город Иркутск |
|
09 февраля 2018 г. |
Дело N А10-2437/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л. А.,
судей: Левошко А. Н., Шелёминой М. М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Марактаевой И.Г., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарём судебного заседания Борисовой Ю.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей государственного автономного учреждения Республики Бурятия "Дирекция спортивных сооружений" Переваловой Н.В. (доверенность от 09.01.2017); Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия Клишиной С.Г. (доверенность от 29..02.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного автономного учреждения Республики Бурятия "Дирекция спортивных сооружений" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 августа 2017 года по делу N А10-2437/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Логинова Н.А.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Желтоухов Е.В., Ячменёв Г.Г.),
установил:
государственное автономное учреждение Республики Бурятия "Дирекция спортивных сооружений" (г. Улан-Удэ, ОГРН 1130327005984, ИНН 0326513086, далее - ГАУ Республики Бурятия "ДСС", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (далее - УФК по Республике Бурятия, Управление) о признании недействительным и отмене представления N 02-11-46/23-1503 от 20.04.2017.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 августа 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2017 года решение суда от 04 августа 2017 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГАУ Республики Бурятия "ДСС" ставит вопрос о проверке законности судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права - Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации; не соглашается с выводами судов о законности и обоснованности выданного учреждению представления; просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу УФК по Республике Бурятия просит оставить судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ГАУ Республики Бурятия "ДСС" поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель УФК по Республике Бурятия считает доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 28 февраля по 06 марта 2017 года УФК по Республике Бурятия на основании приказа руководителя Управления N 97 от 28.02.2017 в отношении ГАУ Республики Бурятия "ДСС" проведена плановая выездная проверка использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы, за 2015-2016 годы. По результатам проверки составлен акт от 06.03.2017.
В ходе проверки установлены следующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов:
- мероприятие "Организация мероприятий по приспособлению для доступа инвалидов учреждений физической культуры и спорта" не реализовано в полном объеме в сроки, установленные подпрограммой "Доступная среда" государственной программы Республики Бурятия "Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года)", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.03.2014 N 107;
- в нарушение части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе без проведения процедур размещения заказов на поставки товаров, работ, оказание услуг для государственных нужд, предусмотренных федеральным законодательством о контрактной системе в сфере закупок, осуществлена закупка оборудования (лифт и лестничная подъемная наклонная платформа), затраты на приобретение которых являются капитальными вложениями.
20.04.2017 года заместителем руководителя Управления в адрес ГАУ Республики Бурятия "ДСС" вынесено представление N 02-11-46/23-1503, которым указано на необходимость в срок до 16.05.2017 рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений.
Учреждение оспорило представление от 20.04.2012 в арбитражном суде.
Отказывая учреждению в удовлетворении заявленных им требований, суды правомерно исходили из следующего.
В силу положений части 3 статьи 265, статьи 269.2, части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5.15 (1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе", подпункта "в" пункта 7, подпункта "г" пункта 10, пункта 67 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, оспариваемое представление вынесено заместителем руководителя Управления в пределах предоставленных ему полномочий.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.03.2014 N 107 утверждена Подпрограмма 2 "Доступная среда" государственной программы Республики Бурятия "Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года)", целью которой является выполнение обязательств по социальной поддержке инвалидов, обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Бурятия.
Учреждением на цели предоставления субсидии "Целевая субсидия на мероприятия по адаптации объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, маломобильных групп населения" по состоянию на 31 декабря 2015 года потрачено в 2015 году на невыполненные работы 3 303 277 рублей 71 копейка.
Указанное подтверждается отчетом учреждения об исполнении условий предоставления субсидии.
Также являются правомерными выводы судов о нарушении учреждением сроков реализации мероприятия в рамках данной подпрограммы.
Поскольку внесение изменений в дату реализации мероприятий в рамках государственных программ субъекта Российской Федерации возможно только на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, постольку продление срока реализации мероприятия дополнительным соглашением от 15.10.2015, заключенным между Министерством спорта и молодежной политики Республики Бурятия и ГАУ Республики Бурятия "ДСС", суды признали неправомерным.
С учётом установленного суды пришли к выводам о законности пункта 1 представления о том, что рассматриваемое мероприятие не было реализовано в полном объёме в установленные сроки (2015 год).
Являются правильными и выводы судов о том, что закупка учреждением оборудования (лифт и лестничная подъёмная наклонная платформа) была осуществлена в нарушение части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе без предусмотренных этим законом процедур.
Как установлено УФК по Республике Бурятия, закупка оборудования проводилась за счёт средств субсидии из федерального бюджета в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Между тем согласно части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.
В этой связи являются правильными утверждения судов о том, что учреждение, используя средства федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объект государственной собственности, обязано было при осуществлении закупок за счёт этих средств руководствоваться положениями Закона о контрактной системе.
Суды также отметили со ссылкой на положения части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе, что эти нормы направлены на реализацию положений статей 78.2, 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений и предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, предусмотрено, что лифты являются подъемно-транспортным оборудованием, включенным в третью амортизационную группу (код по ОКОФ 330.28.22.1.). Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерств финансов Российской Федерации от 04.12.2010 N 157н, установлено, что затраты на приобретение и монтаж оборудования должны учитываться на счете 106 "вложения в основные средства", подъемники и лифты входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются.
С учётом изложенного, затраты на приобретение и монтаж лифта и лестничной подъемной наклонной платформы правильно расценены УФК по Республике Бурятия и судами как капитальные вложения в объекты государственной собственности.
Иное толкование учреждением приведённого законодательства не свидетельствует о неправильности вышеуказанных выводов судов.
Кроме того, такой подход отражён в письме Минфина России от 21.03.2014 N 02-02-09/12591 по вопросу "Об осуществлении автономным учреждением закупок товаров, работ, услуг за счёт субсидий, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации".
Судами верно отвергнуты и доводы учреждения о том, что в ведомственной структуре республиканского бюджета на 2015 год предусмотрены субсидии автономным учреждениям на иные цели в размере 3 400 000 рублей и 1 450 000 рублей (приложение N 15 к Закону Республики Бурятия от 15.12.2014 N 881-V "О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"), субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (статья 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации) по данной программе не предусмотрены.
Между тем, как было установлено судами, рассматриваемые объекты были приобретены за счёт средств субсидии в размере 3 400 000 рублей, предоставленной из федерального бюджета, по которой в ведомственной структуре расходов республиканского бюджета на 2015 год отсутствует указание на вид расхода.
Тот факт, что закупка лифта и лестничной подъёмной наклонной платформы должна осуществляться по Закону о контрактной системе, также свидетельствует прямое указание в разделе VI "Управление и контроль реализации программы субъекта Российской Федерации" примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, утверждённой приказом Минтруда России от 06.12.2012 N 575 (в редакции приказа Минтруда России от 21.05.2014 N 343), в соответствии с которым организация исполнения мероприятий соисполнителями Программы субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом о контрактной системе.
Иные доводы кассационной жалобы учреждения по данному пункту представления направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и не свидетельствуют о том, что рассматриваемые расходы федерального бюджета могли быть расценены как расходы на иные цели, поскольку материалами дела подтверждено осуществление учреждением капитальных вложений в объект государственной собственности.
Не нашли законного обоснования и доводы кассационной жалобы о том, что учреждение вправе было по дополнительному соглашению от 15.10.2015 продлить срок реализации соответствующих мероприятий 2015 года на 2016 год.
Суды при этом исходили из того, что пунктом 8 Соглашения от 05.08.2015 N 15-С-13-ГП-62 о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в упомянутую выше подпрограмму, предусмотрено, что субсидия из федерального бюджета предоставляется бюджету субъекта на текущий финансовый год.
Мероприятие, предусмотренное Соглашением от 26.08.2015 N 17-08-2015, заключенным между Республиканским агентством по физической культуре и спорту и ГАУ Республики Бурятия "ДСС", в связи с поступлением средств из федерального бюджета должно быть реализовано в полном объеме в 2015 году.
Согласно пункту 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации сроки реализации государственных программ субъекта Российской Федерации определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в устанавливаемом им порядке.
Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По каждой государственной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. По результатам указанной оценки высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной программы (пункт 3 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В этой связи суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что продление срока реализации мероприятия на 2016 года по дополнительному соглашению от 15.10.2015 являлось неправомерным в отсутствие доказательств принятия соответствующего решения органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 августа 2017 года по делу N А10-2437/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.