город Иркутск |
|
14 ноября 2018 г. |
Дело N А19-21399/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя прокуратуры Иркутской области Зайцевой С.А. (удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Киренского городского поселения на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2018 года по делу N А19-21399/2016 Арбитражного суда Иркутской области (суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Каминский В.Л., Желтоухов Е.В.),
установил:
Прокуратура Иркутской области в интересах Киренского муниципального образования (далее - истец, прокурор) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к муниципальному предприятию "Остров" Киренского муниципального образования (ИНН 3818032110, ОГРН 1143818000182, далее - МП "Остров", предприятие) и администрации Киренского городского поселения (далее - Администрация) о признании недействительными соглашений от 27.02.2015 N 1, от 18.08.2015 N 2 о предоставлении целевой субсидии из бюджета Киренского муниципального образования, а также с требованием применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата денежных средств в размере 86 759 рублей 59 копеек.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 апреля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2017 года, требования истца удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 октября 2017 года судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 февраля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2018 года решение суда от 06 февраля 2018 года отменено, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда.
Участвующий в судебном заседании представитель прокуратуры, считает судебный акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Соответствующее обоснование приведено в отзыве.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 31 октября 2018 года до 10 часов 00 минут 07 ноября 2018 года, о чем сделано публичное извещение.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещена в сети Интернет по адресам http://fasvso.arbitr.ru, http://kad.arbitr.ru, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов суда апелляционной инстанции установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, МП "Остров" осуществляет оказание услуг по водоснабжению населения на территории Киренского муниципального образования.
Постановлениями администрации Киренского городского поселения от 12.02.2015 N 38 и от 26.11.2015 N 449 установлены тарифы на холодное водоснабжение через водозаборные колонки и долгосрочные тарифы на питьевую воду для МП "Остров".
Между Администрацией и предприятием (получателем) заключены соглашения от 27.02.2015 N 1, от 18.08.2015 N 2 о предоставлении субсидий в размерах соответственно 185 499 рублей 49 копеек и 269 600 рублей 51 копейки в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг водоснабжения населения микрорайонов Гарь и Пролетарский г. Киренска.
В соответствии с условиями названных соглашений получатель обязуется использовать субсидию на указанные цели и оказать услуги надлежащего качества по водоснабжению населения микрорайонов Гарь и Пролетарский.
Во исполнение соглашения от 27.02.2015 N 1 Администрация перечислила МП "Остров" субсидию в размере 86 759 рублей 59 копеек по платежному поручению от 02.04.2015 N 879100.
Посчитав, что заключение указанных соглашений и выдача соответствующих субсидий не входит в компетенцию органов местного самоуправления Киренского муниципального образования, прокуратура обратилась в арбитражный суд с иском о признании соглашений недействительными и обязании предприятия возвратить сумму полученной субсидии.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 апреля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2017 года, требования истца удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 октября 2017 года судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При повторном рассмотрении, решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 февраля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд пришел к выводу о том, что выплата субсидии, предоставляемой из бюджета Киренского муниципального образования на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг водоснабжения населения, не противоречит положениям Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и других нормативных правовых актов. Администрация была вправе установить такой порядок возмещения затрат, в связи с чем пункт 5 Порядка предоставления субсидий из бюджета Киренского муниципального образования на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг водоснабжения населения, утвержденного постановлением администрации Киренского городского поселения N 344 от 03.12.2014, не противоречит законодательству Иркутской области и Российской Федерации.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2018 года решение суда от 06 февраля 2018 года отменено, заявленные требования удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что у администрации отсутствовали правовые основания для возмещения каких-либо расходов МП "Остров".
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьями 3, 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) деятельность в сфере холодного водоснабжения и водоотведения подлежит регулированию.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
При этом тарифное регулирование осуществляется на основе соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - постановление N 406).
Согласно пунктам 38 - 40 постановления N 406 при определении тарифа учитывается необходимая валовая выручка регулируемой организации, которая складывается из планируемых на очередной период регулирования: производственных расходов; ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, административных расходов; сбытовых расходов гарантирующих организаций; расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату, расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; нормативной прибыли, расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.
При этом в составе производственных расходов учитываются: расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение; расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду; расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала; расходы на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль; расходы на общехозяйственные расходы; прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями.
Из материалов дела следует, что в соответствии с частью 2 статьи 5, статьей 6.1 Закона N 416-ФЗ, Законом Иркутской области от 06.11.2012 N 114-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения" администрацией Киренского городского поселения постановлениями от 12.02.2015 N 38 и от 26.11.2015 N 449 установлены тарифы на холодное водоснабжение через водозаборные колонки на период с 01.03.2015 по 31.12.2015 и долгосрочные тарифы на питьевую воду для МП "Остров" на период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
Судом апелляционной инстанции установлено, что расчет тарифа для предприятия производился исходя из годовых объемов реализации регулируемых товаров и услуг, периодом регулирования определен 2015 год, что подтверждается заключением экспертизы по установлению тарифа на услуги холодного водоснабжения, заявления МП "Остров" об установлении тарифов.
При установлении тарифа администрацией были учтены все затраты МП "Остров", что соответствует требованиям, установленным Законом N 416-ФЗ, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406.
Таким образом, спорные расходы, установленные к возмещению постановлением администрации Киренского городского поселения N 344 от 03.12.2014, подлежат учету при определении экономически обоснованных тарифов.
Таким образом, по оспариваемым соглашениям муниципальному предприятию фактически возмещены расходы, которые были уже учтены при тарифном регулировании.
Доказательств об установлении тарифа по спорным объектам в материалы дела не представлены.
Таким образом, планируемые производственные расходы, в составе которых учитываются расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), расходы на оплату труда, были определены для предприятия из расчета на год, в том числе и январь 2015. В связи с чем, оснований для компенсации таких расходов отдельно за указанный период, с учетом того, что они учтены при тарифном регулировании, не имелось.
Следовательно, вывод суда о том, что у администрации отсутствовали правовые основания для возмещения каких-либо расходов МП "Остров", является правильным.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении арбитражным судом норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой суда доказательств. Кроме того, доводы заявителя кассационной жалобы рассматривались судом апелляционной инстанции и получили соответствующую правовую оценку. Оснований для их иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений либо неправильного применения судом норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда области на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2018 года по делу N А19-21399/2016 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сонин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.