город Иркутск |
|
06 декабря 2017 г. |
Дело N А19-15533/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Качукова С.Б., Тютриной Н.Н.,
с участием представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Рожнова К.Н. (доверенность N ВСЖД-28/Д от 25.01.2018, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Италес" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 июля 2017 года по делу N А19-15533/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ибрагимова С.Ю., суд апелляционной инстанции: Капустина Л.В., Макарцев А.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, г. Москва, далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Италес" (ОГРН 1023801539079, ИНН 3811060486, г. Иркутск, далее - ООО "Италес", ответчик) о взыскании 310 800 рублей неустойки за искажение сведений о массе груза, указанной в железнодорожной накладной, повлекшее перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 июля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2017 года, иск удовлетворен полностью.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Италес" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению ответчика, суды не применили подлежащие применению при определении массы груза различными способами рекомендации МИ 3115 - 2008 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем", утвержденные федеральным государственным унитарным предприятием "ВНИИМС" 30.05.2018 (далее - рекомендации МИ 3115-2008). С учетом данных норм излишки груза не превышают допустимых норм, соответственно, коммерческий акт не должен был составляться истцом.
ООО "Италес" указывает, что судами неправомерно отклонен его довод о том, что при расчете штрафа необходимо учитывать только то расстояние, на которое были перевезены излишки груза; взысканная судом неустойка является незаконной и несоразмерной.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" сослалось на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, полное и всестороннее исследование и оценку судами имеющихся в деле доказательств, правильное установление правоотношений сторон и обстоятельств дела, в связи с чем, просило в удовлетворении жалобы отказать.
ООО "Италес" о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в судебное заседание не направило.
Информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в сети "Интернет" на общедоступных сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru. и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://arbitr.ru в разделах "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru и "Календарь судебных заседаний" http://rad.arbitr.ru.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По причине длительного отсутствия ввиду нахождения в очередном отпуске судьи Скубаева А.И., с участием которого было начато рассмотрение кассационной жалобы по настоящему делу, на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 31, 37 Регламента Арбитражных судов Российской Федерации определением председателя третьего судебного состава Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Клепиковой М.А. от 05 марта 2018 года в составе судей, рассматривающих кассационную жалобу ООО "Италес", произведена замена судьи Скубаева А.И. на судью Тютрину Н.Н.
Рассмотрение дела начато сначала.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, по железнодорожной транспортной накладной N 20882211 истец принял от ответчика и осуществил перевозку груза (лесоматериалов) в вагоне N 54384730 по маршруту со станции Хребтовая Восточно-Сибирской железной дороги до станции "Маньчжурия" Китайской железной дороги. Масса груза определена ответчиком по обмеру (66 000 кг).
По результатам проведенной контрольной перевески вагона на весах станции Коршуниха-Ангарская установлено превышение массы груза над грузоподъемностью вагона: фактический вес груза с учетом предельного отклонения результата измерения массы (2 040 кг) составил 69 700 кг, что на 3 040 кг больше массы груза, указанной в накладной, и больше грузоподъемности вагона - 66 000 кг.
В связи с искажением сведений в железнодорожной накладной, которое привело к перегрузу вагона сверх его максимальной грузоподъемности, истец составил коммерческий акт N ВСБ1600106/6 от 18.01.2016, акт общей формы N 1135 от 18.01.2016 и в соответствии с пунктом 3 параграфа 3 статьи 16 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951 (далее - СМГС) начислил неустойку в размере 310 800 рублей.
Ссылаясь на неоплату ответчиком неустойки в добровольном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из доказанности факта искажения сведений о массе груза, указанных в железнодорожной накладной, повлекшего перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности, и отсутствия доказательств уплаты неустойки в добровольном порядке.
Суд округа считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно пункту 3 параграфа 3 статьи 16 СМГС отправитель уплачивает перевозчику неустойку, если после заключения договора перевозки перевозчик обнаруживает неправильность, неточность или неполноту указанных отправителем в накладной сведений и заявлений и при этом устанавливает, что при погрузке груза отправителем был допущен перегруз вагона сверх его грузоподъемности.
В соответствии с пунктом 4.7. Правил перевозок груза (приложение N 1 к СМГС) общая масса груза определяется в зависимости от рода груза и технической возможности взвешиванием или расчетным путем.
Согласно пункту 1.2. Правил перевозок груза (приложение N 1 к СМГС) вагоны могут быть загружены до их грузоподъемности с учетом допускаемой статической нагрузки от колесной пары вагона на рельсы.
В параграфе 1 статьи 23 СМГС указано, что перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. При этом проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.
В соответствии со статьей 5 СМГС при отсутствии соответствующих положений в настоящем Соглашении применяется национальное законодательство той Стороны, в которой правомочное лицо реализует свои права.
Таким образом, при осуществлении российским перевозчиком проверки правильности указания отправителем в железнодорожной накладной сведений о массе груза подлежат применению нормы Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" (далее - Устав железнодорожного транспорта).
Проверка массы груза регулируется, в том числе, статьей 41 Устава железнодорожного транспорта, согласно которой масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой груза, определенной на железнодорожной станции назначения, не превышает значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто такого груза и норму естественной убыли его массы, установленные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Порядок расчетов предельно допустимых расхождений в результатах измерения массы груза различными способами регулируются рекомендациями МИ 3115-2008, которые подлежат применению, если не доказано, что использование методики, изложенной в этом документе, приводит к ошибочному или недостоверному результату, в том числе, при перевозках в международном сообщении (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2013 N 16398/12, определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.11.2015 N 305-ЭС15-15063, от 22.12.2015 N 305-ЭС15-17718, от 22.12.2015).
Согласно абзацу 3 статьи 26 Устава железнодорожного транспорта определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.
Исследовав доводы и возражения сторон, представленные в материалах дела доказательства (железнодорожную накладную N 20882211; коммерческий акт N ВСБ1600106/6 от 18.01.2016, акт общей формы N1135 от 18.01.2016, пояснения сторон), оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили факт искажения сведений о массе груза, указанных в железнодорожной накладной, повлекшее перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности, в связи с чем обоснованно удовлетворили исковые требования.
Довод ответчика о том, что он не допустил искажения сведений о массе груза со ссылкой на МИ 3115-2008, подлежит отклонению. В результате проверки расчета истца судами установлено, что даже с учетом коэффициентов погрешностей, используемых МИ 3115-2008 для проверки массы груза, определенной путем обмера и взвешивания, масса груза превышает грузоподъемность вагона (т. 1, л.д. 106).
Кроме того, в нарушение положений пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и абзаца 5 пункта 4.7 Правил перевозок груза (приложение N 1 к СМГС), ответчик не представил сведения об измерении объема погруженного груза и о его объемной массе в обоснование утверждения о достоверности примененного им расчетного метода.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что при расчете штрафа необходимо учитывать расстояние от места погрузки до места обнаружения превышения грузоподъемности, подлежит отклонению, поскольку согласно пункту 2.30 Тарифного руководства N 1, утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5, при обнаружении в пути следования излишка груза сверх трафаретной грузоподъемности вагона за перевозку отгруженного излишка груза, плата определяется за расстояние перевозки от железнодорожной станции отгрузки до железнодорожной станции назначения как за самостоятельную отправку по общим правилам тарифного руководства.
Довод ответчика о явной несоразмерности подлежащей уплате неустойки последствиям нарушения обязательства рассмотрен судами и обоснованно отклонен по итогам совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств, с учетом специфики перевозочных отношений, цели установления законодателем неустойки за данные виды нарушений, возможности наступления тяжелых последствий при нарушении грузоотправителями своих обязательств по указанию точных сведений о свойствах и массе перевозимого груза.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 июля 2017 года по делу N А19-15533/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Белоножко |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.