город Иркутск |
|
07 ноября 2018 г. |
Дело N А19-10812/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Васиной Т.П.,
судей: Барской А.Л., Палащенко И.И.,
при участии в судебном заседании представителей: акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" - Киселёвой Е.В. (доверенность N 345 от 04.10.2017, паспорт), Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области - Кажарской Ю.В. (доверенность от 01.10.2018, паспорт), Международного учреждения здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательский институт клинической медицины: Чухломиной К.В. (доверенность N 331-Д от 17.09.2018, паспорт), Нечаевой М.В. (доверенность N 227-Д от 11.07.2018, паспорт), директора Богдасярьяна В.В. (паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 мая 2018 года по делу N А19-10812/2017 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Зволейко О.Л., суд апелляционной инстанции: Оширова Л.В., Барковская О.В., Мацибора А.Е.),
установил:
Международное учреждение здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательский институт клинической медицины (ОГРН 1023801540950, ИНН 3811052051, Иркутская область, г. Иркутск, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, изменённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170527, г. Москва, далее - общество) о взыскании 1 833 729 рублей 41 копейки задолженности по договору N 53/13 от 11.01.2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Иркутской области (далее - фонд), Министерство здравоохранения Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 мая 2018 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 мая 2018 года и постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2018 года, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в другой арбитражный суд первой или апелляционной инстанции в пределах того же судебного округа.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что согласно условиям заключённого между сторонами договора общество оплачивает оказанные учреждением услуги только после получения необходимых денежных средств от фонда в переделах установленных территориальной программой объёмов медицинской помощи. Решение комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) истец не обжаловал, с условиями договора согласился.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу поддерживает доводы ответчика, указывает на недостатки в оформлении представленных истцом медицинских документах, просит обжалуемые судебные акты отменить.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку заявителем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих право на отказ от оплаты.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru) и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет".
Исследовав материалы дела в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, учреждение включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС. Право на осуществление деятельности подтверждено лицензиями.
Учреждение является участником территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области, оказывает медицинскую помощь населению, в том числе в виде планового амбулаторного гемодиализа.
Между истцом (медицинское учреждение) и ответчиком (стразовая медицинская организация) заключён договор N 53/13 от 11.01.2013 на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в соответствии с условиями которого истец обязался оказать необходимую медицинскую помощь застрахованным лицам в рамках территориальной программы ОМС, а ответчик - оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой ОМС.
По договору страховая медицинская организация обязана оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объёмов медицинской помощи по территориальной программе ОМС, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС (приложение N 1 к договору), с учётом результатов контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС в течение 3 рабочих дней после получения средств ОМС от территориального фонда ОМС путём перечисления указанных средств на расчётный счёт медицинского учреждения на основании предъявленных счетов и реестров счётов до 25 числа каждого месяца включительно.
Согласно пункту 4.3 договора страховая медицинская организация обязана проводить контроль объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в соответствии с порядком, устанавливаемым Федеральным фондом ОМС в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС), и передавать акты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, содержащие результаты контроля, в медицинское учреждение в установленные сроки.
В соответствии пунктами 5.1 и 5.2 договора медицинское учреждение обязано обеспечить застрахованным лицам реализацию права на выбор медицинской организации и врача в соответствии с законодательством Российской Федерации и бесплатно оказывать застрахованным лицам при наступлении страхового случая медицинскую помощь в рамках территориальной программы ОМС, перечень видов которой содержится в сведениях, подтверждающих право на осуществление медицинской деятельности, являющихся неотъемлемой частью договора, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
В период с января 2015 года по апрель 2017 года учреждением были оказаны медицинские услуги застрахованным лицам в рамках территориальной программы ОМС, а именно: гемодиализ, а так же иные услуги, предоставляемые в режиме дневного стационара.
Для оплаты оказанных медицинских услуг истец выставил ответчику соответствующие счета, реестры, акты.
Оказанные учреждением услуги были оплачены только в пределах объёмов медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС Иркутской области (только за гемодиализ), сумма в размере 2 018 244 рублей 45 копеек, составляющая услуги дневного стационара, оплачена не была.
31.05.2017 учреждением в адрес общества была направлена претензия с просьбой погасить образовавшуюся задолженность.
Наличие задолженности в размере 2 018 244 рублей 45 копеек явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования, исходили из того, что превышение учреждением объёмов оказании медицинской помощи, установленных комиссией по разработке территориальной программы ОМС, при наличии доказательств оказания услуг, соответствующих территориальной программе ОМС, не может служить для общества основанием для отказа от оплаты данных услуг.
Выводы судов соответствуют положениям статей 8, 12, 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации; Закона об ОМС; частей 1, 2 статьи 64, частей 1, 2 статьи 65, части 1 статьи 66, статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы, касающиеся того, что общество обязано оплачивать услуги, оказанные только в пределах объёма, установленного территориальной программой медицинской помощи, нельзя признать состоятельными, поскольку, исходя из положений статей 37 и 38 Закона об ОМС, федеральное законодательство не ставит возможность оказания лечебным учреждением гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы ОМС в зависимость от запланированного общего объёма таких услуг и гарантирует оказание гражданам, застрахованным в системе ОМС, бесплатной медицинской помощи. При этом превышение фактических расходов над запланированными на соответствующий отчётный период не является основанием для финансирования данных услуг за счёт медицинского учреждения.
Доводы фонда, касающиеся противоречий в представленных истцом медицинских документах, увеличивающих стоимость оказанных услуг, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку в соответствующих актах медико-экономического контроля указан пункт 5.3 Перечня, как основание для отказа в оплате медицинской помощи (приложение 8 к Порядку организации и проведения контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утверждённому Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230). Ссылка на данный пункт возможна при наличии нарушений, связанных с включением в реестр медицинской помощи услуг, не входящих в территориальную программу ОМС. Поскольку наличие таких нарушений не подтвердилось, а иные причины уменьшения оплаты медицинской помощи в актах указаны не были, суды правомерно признали отказ от оплаты необоснованным и удовлетворили исковые требования. Заявитель не лишён возможности осуществления контрольных мероприятий, позволяющих проверить документацию, касающуюся нарушений, не указанных в обосновании отказа от оплаты по результатам медико-экономического контроля. Действующее законодательство не устанавливает ограничений по срокам, в течение которых может быть запрошена документация по случаям оказания медицинской помощи, предъявленным к оплате в предыдущие отчётные периоды. Заявление обществом и фондом в настоящем деле об иных нарушениях (не обозначенных в актах) фактически является попыткой подменить установленный законом порядок проведения контрольных мероприятий в сфере ОМС, правила и процедура организации которого урегулированы Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230. Доводы заявителя о наличии иных оснований для отказа в оплате услуг документально не подтверждены.
Доводы заявителя кассационной жалобы (и фонда) фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных арбитражными судами. Оснований для переоценки доказательств у Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела судом кассационной инстанции относится на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 мая 2018 года по делу N А19-10812/2017 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Васина |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.