город Иркутск |
|
08 ноября 2018 г. |
Дело N А19-15066/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Новогородского И.Б., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей: Министерства лесного комплекса Иркутской области Бакленева Р.С. (доверенность от 15.03.2018), общества с ограниченной ответственностью "Компания Госстрой" Старицына А.Ю. (доверенность от 17.05.2018), Ермакова С.В. (доверенность от 22.02.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2018 года по делу N А19-15066/2017 Арбитражного суда Иркутской области (суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Ломако Н.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Компания Госстрой" (ОГРН 1123850005223, далее - общество, ООО "Компания "Госстрой") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконными действий Министерства лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство) по направлению заявления об исключении инвестиционного проекта ООО "Компания "Госстрой" из перечня приоритетных инвестиционных проектов Российской Федерации в области освоения лесов, выраженные в письме N 02-91-13474/16 от 27.12.2016.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2018 года указанное решение отменено. По делу принят новый судебный акт, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители общества считают постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Определением от 01 октября 2018 года в составе судей, рассматривающих кассационную жалобу министерства, в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судей Загвоздина В.Д., Левошко А.Н. судьями Новогородским И.Б., Шелёминой М.М., в связи с чем рассмотрение жалобы начато с начала.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов суда апелляционной инстанции установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением Правительства Иркутской области от 10.07.2014 N 569-рп утверждена заявка общества на реализацию инвестиционного проекта "Концепция инвестиционного проекта по созданию производства по глубокой переработке древесины ООО "Компания "Госстрой" в Иркутском районе Иркутской области".
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26.11.2014 N 2380 инвестиционный проект "Концепция инвестиционного проекта по созданию производства по глубокой переработке древесины ООО "Компания "Госстрой" в Иркутском районе Иркутской области" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Поэтапный план реализации инвестиционного проекта включает в себя: строительство лесопильного цеха; строительство цехов по производству европоддонов и переплет.
В соответствии с Концепцией приоритетного инвестиционного проекта планировалось приобретение нового оборудования, осуществление его монтажа и ввод в эксплуатацию объектов производства по глубокой переработке древесины в срок до 01.04.2016.
В соответствии с поэтапным планом реализации инвестиционного проекта все инвестиции должны были быть вложены до 31.12.2015.
В связи с нарушением обществом срока реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, неисполнением предписания министерства от 25.10.2016 N 91-37-11646/16 об устранении нарушений в установленный срок, Правительство Иркутской области приняло распоряжение от 23.12.2016 N 779-рп "О направлении заявления об исключении приоритетного инвестиционного проекта общества в области освоения лесов "Концепция инвестиционного проекта по созданию производства по глубокой переработке древесины ООО "Компания "Госстрой" в Иркутском районе Иркутской области" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Письмом от 27.12.2016 министерство обратилось к Министру промышленности и торговли Российской Федерации с заявлением об исключении инвестиционного проекта "Компания "Госстрой" в области освоения лесов "Концепция инвестиционного проекта по созданию производства по глубокой переработке древесины ООО "Компания "Госстрой" в Иркутском районе Иркутской области" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Полагая, что действия министерства являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия по направлению заявления об исключении инвестиционного проекта ООО "Компания "Госстрой" из перечня приоритетных инвестиционных проектов Российской Федерации в области освоения лесов, выраженные в письме N 02-91-13474/16 от 27.12.2016 соответствуют требованиям законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Министерством не доказано наличие оснований для направления обществу предписания N 91-37-11646/16 от 25.10.2016, соответственно, неисполнение данного предписания не может служить основанием для принятия решения о направлении заявления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации об исключении инвестиционного проекта общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебный акт не подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии со статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон N 39-ФЗ). Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона N 39-ФЗ установлено, что под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план); приоритетный инвестиционный проект - это инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 (далее - Положение N 419) объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поэтапным планом реализации инвестиционного проекта и поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта (объем инвестиций, вид и срок выполненных работ).
В соответствии с пунктом 19 Положения N 419 в случае появления предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 настоящего Положения оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения.
Основаниями для досрочного расторжения договора аренды лесного участка в силу подпункта "д" пункта 11 Положения N 419 являются в том числе: нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год; невыполнение арендатором обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Во исполнение пункта 17 Положения приказом Минпромторга от 04.06.2009 N 490 утверждены требования по содержанию и порядку подготовки отчета о ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта, в которых указано, что инвестор обязан ежеквартально, не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в заинтересованный орган отчет о реализации инвестиционного проекта в размере заявленных инвестиций с документальным подтверждением соблюдения сроков реализации инвестиционного проекта.
Согласно пункту 19 Положения в случае появления оснований для досрочного расторжения договора аренды, предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 этого Положения, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения.
В случае если такие нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 10 дней с момента истечения указанного в предписании срока устранения нарушений принимает решение о направлении в Министерство заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня.
При осуществлении министерством контроля за ходом реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов были выявлены нарушения и отставания от графика реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО "Компания "Госстрой", в связи с чем 26.10.2016 министерством вынесено предписание N 91-37-11646/16 об устранении выявленных нарушений и отставаний от графика реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО "Компания "Госстрой" до 01.12.2016.
Вместе с тем, согласно положениям пункта 19 Положения N 419 основанием для направления инвестору предписания о необходимости устранения нарушений является появление, в том числе таких обстоятельств, как нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год и (или) невыполнение арендатором обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Как следует из материалов дела, поэтапным планом реализации инвестиционного проекта установлен график затрат на реализацию инвестиционного проекта, тыс. руб.: 47 500-2014 год; 280 620-2015 год.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, с момента окончания графика затрат на реализацию инвестиционного проекта - 31.12.2015 установленный годичный срок на момент направления предписания не истек. При этом, предписание Министерства от 25.10.2016N 91-37-11646/16 каких-либо сведений о нарушении установленного графика затрат на реализацию инвестиционного проекта более чем на 1 год, не содержит.
Невыполнение обязательств по строительству лесопильного цеха и строительству цехов по производству европоддонов и щепы в срок до 1 октября 2016 года также не свидетельствует о невыполнении арендатором обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, поскольку, как указывалось выше, поэтапным планом реализации инвестиционного проекта осуществление ввода в эксплуатацию производства по глубокой переработке древесины ООО "Компания "Госстрой" в Иркутской области намечено в 1-ом квартале 2016 года, а выход производства на полную мощность планируется в 4-ом квартале 2017 года.
Согласно ежеквартальным отчетам о ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта дата завершения строительства (модернизации) объекта по проекту - 1 квартал 2017 года, по факту - 1 квартал 2017 года.
Министерством не представлены и в материалах дела отсутствуют доказательства рассмотрения указанных отчетов о ходе реализации инвестиционного проекта и представления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральное агентство лесного хозяйства докладов о результатах его реализации, предусмотренных пунктом 17 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов.
Исследовав и оценив представленные документы и пояснения участвующих в деле лиц в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованным выводам, что министерством не установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год и (или) невыполнение арендатором обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что действия министерства по направлению заявления об исключении инвестиционного проекта ООО "Компания Госстрой" из перечня приоритетных инвестиционных проектов Российской Федерации в области освоения лесов, выраженные в письме от 27.12.2016 N 02-91-13474/16, не соответствуют Лесному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" и нарушают права и законные интересы общества, является правильным.
Кроме того, заслуживают внимания доводы кассационной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления в адрес общества предписания от 25.10.2016 N 91-37-11646/16, что исключает наличие у последнего достоверной информации о необходимости устранения допущенных нарушений в указанный уполномоченным органом срок.
Сам по себе отчет об отправке электронной почты, на который ссылается Министерство, не свидетельствует о поступлении в адрес общества именно предписания, так как не содержит информацию о тексте, дате, номере переданного документа, сведений о лицах, осуществивших его приемку.
Доводы министерства, заявленные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции получили надлежащую правовую оценку, не подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и процессуального права, повлиявших на исход рассмотрения настоящего дела, и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судом, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Ссылка на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку судами учитываются обстоятельства, установленные в каждом конкретном деле, а обжалуемый по настоящему делу судебный акт принят с учетом иных фактических обстоятельств.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, указанных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление суда апелляционной инстанции основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2018 года по делу N А19-15066/2017 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сонин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.