город Иркутск |
|
13 февраля 2018 г. |
Дело N А58-2418/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н. Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Евсеевой Е.А., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Артемовой В.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) представителей: акционерного общества "Теплоэнергосервис" Лосевой И.Е. (доверенность от 01.01.2018 N 72), Высоцкого П.В. (доверенность от 01.01.2018 N 71); Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Герасимова А.З. (доверенность от 10.05.2017 N 10-02/06); Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) Николаевой А.Д. (доверенность от 18.10.2017 N 05-10110/01),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Теплоэнергосервис" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08 сентября 2017 года по делу N А58-2418/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Андреев В.А., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Каминский В.Л.),
установил:
акционерное общество "Теплоэнергосервис" (ОГРН 1071435012439, ИНН 1435191592, г. Якутск; далее - АО "Теплоэнергосервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)с заявлением о признании недействительным предписания Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) от 30.12.2016 N 16-1-19/1422 в части.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство ЖКХ) и государственное казенное учреждение Республики (Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (далее - ГКУ "Агентство субсидий", Агентство).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08 сентября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2017 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Теплоэнергосервис" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам нарушения судами статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что предписанием нарушены права общества на получение предусмотренной законом компенсации в виде субсидии, что приведет к возникновению у него убытков; законность оспариваемого предписания судами не проверена.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители АО "Теплоэнергосервис" подтвердили доводы кассационной жалобы. Представитель Министерства финансов считает судебные акты законными и обоснованными. Представитель Министерства ЖКХ указала на законность судебных актов.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 30 января 2018 года до 06 февраля 2018 года до 11 часов 40 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в целях возмещения недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.08.2011 N 373 были утверждены Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов (далее - Порядок N 373) и Методика расчета субсидий, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в целях возмещения недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению в связи с государственным регулированием тарифов (далее - Методика N 373).
В пункте 2.1 Методики N 373 содержится формула определения размера субсидии на поставку тепловой энергии в целях отопления домов, подключенных к центральной системе отопления, которая также включает объем тепловой энергии на потери, связанные с двойным остеклением окон жилищного фонда.
На основании Порядка N 373 ГКУ "Агентство субсидий" заключало с организациями, оказывающими коммунальные услуги населению, соглашения о предоставлении субсидий и производило возмещение недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.04.2015 N 112 был утвержден новый Порядок предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (далее - Порядок N 112), в соответствии с пунктом 3 которого постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.08.2011 N 373 признано утратившим силу. Порядок N 112 вступил в силу 16.04.2015. Пунктом 5.2.5. Порядка N 112 была установлена новая формула определения размера субсидии, не включающая в расчет объем тепловой энергии на потери, связанные с двойным остеклением окон жилищного фонда.
Министерство в ходе проведения в отношении ГКУ "Агентство субсидий" выездной проверки использования средств государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие энергетики на 2012-2019 годы" установило, что в силу пункта 5.2.7 Порядка N 112 расчет объема субсидий за период с 01.01.2015 по 30.06.2015 должен производиться согласно названному Порядку. В нарушение части 2 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 1389-З N 331-V "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов", Порядка N 112, Агентством на основании приказа Министерства ЖКХ от 06.10.2015 N 429-п произведена переплата субсидии на общую сумму 174 088 424 рубля, а именно возмещены расходы по двойному остеклению за период с 01.01.2015 по 15.04.2015, в том числе АО "Теплоэнергосервис" на сумму 41 422 126 рублей.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 27.12.2016.
Предписанием Министерства от 30.12.2016 N 16-1-19/1422 Агентству предписано в срок до 17.03.2017 неправомерно перечисленную сумму субсидии в сумме 182 526 322 рубля, в том числе на возмещение расходов по двойному остеклению - 174 088 424 рубля, удержать с текущего финансирования организаций коммунального комплекса и восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (пункт 9 предписания).
Агентство уведомлениями от 06.04.2017 N 07-14/560 и N 07-14/562 сообщило обществу об удержании с текущего финансирования 38 580 492 рубля 53 копейки и 2 841 633 рубля 47 копеек, соответственно.
АО "Теплоэнергосервис", полагая, что предписание в указанной части не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, поскольку вследствие вынесения предписания с него удержана сумма субсидии с текущего финансирования, обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из отсутствия нарушения предписанием Министерства в оспариваемой части прав и законных интересов общества.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
Обязанность доказывания законности оспариваемых ненормативных правовых актов и обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на органы, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Кодекса); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав лежит на заявителе (статья 65 Кодекса).
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, решений (действий) закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие совокупности указанных условий обязывает арбитражный суд принять решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Правильно применяя указанные нормы процессуального права, суды установили что оспариваемое предписание выдано в пределах предоставленных Министерству полномочий; объектом проверки являлось использование ГКУ "Агентство субсидий" средств государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие энергетики на 2012-2019 годы", по факту выявленных Министерством нарушений в действиях Агентства при расходовании бюджетных средств, ему выдано предписание от 30.12.2016 N 116-1-19/1422.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что предписание Министерства, вынесенное в отношении Агентства, о прекращении нарушений при расходовании бюджетных средств, в том числе путем удержания с текущего финансирования организаций коммунального комплекса и восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) неправомерно перечисленной суммы субсидии, не содержит властных распорядительных указаний, адресованных обществу, о возврате денежных сумм, не возлагает на него какие-либо обязанности.
При таких обстоятельствах, суды двух инстанций, установив, что предписание Министерства от 30.12.2016 N 16-1-19/1422 не нарушает права и законные интересы общества, правомерно отказали АО "Теплоэнергосервис" в удовлетворении заявленных требований.
Названное согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 10.11.2016 N 306-КГ16-10230 по делу N А65-23671/2015.
Ссылки общества в кассационной жалобе на то, что судами первой и апелляционной инстанций оспариваемый акт по существу на соответствие действующему законодательству не проверялся, не могут быть учтены в качестве основания для отмены судебных актов в данном случае, поскольку судами установлено отсутствие факта нарушенных оспариваемым актом законных прав заявителя, в связи с чем и отказано в удовлетворении заявленных требований.
Предписание Министерства от 30.12.2016 N 16-1-19/1422 не препятствует обращению АО "Теплоэнергосервис, считающего, что нарушение его права на получение предусмотренной законом компенсации в виде субсидии приведет к возникновению у него убытков, с соответствующими требованиями в суд в порядке гражданского судопроизводства.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08 сентября 2017 года по делу N А58-2418/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.