город Иркутск |
|
02 мая 2024 г. |
Дело N А19-8215/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 мая 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Курочкиной И.А., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: Закрытого акционерного общества "Центр компьютерной томографии" - Колосок В.С. (доверенность от 10.01.2024, паспорт, диплом), Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области - Шатровой А.А. (доверенность N 1 от 10.01.2024, паспорт, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 августа 2023 года по делу N А19-8215/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Центр компьютерной томографии" (ОГРН 1083808013057, ИНН 3808184442, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными акта плановой комплексной проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области (далее - фонд) N 11 от 15.03.2022 (с учетом уточнения данных от 21.06.2022) в части нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования в сумме 551 606 рублей 08 копеек (пункт 2.2.3 акта проверки, пункт 1 заключительной части акта проверки), требования об устранении нарушений по результатам проверки N 02-156/22-(10) от 31.03.2022 (с учетом письма Иркутского филиала фонда N 02-334/22-(10) от 21.06.2022) в части возложения на общество обязанности по возврату в бюджет фонда 551 606 рублей 08 копеек и уплатить штраф в размере 55 160 рублей 68 копеек (пункт 2 требования).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 августа 2023 года заявленные требования удовлетворены.
Дополнительным решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 октября 2023 года (в редакции определения об исправлении арифметической ошибки от 10 октября 2023 года) с фонда в пользу общества взыскано 30 000 рублей судебных расходов, связанных с оплатой судебной экспертизы.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2024 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 августа 2023 года и дополнительное решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 октября 2023 года оставлены без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просил их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы оспаривает выводы судов об отсутствии со стороны общества фактического нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), указывает на то, что приобретенные за счет средств ОМС материальные ценности (пленка, растворы контрастного вещества, спецодежда, бахилы) были приняты к бухгалтерскому учету в меньшем размере, чем оплачены; первичные документы, подтверждающие сохранность, учет и целевое использование части приобретенных за счет средств ОМС материальных ценностей, на основании которых формируются регистры бухгалтерского учета, к проверке не представлены, следовательно, в соответствующей части средства ОМС использованы не по целевому назначению; принятие к бухгалтерскому учету (оприходование) части материальных ценностей произведено обществом уже после проведения плановой комплексной проверки, что подтверждается, в том числе и заключением эксперта N 01-2023; в связи с несогласием с судебными выводами относительно предмета спора и также освобождением в силу закона от уплаты государственной пошлины заявитель указывает на отсутствие правовых оснований для взыскания с него судебных расходов по оплате проведенной судебной экспертизы.
Общество в отзыве на кассационную жалобу выразило согласие с обжалуемыми судебными актами.
Участвующие в судебном заседании представители фонда и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, в период с 11.02.2022 по 15.03.2022 на основании приказа директора Иркутского филиала фонда N 13 от 07.02.2022 комиссией по проверке использования средств обязательного медицинского страхования проведена плановая комплексная проверка деятельности общества за период с 01.01.2020 до 01.01.2022, в ходе которой установлено, что обществом в проверяемый период допущено нецелевое использование средств ОМС, в том числе на оплату материальных ценностей, получение и использование которых для оказания медицинской помощи в рамках программы ОМС не подтверждено документами (приняты к бухгалтерскому учету в меньшем размере, чем оплачены), в сумме 691 576 рублей 64 копеек, в том числе: на приобретение в 2020 году спецодежды на сумму 2 466 рублей 79 копеек, бахил на сумму 2 526 рублей 96 копеек, пленок DryPix, Agfa Drystar на сумму 547 592 рубля 97 копеек; в 2021 году - растворов контрастного вещества на сумму 138 989 рублей 92 копейки. Выявленные нарушения отражены в акте плановой комплексной проверки общества N 11 от 15.03.2022.
По результатам проверки фондом в адрес общества выставлено требование об устранении нарушений по результатам проверки N 02-156/22-(10) от 31.03.2022, которым на общество возложена обязанность в срок до 15.04.2022 направить в адрес Иркутского филиала фонда информацию о принятых мерах по устранению выявленных в ходе проверки нарушений (план мероприятий) и в течение десяти рабочих дней со дня предъявления требования вернуть в бюджет фонда использованные не по целевому назначению средства ОМС в сумме 699 876 рублей 64 копеек (в том числе: 553 286 рублей 72 копеек - за период с 01.10.2020 до 01.01.2021, 146 589 рублей 92 копеек - за период с 01.01.2021 до 01.01.2022), уплатить 69 987 рублей 66 копеек штрафа в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств ОМС за указанный период.
Общество, полагая, что акт проверки N 11 от 15.03.2022 и требование N 02-156/22-(10) от 31.03.2022 в оспариваемой части не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции фондом принято уточнение данных от 21.06.2022 акта плановой комплексной проверки N 11 от 15.03.2022, согласно которым сумма нецелевого расходования средств ОМС уменьшена на 109 650 рублей; сумма нецелевого расходования средств ОМС на оплату материальных ценностей в результате корректировки составила 581 926 рублей 64 копейки, сумма назначенного штрафа снижена до 59 022 рублей 66 копеек.
Письмом N 02-334/22-(10) от 21.06.2022 фонд привел суммы нецелевого использования средств ОМС, указанные в требовании N 02-156/22-(10) от 31.03.2022, в соответствие с уточнением данных акта проверки от 21.06.2022.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия со стороны общества фактического нецелевого использования средств ОМС, в связи с чем признали акт проверки и требование в оспариваемой части недействительными.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании принятых органом власти решений может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данных решений закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив наличие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ). При отсутствии совокупности данных условий арбитражный суд отказывает в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа власти надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган власти, который вынес соответствующие решения.
Средства ОМС согласно положениям статей 2, 6, 10, 11, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) приравнены по правовому режиму к бюджетным средствам, являются средствами бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств закреплен в статье 38 БК РФ, согласно которой бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
На основании пункта 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как следует из пункта 5 части 2 статьи 20 данного Закона, медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
В силу части 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС.
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В проверяемый период действовали Территориальные программы ОМС на 2020, 2021 годы, Тарифные соглашения на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области от 27.12.2019 (на 2020 год) и от 30.12.2020 (на 2021 год), в состав которых входили указанные Территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Согласно положениям Территориальных программ направления расходования средств ОМС и другие вопросы оплаты медицинской помощи в системе ОМС в Иркутской области определяются Тарифными соглашениями, согласно которым структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы, в том числе на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов; указанные расходы осуществляются в пределах средств, полученных медицинской организацией от страховых медицинских организаций по договору по ОМС, в рамках установленных объемов предоставления медицинской помощи застрахованным по ОМС лицам, оказанной в рамках Территориальной программы ОМС; расходование средств ОМС (расходы, входящие в структуру тарифа на медицинскую помощь) производится медицинскими организациями по соответствующим статьям (подстатьям) расходов, перечисленных в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации (действующих на дату осуществления расходов медицинской организацией); к приоритетным расходам относятся расходы, непосредственно связанные с процессом оказания медицинской помощи застрахованным лицам (в т.ч. приобретение лекарственных препаратов, перевязочных средств, мягкого инвентаря, медицинского инструментария).
В главе 6 раздела 3 Тарифных соглашений установлено, что руководству медицинской организации надлежит обеспечить эффективное расходование средств ОМС, направленное на реализацию прав граждан на получение бесплатной качественной медицинской (в т.ч. лекарственной) помощи в рамках Территориальной программы ОМС, в соответствии со статьями расходов, включенными в структуру тарифа на медицинскую помощь в сфере ОМС; принимаемые руководителем медицинской организации решения по расходованию средств ОМС не должны способствовать возникновению дебиторской и кредиторской задолженности медицинской организации по расходам (пункт 11); нецелевым использованием средств ОМС медицинскими организациями является расходование средств ОМС в нарушение требований нормативных правовых актов Российской Федерации и Иркутской области; в случае использования медицинской организацией средств ОМС не по целевому назначению медицинская организация несет ответственность в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ (пункт 14).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные участвующими в деле лицами в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что по результатам проверки платежных поручений, карточек счета банка, оборотно-сальдовых ведомостей по счету 10 "Материалы" ОМС, копий товарных накладных, копий актов сверок фондом установлено, что обществом материальные ценности приняты к бухгалтерскому учету в меньшем размере, чем оплачены за счет средств ОМС; в частности, обществом за счет средств ОМС приобретены следующие материалы: растворы для контрастного вещества (омнипак, омнискан, ультравист, магневист, кларискан, йрмерон, прохэнс) на сумму 2 138 212 рублей 20 копеек, из них отражено в бухгалтерском учете (счет 10 "Материалы" ОМС) на сумму 1 590 619 рулей 23 копейки, не оприходовано на сумму 547 592 рубля 97 копеек; спецодежда на сумму 12 338 рублей 92 копейки, из них отражено в бухгалтерском учете на сумму 9 872 рубля 13 копеек, не оприходовано на сумму 4 993 рубля 75 копеек; бахилы на сумму 13 334 рубля, из которых отражено в бухгалтерском учете на сумму 10 807 рублей 04 копейки, не оприходовано на сумму 2 526 рублей 96 копеек; пленки DI-HL, DryFilm, DryPix, Agfa Drystar на сумму 784 248 рублей 20 копеек, из них отражено в бухгалтерском учете на сумму 645 258 рублей 28 копеек, не оприходовано на сумму 138 989 рублей 92 копейки; вместе с тем, в ходе проверки фондом фактов расходования обществом средств ОМС не в соответствии со статьями расходов, включенными в структуру тарифа на медицинскую помощь в сфере ОМС, не установлено, а выделенные средства ОМС направлены обществом в соответствии с действующим законодательством в сфере ОМС и Территориальными программами на оплату лекарственных средств и расходных материалов, следовательно, оснований для вывода о наличии со стороны общества нецелевого использования средств ОМС не имелось; при этом составленным по результатам проведения судебной бухгалтерской экспертизы заключением эксперта N 01-2023 от 26.02.2023 подтверждено фактическое принятие обществом к бухгалтерскому учету (оприходование) материальных ценностей, отраженных в акте плановой комплексной проверки N 11 от 15.03.2022 в качестве нецелевого использования средств ОМС; в связи с чем правомерно признали акт плановой комплексной проверки N 11 от 15.03.2022 и требование N 02-156/22-(10) от 31.03.2022 в оспариваемой части не соответствующими положениям Закона N 326-ФЗ, нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и на основании части 2 статьи 201 АПК РФ правомерно удовлетворили заявленные требования.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на надлежащей оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы заявителя жалобы относительно нецелевого использования обществом средств ОМС сводятся к несогласию с выводами судов по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа.
Довод фонда о несогласии с взысканием с него судебных расходов, связанных с оплатой судебной экспертизы со ссылкой на положения подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, подлежит отклонению, поскольку освобождение фонда от уплаты государственной пошлины в соответствии с положениями налогового законодательства не влечет его освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принят судебный акт, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, что соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 августа 2023 года по делу N А19-8215/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
И.А. Курочкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что медицинская организация не допустила нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, удовлетворив требования о признании недействительными акта проверки и требования фонда. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, так как выводы о соответствии использования средств требованиям законодательства были обоснованными и подтверждены доказательствами.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 мая 2024 г. N Ф02-1750/24 по делу N А19-8215/2022
Хронология рассмотрения дела:
02.05.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1750/2024
08.02.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4978/2023
10.10.2023 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-8215/2022
23.08.2023 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-8215/2022