город Иркутск |
|
08 ноября 2018 г. |
Дело N А69-3824/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
при содействии судьи Арбитражного суда Республики Тыва Калбак А.А. и при ведении протокола секретарем судебного заседания Доктугу Д.Х.
при участии в судебном заседании представителей: Государственного казённого учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" Карасал С.С. (доверенность от 27.07.2018), Управления Федерального казначейства по Республике Тыва - Бурукей А.В. (доверенность от 25.09.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного казённого учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 08 мая 2018 года по делу N А69-3824/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Павлов А.Г., суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),
установил:
Управление Федерального казначейства по Республике Тыва (далее - управление) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Тыва к Государственному казенному учреждению Республики Тыва "Госстройзаказ" (далее - ГКУ РТ "Госстройзаказ", учреждение) о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации в сумме 11 430 829 рублей 92 копейки.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 07.03.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 08 мая 2018 года, с учетом определения об исправлении описки от 24.05.2018, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2018 года решение суда от 08 мая 2018 года изменено.
Резолютивная часть решения по делу N А69-3824/2017 изложена в следующей редакции:
Взыскать с Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" (ИНН 1701049944 ОГРН 1111719001712, место нахождения: г. Кызыл, ул. Калинина, 19) в федеральный бюджет ущерб, причиненный Российской Федерации в размере 11 430 829 рублей 92 копейки.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" (ИНН 1701049944 ОГРН 1111719001712, место нахождения: г. Кызыл, ул. Калинина, 19) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с судебными актами, учреждение обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель считает необоснованным вывод суда о наличии причинно-следственной связи между незаконными действиями ответчика и причиненными истцу убытками.
В судебном заседании представители учреждения и управления подтвердили соответственно доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между ГКУ Госстройзаказ (заказчик) и ГБУ УКС (подрядчик) заключен государственный контракт N 4-15 от 28.04.2015 на выполнение работ по строительству 189 жилых домов в Республике Тыва для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с условиями контракта, Техническим заданием на выполнение работ.
Пунктом 1.3 контракта установлен срок выполнения работ - с даты заключения контракта до 31.12.2015.
В соответствии с пунктом 2.1. контракта N 4-15 от 28.04.2015 цена контракта определена протоколом рассмотрения единственной заявки от 16.04.2015 N 0112200000815000708 в сумме 211 231 125 рублей, в том числе НДС 32 221 697 рублей 03 копейки.
Управлением проведена выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации на предоставление и использование жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", результаты которой оформлены актом проверки от 08.08.2016 N 4.
По результатам выездной проверки исполнения контракта установлено неправомерное расходование средств федерального бюджета со стороны ГКУ Республики Тыва "Госстройзаказ" (заказчика), выраженное в оплате ГБУ УКС (подрядчику) фактически не выполненных объемов и видов работ, включенных в акты формы КС-2 по строительству жилых домов в Республике Тыва для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на общую сумму 11 430 829 рублей 92 копейки, в том числе по Кызылскому кожууну - 11 246 509 рублей 20 копеек, Эрзинскому кожууну - 107 014 рублей 20 копеек, Каа-Хемскому кожууну - 37 355 рублей 26 копеек, Тоджинскому кожууну - 39 951 рубль 26 копеек.
Учреждению направлено предписание от 30.08.2016 N 12-17-31/4185 об устранении выявленных нарушений или возмещении Российской Федерации ущерба в сумме 56 783 444 рубля 92 копейки.
Поскольку контрольно-ревизионным органом обнаружено нарушение со стороны ГКУ Республики Тыва "Госстройзаказ", выраженное в неправомерном расходовании средств федерального бюджета на сумму 11 430 829 рублей 92 копейки в части оплаты невыполненных со стороны ГБУ Республики Тыва "УКС" работ по контракту от 28.04.2015 N 4-15, ГКУ Республики Тыва "Госстройзаказ" обратилось в арбитражный суд с иском об обязании ГБУ Республики Тыва "УКС" выполнить в месячный срок с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда работы по строительству жилых домов по условиям контракта от 28.04.2015 N 4-15 на сумму 11 246 509 рублей 20 копеек, в точном соответствии, как указано в акте выездной проверки контрольно-ревизионного органа от 08.08.2016 N 4.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 27.01.2017 по делу N А69-2918/2016, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Данные обстоятельства явились основанием обращения управления в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, взыскав с Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" в пользу Управления Федерального казначейства по Республике Тыва ущерб в размере 11 430 829 рублей 92 копеек.
Апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции, указав, что указанные денежные средства подлежат взысканию с ответчика в федеральный бюджет.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения управления в арбитражный суд послужил факт неисполнения ГКУ РТ "Госстройзаказ" предписания от 30.08.2016, выданного по результатам проведения выездной проверки органом государственного финансового контроля.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю.
В силу пункта 1 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, настоящие Правила определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - деятельность по контролю) во исполнение части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 68 Правил N 1092 предусмотрено, что при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "а" и подпунктом "в" пункта 6 настоящих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет, в том числе предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации;
Согласно пункту 76 Правил N 1092, в случае неисполнения предписания о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет в суд исковое заявление о возмещении объектом контроля, должностными лицами которого допущено указанное нарушение, ущерба, причиненного Российской Федерации, и защищает в суде интересы Российской Федерации по этому иску.
Материалами дела подтверждается факт неправомерного расходования средств федерального бюджета со стороны ГКУ Республики Тыва "Госстройзаказ" (заказчика), выраженного в оплате ГБУ УКС (подрядчику) фактически не выполненных объемов и видов работ, включенных в акты формы КС-2 по строительству жилых домов в Республике Тыва для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на общую сумму 11 430 829 рублей 92 копейки, в том числе по Кызылскому кожууну - 11 246 509 рублей 20 копеек, Эрзинскому кожууну - 107 014 рублей 20 копеек, Каа-Хемскому кожууну - 37 355 рублей 26 копеек, Тоджинскому кожууну - 39 951 рубль 26 копеек.
Данные обстоятельства явились основанием для направления учреждению предписания от 30.08.2016 N 12-17-31/4185 об устранении выявленных нарушений и возмещении Российской Федерации ущерба в сумме 56 783 444 рубля 92 копейки.
Доказательства возмещения ущерба в денежном выражении в материалах дела не представлены.
Суды, учитывая, что результаты проверки и предписание управления от 30.08.2016 в судебном порядке не оспорены, доказательства исполнения указанного предписания в материалах дела отсутствуют, обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Не опровергая факт выявленного финансового нарушения, ответчик указывает, что оно совершено в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей по договору подряда подрядчиком - ООО "АтлантСтройСервис".
В рассматриваемом случае суды обоснованно указали, что именно ответчиком в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 702, 711, 720, 740, 743, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пунктов 1.1, 1.2, 4.2, 4.4, 5.1, 5.3 контракта от 28.04.2015 N 4-15 произведена оплата подрядчику ГБУ РТ "УКС" за фактически не выполненные объемы и виды работ, включенные в акты о приемке выполненных работ формы КС-2.
Довод об отсутствии причинно-следственной связи при взыскании ущерба являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно им отклонен.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2018 года по делу N А69-3824/2017 Арбитражного суда Республики Тыва оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного казённого учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Республики Тыва выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сонин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.