город Иркутск |
|
31 января 2018 г. |
Дело N А58-956/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А. Н.,
судей: Кадниковой Л. А., Шелёминой М. М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винокуровой М. Ю.,
при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (судья Николаева Г. Л., секретарь судебного заседания Зырянова В. О.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) представителя акционерного общества "Теплоэнергосервис" - Лосевой И. Е. (доверенность N 72 от 01.01.2018),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Теплоэнергосервис" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 июля 2017 года по делу N А58-956/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Эверстова Р. И., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В. А., Басаев Д. В., Желтоухов Е. В.),
установил:
акционерное общество "Теплоэнергосервис" (ОГРН 1071435012439;
ИНН 1435191592; г. Якутск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к администрации муниципального образования "Город Алдан" (далее - администрация), к Алданскому городскому Совету депутатов Алданского района Республики Саха (Якутии) (далее - Совет депутатов) о признании недействительным решения N 55-5 от 31.08.2015 "Об утверждении схемы тепловодоснабжения и водоотведения" (далее - решение N 55-5 от 31.08.2015).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 июля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2017 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, выводы судов о том, что оспариваемое решение принято в соответствии с Требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154) (далее - Требования N 154) и Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782) (далее - Правила N 782) не соответствует действительности, поскольку: в преамбуле оспариваемого решения отсутствует ссылка на нормы Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), указанное решение было принято на основании Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ); законодательно понятие схемы тепловодоснабжения не установлено, так как Федеральным законом N 190-ФЗ предусмотрено принятие схемы теплоснабжения, а Федеральным законом N 416-ФЗ - схемы водоснабжения и водоотведения, таким образом, оспариваемым решением утвержден несуществующий и не предусмотренный законодательством Российской Федерации документ; схема водоснабжения, согласно Федеральному закону N 416-ФЗ, вторична по отношению к схеме теплоснабжения, следовательно, эти две схемы не могут быть утверждены одним актом; решение принято представительным органом местного самоуправления, в то время как законодательством данное полномочие отнесено к исполнительным органам местного самоуправления, следовательно, при принятии оспариваемого решения был нарушен принцип разделения властей.
Кроме того, общество полагает, что суд первой инстанции неправомерно сослался на пропуск обществом установленного АПК РФ срока на обжалование решения, так как доказательства принадлежности администрации сайта: http://aldansitv.do.am/ не представлены, официальный статус данного сайта не подтвержден; нарушен установленный пунктом 19 Требований N 154 порядок размещения сведений об утверждении схемы теплоснабжения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества поддержала правовую позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв с 17 по 24 января 2018 года до 12 часов 30 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru.
После перерыва представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, администрацией и Советом депутатов 31.08.2015 принято решение N 55-5 "Об утверждении схемы тепловодоснабжения и водоотведения".
Полагая, что указанное решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из пропуска обществом установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на обжалование оспариваемого решения.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Основываясь на положениях пункта 4 части 1 статьи 16, части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суды установили, что администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по организации в границах городского округа тепло- и водоснабжения населения.
Согласно части 7 статьи 23 Федерального закона N 190-ФЗ порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с Требованиями N 154 должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.
Схема теплоснабжения в течение 15 календарных дней с даты ее утверждения подлежит размещению в полном объеме на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения. При этом органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны опубликовать в установленных официальных источниках опубликования сведения о размещении схемы теплоснабжения на официальных сайтах (пункт 19 Требований N 154).
В силу частей 4, 6 статьи 38 Федерального закона N 416-ФЗ схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления в соответствии с Правилами N 782.
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно установлено, что решение N 55-5 от 31.08.2015 принято администрацией и Советом депутатов в соответствии с Требованиями N 154 и Правилами N 782 в пределах их компетенции.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании решения незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении её прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявление от 22.02.2017 N 691 о признании недействительным и отмене решения N 55-5 от 31.08.2015 подано обществом в арбитражный суд 22.02.2017.
Обосновывая свой довод о соблюдении предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ процессуального срока, общество ссылалось на получение 23.11.2016 письма администрации N 01-3492 от 23.11.2016, из которого обществу и стало известно о принятии оспариваемого решения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК ПФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что решение N 55-5 от 31.08.2015 размещено на официальном сайте администрации http://aldansity.do.ru// на следующий день после принятия, то есть 01.09.2015, а также в разделе меню сайта "ЖКХ".
Кроме того, как обоснованно указали суды, о разработке схемы теплоснабжения до ее утверждения обществу было известно задолго до принятия оспариваемого решения, поскольку во исполнение муниципального контракта от 01.07.2014 само общество предоставило необходимую документацию обществу с ограниченной ответственностью "Инновационно-внедренческий центр "Энергоактив", а проекты схемы теплоснабжения представлены в материалы дела самим обществом.
При этом судами учтено, что общество осуществляет свою деятельность на основании концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры, объектов коммунального водоснабжения, водоотводения, очистки сточных вод, теплоснабжения Республики Саха (Якутия), находящихся на территории муниципального образования "Алданский район", от 01.05.2012. Согласно представленным обществом постановлениям администрации N N 21, 22 от 13.02.2017 администрацией выполнена установленная законом обязанность по определению общества в качестве гарантирующей организации централизованной системы холодного водоснабжения на всей территории города Алдан, села Большой Нимныр, а также по теплоснабжению на всей территории города Алдан, села Большой Нимныр.
При таких обстоятельствах, установив, что оспариваемое обществом решение было принято администрацией и Советом депутатов 31.08.2015 и опубликовано в установленном порядке, обязанность по направлению обществу утвержденной схемы теплоснабжения законодательством не предусмотрена, при этом общество, будучи гарантирующей организацией, осуществляющей, в том числе холодное водоснабжение и теплоснабжение по всей территории города Алдан и села Большой Нимныр, узнало о принятии решения N 55-5 от 31.08.2015 не позднее сентября 2016 года, суды пришли к правильном выводу о пропуске предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока на обжалование указанного ненормативного акта.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока обществом не заявлено, иные законные основания для восстановления пропущенного срока у судов отсутствовали.
Пропуск срока на обжалование решения муниципального органа является самостоятельным основанием отказа в удовлетворении требования заявителя, в связи с чем суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании приведённых выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам и по существу направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела и представленных в дело доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 июля 2017 года по делу N А58-956/2017 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.