Новогородского И.Б., Сонина А.А.,
при участии в судебном заседании представителя министерства финансов Иркутской области Кузаковой М.Ю. (доверенность от 30.12.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2017 года по делу N А19-1779/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Дягилева И.П., суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
администрация муниципального образования города Братска (ОГРН: 1023800841712, ИНН: 3803100833, г. Братск; далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299, г. Иркутск; далее - министерство финансов, ответчик) о взыскании убытков, причиненных вследствие обеспечения жилым помещением гражданина - инвалида, в размере 1 150 000 рублей.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Иркутская область в лице министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН: 1073808028271, ИНН: 3808170986, г. Иркутск; далее - министерство социального развития).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2017 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает на нарушение судами применения норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неполным исследованием обстоятельств, имеющих значение для дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, надлежащим ответчиком по делу является министерство социального развития, как главный распорядитель бюджетных средств бюджета Иркутской области в сфере предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан.
Ответчик полагает, что нуждающийся гражданин по своему выбору определил форму обеспечения жилым помещением: в виде предоставления жилья по договору социального найма, а не в виде социальной выплаты.
Министерство финансов указывает на то, что предоставление гражданам жилых помещений во внеочередном порядке на условиях социального найма в связи с наличием тяжелых форм хронических заболеваний в рамках статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации должно производиться за счет средств Российской Федерации.
Также по мнению заявителя кассационной жалобы, Иркутская область исполнила требования федерального законодателя, приняв соответствующие правовые акты в социальной сфере и финансируя их за счет собственных средств.
23.11.2017 в судебном заседании представителем ответчика заявлено дополнение к кассационной жалобе. Согласно указанному дополнению, у министерства финансов отсутствует обязанность по компенсации расходов на жилое помещение, размер которого превышает размер, определенный судом общей юрисдикции (44,5 кв.м вместо 32 кв.м).
В отзыве на кассационную жалобу министерство социального развития против доводов министерства финансов возразило, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие.
07.12.2017 в адрес суда кассационной инстанции поступил отзыв администрации, в котором истец против доводов жалобы ответчика возразил.
В судебном заседании представитель министерства финансов доводы кассационной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация в сети Интернет на сайтах - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
При рассмотрении дела Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 22 ноября 2017 года до 11 часов 40 минут 23 ноября 2017 года, о чем сделано публичное извещение, размещенное в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа www.fasvso.arbitr.ru.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 ноября 2017 года рассмотрение кассационной жалобы администрации отложено, дело назначено к судебному разбирательству в заседании арбитражного суда кассационной инстанции на 11 декабря 2017 года в 11 часов 00 минут.
После отложения представитель ответчика поддержал правовую позицию по делу.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражными судами, Плотнир Екатерина Сергеевна (далее - Плотнир Е.С.) является инвалидом и страдает тяжелой формой хронического заболевания, попадающего под перечень заболеваний, изложенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (далее - постановление N 378).
Постановлением администрации 15.06.2011 N 1255 Плотнир Е.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, которое представляется по договору социального найма вне очереди.
Решением Братского городского суда от 11 апреля 2016 года на администрацию возложена обязанность по предоставлению Плотнир Е.С. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, находящегося в черте города Братска, общей площадью не менее 32 кв.м.
Во исполнение указанного судебного акта между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации и Плотнир Е.С. заключен договор социального найма от 16.11.2016 N 770/11/16. Согласно указанному договору Плотнир Е.С. передано в бессрочное владение и пользование муниципальное изолированное жилое помещение, двухкомнатная квартира, общей площадью 44,5 кв.м, расположенная по адресу: Иркутская область, город Братск, жилой район Центральный, бульвар Космонавтов, дом 6, квартира 27.
Согласно отчету от 21.11.2016 N 16-279 стоимость жилого помещения, переданного Плотнир Е.С., составила 1 150 000 рублей.
Поскольку требования администрации о возмещении понесенных затрат остались без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворение требований администрации в полном объеме суды связывают с наличием у ответчика обязанности по возмещению расходов истца, понесенных в связи с исполнением решения суда общей юрисдикции о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и указанному в перечне, утвержденном уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
При этом суды исходили из наличия у Иркутской области обязанности по возмещению таких расходов в силу требований статей 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) в отношении детей инвалидов, вставших на учет с целью улучшения жилищных условий после 1 января 2005 года.
Выводы Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда являются правомерными и обоснованными в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением N 378 инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Исходя из положений статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ, Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в данном случае Иркутской области в лице министерства финансов.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном взыскании убытков с Иркутской области в лице министерства финансов подлежит отклонению, поскольку в рассматриваемом споре ответчиком по делу является Иркутская область. Замена не требуется, так как в данном случае министерство финансов является органом, уполномоченным представлять интересы указанного публично-правового образования.
Судами установлено, что выделенные Иркутской области в 2015 - 2016 годах средства субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренные в федеральном бюджете, были распределены в полном объеме, возвратов средств субвенций в федеральный бюджет не было, при этом понесенные истцом расходы по предоставлению жилых помещений инвалидов не возмещены. При таких обстоятельствах возложение обязанности по компенсации убытков на Иркутскую область в лице министерства финансов является обоснованным.
Факт несения администрацией убытков и их размер подтверждается материалами дела.
Размер убытков определен истцом, исходя из отчета оценщика, согласно которому рыночная стоимость жилого помещения, переданного Плотнир Е.С., составила 1 150 000 рублей.
Доводы министерства финансов, касающиеся отсутствия обязанности по компенсации расходов на жилое помещение, размер которого превышает размер, определенный судом общей юрисдикции, несостоятельны, поскольку увеличение площади предоставленной квартиры и превышение норматива бюджетного финансирования не находится в причинной связи с бездействием ответчика по финансовому обеспечению истца на выполнение государственной обязанности, возложенной на муниципальное образование.
Более того, указание в решении суда общей юрисдикции размера площади предоставляемой гражданину квартиры, не исключает возможность предоставления жилого помещения большей площади в случае наличия только такого помещения в муниципальном жилом фонде.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права основаны на неверном толковании указанных норм самим заявителем.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, указанных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2017 года по делу N А19-1779/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2017 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2017 года по делу N А19-1779/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.