город Иркутск |
|
28 марта 2018 г. |
Дело N А58-2480/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский промышленный техникум" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2017 года по делу N А58-2480/2017 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутский промышленный техникум" (ОГРН: 1021401050329, ИНН: 1435067676, г. Якутск; далее - ГАПОУ "Якутский промышленный техникум", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН: 1031402055079, ИНН: 1435027673, г. Якутск; далее - министерство финансов, административный орган) с требованием о признании недействительным постановления от 03.04.2017 N 1/15.14-2017/133 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2017 года оспариваемое постановление министерства финансов от 03.04.2017 N 1/15.14-2017/133 признано незаконным и отменено.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2017 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом апелляционного суда, учреждение обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемое постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда отменить.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в связи с нарушением апелляционным судом норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), согласно которым постановление министерства финансов от 03.04.2017 N 1/15.14-2017/133 является незаконным, правомерны, поскольку в действиях учреждения отсутствует событие и состав вменяемого ему административного правонарушения.
ГАПОУ "Якутский промышленный техникум" указывает, что финансирование организации питания учащихся учреждения и в частности оплата труда работников пункта питания осуществлены им правомерно в силу постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2015 N 370 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания".
Учреждение полагает, что работники столовой наравне с преподавателями и другими техническими работниками необходимы для полного обеспечения выполнения государственного заказа, а содержание столовой учреждения учитывается в составе общехозяйственных расходов. Работники столовой являются штатными работниками учреждения (штатное расписание согласовано в соответствии с требованиями законодательства республики) и имеют право на стимулирующие выплаты.
По мнению заявителя кассационной жалобы, образовательные стандарты, которыми руководствовалась апелляционная инстанция при принятии оспариваемого постановления, неприменимы в настоящем деле, поскольку не касаются порядка формирования субсидий.
В отзывах на кассационную жалобу министерство финансов против доводов заявителя кассационной жалобы возразило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация в сети Интернет на сайтах - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
При рассмотрении дела Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 14 марта 2018 года до 09 часов 50 минут 21 марта 2018 года, о чем сделано публичное извещение, размещенное в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа www.fasvso.arbitr.ru.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа министерства финансов от 15.02.2017 N 01-04/0214 должными лицами административного органа в отношении учреждения проведена выездная проверка полноты и достоверности отчетности об исполнении государственного задания, использования средств, полученных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на выполнение государственного задания и иные цели за 2015-2016 годы и истекший период 2017 года.
16.03.2017 проверяющими должностными лицами министерства финансов составлена выписка из акта, которым в частности зафиксировано: штатным расписанием учреждения предусмотрено 8 штатных единиц работников столовой (зав. производством, 4 повара, 2 мойщицы посуды, уборщица) с месячным фондом оплаты труда в 2015 году в размере 74 149 рублей, в 2016 году - 110 505 рублей; за проверяемый период расходы на оплату труда работников столовой учреждения с учетом страховых взносов составили 6 251 800 рублей 65 копеек, в том числе: 2015 год - 2 835 199 рублей 71 копейка (из них 1 891 794 рубля 75 копеек за счет государственного бюджета субъекта и 943 404 рубля 96 копеек за счет иных субсидий); 2016 год - 2 990 334 рубля 73 копейки за счет государственного бюджета субъекта; 2017 год - 426 266 рублей 21 копейка за счет государственного бюджета субъекта.
Выявив факт нецелевого использования бюджетных средств, 20.03.2017 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 1/15.14-2017/133.
03.04.2017 министерством финансов вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 20.03.2017 N 1/15.14-20217/133, которым ГАПОУ "Якутский промышленный техникум" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 151 099 рублей.
Учреждение, не согласившись с постановлением министерства финансов, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные учреждением требования, пришел к выводам о том, что организация питания обучающихся является обязанностью образовательного учреждения, оплата труда работников столовой произведена в рамках фонда оплаты труда, поскольку все работники пункта питания были приняты на работу в установленном трудовым законодательством порядке на основании заключенных трудовых договоров.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, отменяя решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), указал, что использование полученных образовательным учреждением государственных средств на выполнение государственного заказа (на предоставление образовательных услуг - среднего профессионального образования) с целью финансирования заработной платы работников столовой учреждения является неправомерным. Апелляционный суд отметил, что финансирование организации питания учащихся осуществляется за счет иных средств (собственных и выделенных).
Суд кассационной инстанции считает постановление апелляционной инстанции подлежащим отмене в связи со следующим.
Частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств, в том числе отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая, как и большинство статей Кодекса, является бланкетной. В этой связи при производстве по делу об административном правонарушении, связанном с нецелевым использованием бюджетных средств, должностное лицо органа административной юрисдикции должно дать правовую оценку действиям (бездействию) лица, в отношении которого ведется производство по делу, по соблюдению им норм, содержащихся в федеральных законах и подзаконных актах, регламентирующих правоотношения в области бюджетной сферы, а также в иных нормативных правовых актах.
Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Порядок предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Под "государственным заданием" в терминах Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ) (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Общие требования к государственному заданию содержатся в статье 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Так, государственное задание должно содержать, среди прочего, показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ). Оно формируется для бюджетных и автономных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) учреждениями субъекта Российской Федерации, формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственных заданий (учреждениями субъекта Российской Федерации) осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемых в указанном порядке, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Таким образом, государственное задание для бюджетного образовательного учреждения должно формироваться с учетом нормативных затрат, определяемых учредителем, и в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными уставом данного учреждения, осуществлять реализацию направлений своей деятельности на основе составленного и утвержденного его учредителем плана финансово-хозяйственной деятельности.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения" предусмотрено, что в целях формирования показателей Плана по поступлениям и выплатам, включенных в табличную часть Плана, учреждение составляет на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) План, исходя из представленной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, информации о планируемых объемах расходных обязательств, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (пункт 9).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению в виду того, что при привлечении его к ответственности административным органом вина образовательного учреждения в ходе административного расследования надлежащим образом не установлена. При таких обстоятельствах суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении к административной ответственности образовательного учреждения.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, пришёл к выводу о доказанности нецелевого использования денежных средств, направленных для финансового обеспечения государственного задания.
Нецелевое использование денежных средств со стороны образовательного учреждения административный орган связывает с направлением денежных средств, поступивших в качестве финансового обеспечения государственного задания, на оплату труда работников столовой.
Вместе с тем, указанные выплаты судом первой инстанции правомерно квалифицированы как надлежащее исполнение работодателем обязательств по оплате труда работника (не принимающего непосредственного участия в образовательном процессе) в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Более того, из обжалуемого постановления и материалов дела усматривается, что вопросы о соответствии плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения государственному заданию и нормативным документам (соответствие расходов на оплату труда работников столовой плану финансово-хозяйственной деятельности этого учреждения) предметом исследования и оценки при производстве по делу об административном правонарушении не являлись.
При наличии таких обстоятельств, оснований для квалификации указанных действий как использование денежных средств не в соответствии с целями, определяемыми государственным заданием, не имеется.
Учитывая изложенное, постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2017 года по делу N А58-2480/2017 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2017 года по настоящему делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.