город Иркутск |
|
16 февраля 2018 г. |
Дело N А19-22025/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л. А.,
судей: Шелёминой М. М., Шелега Д. И.,
при участии в судебном заседании представителей Министерства лесного комплекса Иркутской области Багдасарян А.А. (доверенность от 19.06.2017 N 199), открытого акционерного общества "Группа "Илим" Крашковец С.С. (доверенность от 22.02.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Группа "Илим" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2017 года по делу N А19-22025/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Пугачев А.А.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Каминский В.Л.),
установил:
открытое акционерное общество "Группа "Илим" (г. Санкт-Петербург, ИНН: 7840346335, ОГРН: 5067847380189, далее - ОАО "Группа "Илим", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к территориальному отделу Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству (далее - Министерство, территориальный отдел) о признании недействительными требований N 27/1 от 27.09.2016 и N 27/2 от 29.09.2016 о принятии мер к нераспространению лесного пожара N 142.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2017 года решение суда от 29 августа 2017 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Группа "Илим" ставит вопрос о проверке законности судебных актов как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, при неверном толковании норм материального права - части 2 статьи 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации, подпункта "г" пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N N 417; полагает, что выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам; просит судебные акты отменить и признать недействительными требования территориального отдела N 27/1 от 27.09.2016 и N 27/2 от 29.09.2016.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ОАО "Группа Илим" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Министерства лесного комплекса Иркутской области считает судебные акты обоснованными, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании договора от 18.12.2008 N 14, заключенного между территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству и ОАО "Группа "Илим", и акта от 31.12.2008 приема-передачи лесного участка (приложение N 5 к договору от 18.12.2008 N 14) общество является арендатором лесного участка с номером учетной записи в государственном реестре 517-2008-11, площадью 157 715 га, расположенного по адресу: Иркутская обл., Братский р-н, Братское лесничество, эксплуатационные леса, Тарминское участковое лесничество: Тарминская дача, кварталы NN 1-34, 36-49; Большеокинская дача, кварталы NN 2, 3, 5, 6, 8-15, 19-30, 33-53; Калтукская дача, кварталы NN 1-50; Северо-Бадинская дача, кварталы NN 1-31, 34-47, 53-117.
Решением комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности N 11 от 26.09.2016 в связи с участившимися случаями пожаров в лесах и сильной задымленностью на территории Братского района решено ввести "режим чрезвычайной ситуации".
В связи с возникновением лесного пожара в квартале N 101 Северо-Бадинской дачи Тарминского участкового лесничества Братского лесничества заместитель начальника территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству направил в адрес ОАО "Группа "Илим" требования N 27/1 от 27.09.2016 и N 27/2 от 29.09.2016 о принятии мер к нераспространению лесного пожара N 142, для чего обществу было предложено в течение трех часов с момента получения требования N 27/1 выделить и доставить к месту возникновения лесного пожара технику (один трейлер, один бульдозер, один транспортный вездеход) и людей (двадцать шесть рабочих); предложено в течение трех часов с момента получения требования N 27/2 выделить и доставить к месту возникновения лесного пожара людей (тридцать рабочих).
АО "Группа "Илим" оспорило данное требование по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагая, что обязанность по принятию всех возможных мер по недопущению распространения лесного пожара неразрывно связана с условием непосредственного обнаружения лесного пожара лицами, использующими леса.
Общество считает, что требование о направлении работников арендатора для принятия мер к нераспространению пожара в лесной квартал, где этот пожар действует, создает реальную угрозу жизни и здоровью работников ОАО "Группа "Илим".
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций исходили из того, что начальник территориального отдела правомерно, руководствуясь договором аренды, частью 2 статьи 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации и Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417), направил заявителю требования N 27/1 от 27.09.2016 и N 27/2 от 29.09.2016 о принятии мер к нераспространению лесного пожара N 142.
В силу части 2 статьи 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами и установлены Правилами N 417.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Правил N 417 одной из мер пожарной безопасности в лесах является предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
В данном случае суды правильно посчитали, что отношения сторон в связи с выдачей арендодателем в адрес арендатора оспариваемого требования возникли по поводу принятия мер по нераспространению лесного пожара (а не в связи с возложением на общество обязанности по тушению данного пожара, что является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно разъяснениям Федерального агентства лесного хозяйства (письмо от 27.03.2012 N ЮД-03-54/3098), частью 2 статьи 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации на лиц, использующих леса, возложена обязанность по принятию всех возможных мер по недопущению распространения лесного пожара. Также указанная обязанность арендаторов закреплена в подпункте "ж" пункта 13 Правил N 417 и в подпункте "ж" пункта 11 Формы примерного договора аренды лесного участка, утвержденной приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка".
Недопущением распространения лесного пожара является ряд действий, направленных на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации.
Под такими действиями, указывается в названных разъяснениях, понимается комплекс мероприятий, направленных не на тушение очага пожара и его полную ликвидацию, а на предотвращение распространения лесного пожара на лесные участки, граничащие с лесными участками, на которых произошло возгорание. Мероприятиями по недопущению распространения лесного пожара являются создание заградительных минерализованных полос перед надвигающейся кромкой пожара, перемещение складированной древесины, техники и легковоспламеняющихся веществ (запасов горюче-смазочных материалов).
Оспариваемые требования, как следует из их преамбулы, направлены в адрес общества начальником Братского лесничества на основании договора аренды лесного участка N 14 от 18.12.2008.
Требование, адресованное арендодателем арендатору лесного участка, касается принятия мер по нераспространению лесного пожара и вытекает из условий заключённого договора аренды; количество указанных в требовании техники и людей носит, как установили суды, рекомендательный характер.
При таких условиях общество в порядке части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно было доказать, какие права и охраняемые законом интересы общества данные требования могли нарушить.
Как установили суды двух инстанций, общество соответствующих доказательств не представило.
Заблуждение по поводу характера требования как ненормативного правового акта, обязательного к исполнению, возникло у общества в связи оформлением оспариваемых документов (содержат указание на необходимость выделения техники и людей для принятия мер к нераспространению пожара), однако, названное само по себе не свидетельствует о нарушении прав общества.
Руководствуясь вышеизложенными нормами права и разъяснениями, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о том, что правомочие по направлению территориальным отделом оспариваемых требований возникло на основании заключенного с обществом договора аренды лесного участка N 14 от 18.12.2008; содержащиеся в указанных требованиях предложенные меры по нераспространению лесного пожара не возлагают на общество не предусмотренных действующим законодательством обязанностей, в том числе по тушению лесного пожара.
Кроме того, количество указанных в требованиях техники и работников общества, необходимое для принятия мер к нераспространению лесного пожара, носит рекомендательный характер и рассчитано на основании положений Лесохозяйственного регламента Братского лесничества, предоставление испрашиваемых ресурсов было предложено лесопользователю, а не предписано в обязательном порядке, поскольку в данном вопросе административный орган не имеет механизма властного воздействия на общество.
Данный подход к оценке возникших правоотношений содержится, в частности в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2017 N 302-КГ17-18098.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании приведённых выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Учитывая, что материалами дела не доказано нарушение прав общества в сфере предпринимательской деятельности, у судов не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2017 года по делу N А19-22025/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.