город Иркутск |
|
31 октября 2018 г. |
Дело N А19-12664/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 октября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Качукова С.Б.,
судей Бурковой О.Н., Кушнаревой Н.П.
при участии в судебном заседании генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Детские социальные проекты" Самоха А.Б. (выписка из ЕГРЮЛ),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае на определение Арбитражного суда Иркутской области от 16 апреля 2018 года по делу N А19-12664/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: судья Яцкевич Ю.С.; апелляционный суд: судьи Каминский В.Л., Ломако Н.В., Басаев Д.В.),
установил:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского" (ОГРН 1023801535658, ИНН 3811024304, место нахождения: п. Молодежный Иркутского района Иркутской области, далее также - ФГБОУ ВО "Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, место нахождения: г. Иркутск, далее также - управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае), министерству имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, место нахождения: г. Иркутск, далее также - министерство), администрации Иркутского районного муниципального образования (ОГРН 1023802456083, ИНН 3827000838, место нахождения: село Пивовариха Иркутского района Иркутской области, далее также - администрация) и обществу с ограниченной ответственностью "Детские социальные проекты" (ОГРН 1143850019774, ИНН 3811179315, место нахождения: г. Иркутск, далее также - ООО "Детские социальные проекты", общество) о признании права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 38:06:140701:1504 площадью 1 364 кв.м, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, ул. Молодежный поселок, 1В (дело N А19-12664/2017).
Управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к министерству, администрации и ООО "Детские социальные проекты" о признании права собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок с кадастровым номером 38:16:140701:1504, а также о признании недействительным заключенного администрацией и ООО "Детские социальные проекты" договора аренды этого земельного участка от 17.07.2014 N 322 (дело N А19-1031/2018).
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 06 марта 2018 года дела N А19-12664/2017 и N А19-1031/2018 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А19-12664/2017.
В ходе рассмотрения указанного дела управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае обратилось с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде запрета ООО "Детские социальные проекты" осуществлять на земельном участке с кадастровым номером 38:06:140701:1504 строительство многоквартирного жилого дома.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 16 апреля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2018 года, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить.
В обоснование доводов жалобы управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае сослалось на ошибочность выводов судов об отсутствии оснований для принятия испрашиваемой им обеспечительной меры.
В судебное заседание стороны своих представителей не направили, о времени и месте его проведения считаются извещенными надлежащим образом.
Информация о времени и месте проведения заседания размещена на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет (www.arbitr.ru) в разделах "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) и "Календарь судебных заседаний" (rad.arbitr.ru).
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 23 октября 2018 года судом был объявлен перерыв до 30 октября 2018 года, информация о чем также опубликована в сети Интернет в указанном выше порядке.
После окончания перерыва 30 октября 2018 года судебное заседание продолжено.
Явившийся в заседание представитель ООО "Детские социальные проекты" в отношении доводов жалобы возражал и просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Остальные участвующие в деле лица явку своих представителей в заседание не обеспечили.
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей истцов, министерства и администрации.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.
Так, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры), по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных Кодексом, и иного лица. Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В силу пункта 2 части 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве обеспечительной меры допускается запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества. В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 указано, что обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения.
В определении о применении обеспечительных мер либо об отказе в их применении арбитражный суд должен дать оценку обоснованности доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер. При этом при оценке доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В рамках настоящего дела ФГБОУ ВО "Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского" и управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае просят признать соответственно право постоянного (бессрочного) пользования и право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:06:140701:1504 площадью 1 364 кв.м, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, ул. Молодежный поселок, 1В. Кроме того, управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае просит также признать недействительным договор аренды этого земельного участка от 17.07.2014 N 322, заключенный администрацией Иркутского районного муниципального образования и ООО "Детские социальные проекты".
Обращаясь с заявлением о принятии обеспечительной меры, управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае просило запретить обществу "Детские социальные проекты" осуществлять строительство на указанном выше земельном участке, являющемся предметом спора, многоквартирного жилого дома, указав в обоснование заявления на то, что общество осуществляет строительство такого дома (акт осмотра земельного участка от 09.04.2018).
Отказывая в удовлетворении данного заявления, суд первой инстанции и апелляционный суд исходили из того, что испрашиваемая заявителем обеспечительная мера явно несоразмерна предъявленным требованиям, в случае ее принятия будет препятствовать осуществлению ООО "Детские социальные проекты" хозяйственной деятельности и приведет к существенному нарушению баланса интересов сторон. Кроме того, апелляционный суд также указал, что в настоящее время обществом возведено девять этажей многоквартирного дома из девяти.
Между тем, делая вывод о том, что испрашиваемая обеспечительная мера несоразмерна предъявленным требованиям и нарушает баланс интересов сторон, суды не учли, что согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, относится к общему имуществу собственников помещений в этом доме и принадлежит им на праве общей долевой собственности. В этой связи строительство на спорном земельном участке многоквартирного жилого дома может привести к возникновению на этот участок права собственности иных лиц - собственников помещений в доме, что существенно нарушит права и законные интересы истцов.
В данном случае предложенная истцом обеспечительная мера, носящая временный характер, направлена на сохранение существующего состояния отношений между сторонами на период судебного спора.
Как указано выше, исходя из разъяснений, изложенных в пункте 10 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55, при рассмотрении заявления о применении обеспечительных мер суд должен оценить, каким образом истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поддерживая выводы суда первой инстанции об отказе в принятии обеспечительной меры, апелляционный суд сослался на то, что в настоящее время общество "Детские социальные проекты" возвело девять этажей многоквартирного дома из девяти (то есть на то, что объект уже фактически возведен). Между тем в принятом постановлении апелляционный суд не привел конкретные доказательства, на которых основаны указанные выводы, при этом в материалах дела, направленных в суд кассационной инстанции вместе с кассационной жалобой на вынесенные определение и постановление, такие доказательства отсутствуют.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 и частями 1 и 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые определение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, при этом, поскольку исходя из представленных в распоряжение суда кассационной инстанции материалов дела (в суд округа направлены не все материалы дела) не представляется возможным установить, насколько в настоящий момент испрашиваемая истцом обеспечительная мера обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, вопрос о рассмотрении заявления управления Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае следует направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное выше и с учетом имеющихся материалов дела дать оценку наличию оснований для принятия заявленной обеспечительной меры.
Руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Иркутской области от 16 апреля 2018 года по делу N А19-12664/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2018 года по тому же делу отменить.
Направить вопрос о рассмотрении заявления межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.