город Иркутск |
|
29 марта 2018 г. |
Дело N А33-20763/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л. А., Сонина А. А.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление капитальных ремонтов и строительства" на определение Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2018 года по делу N А33-20763/2017 Арбитражного суда Красноярского края (суд апелляционной инстанции - Иванцова О. А.),
установил:
муниципальное казенное учреждение "Управление капитальных ремонтов и строительства" (ОГРН 1022401630184; ИНН 2457049898; г. Норильск Красноярского края; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - антимонопольный орган) об оспаривании решения N 1076 от 20.07.2017 и предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, прав и законных интересов участников закупки N 1076 от 20.07.2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью СО "Крас-Тендер" и акционерное общество "Электронные торговые системы".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05 декабря 2017 года учреждению отказано в удовлетворении заявленных требований.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 января 2018 года апелляционная жалоба учреждения на решение Арбитражного суда Красноярского края от 05 декабря 2017 года оставлена без движения в связи с нарушением заявителем пунктов 2, 3 части 4 статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В установленный срок учреждение не исполнило требование суда апелляционной инстанции о направлении документов, подтверждающих уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины, в связи с чем определением апелляционного суда от 12 февраля 2018 года апелляционная жалоба учреждения возвращена заявителю на основании пункта 5 части 1 статьи 264 АПК РФ.
Не согласившись с указанным определением, учреждение обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу и приложенные к ней документы направить в суд апелляционной инстанции для решения вопроса о принятии ее к производству.
Из кассационной жалобы учреждения следует, что вывод суда об отсутствии оснований для освобождения заявителя от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1 и 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является неправомерным, не соответствует указанной норме налогового законодательства, противоречит пункту 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (далее - Постановление N 46) и правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09 марта 2017 года N 304-ЭС16-16311; учреждение полагает, что, осуществляя закупку, из которой возникли спорные правоотношения, оно действовало от имени и в интересах муниципального образования г. Норильск, выполняло функции органа местного самоуправления, следовательно, его участие в арбитражном процессе направлено на защиту общественных интересов, в связи с чем учреждение подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 НК РФ.
Антимонопольный орган представил отзыв на кассационную жалобу, в котором считает определение апелляционного суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 260 АПК РФ к апелляционной жалобе прилагаются документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 АПК РФ).
В соответствии со статьёй 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, освобождаются, в том числе прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков (подпункты 1, 1.1 пункта 1).
В рассматриваемом случае учреждение связывает наличие у него полномочий муниципального заказчика с осуществлением им функций органа местного самоуправления по обеспечению муниципальных нужд и полагает, что его участие в данном арбитражном деле направленно на защиту общественных интересов.
Суд кассационной инстанции, проверив изложенные в кассационной жалобе доводы, не усматривает оснований для отмены обжалуемого определения.
Согласно пункту 32 Постановления N 46 к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ). Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов. Если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Таким образом, для возникновения у муниципального учреждения права на льготу по уплате госпошлины требуется единовременное выполнение двух условий: инициирование арбитражного процесса с целью защиты публичных интересов, закрепленное законодательством; выполнение государственным или муниципальным учреждением функций государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь вышеизложенными нормами права и разъяснениями, пунктами 1.1, 1.6 Устава учреждения, учитывая, что требования о признании незаконными ненормативных правовых актов антимонопольного органа предъявлены учреждением в своих интересах как стороной хозяйственных правоотношений, рассматриваемый спор не связан с действиями и решениями учреждения как органа местного самоуправления муниципального образования город Норильск и не направлен на защиту государственных либо общественных интересов, а исполнение функций муниципального заказчика по выполнению ремонтно-строительных работ в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", равно как и финансирование его деятельности за счет средств бюджета, не наделяет учреждение в рассматриваемом случае статусом указанного органа и не свидетельствует о выполнении функций последнего, пришел к обоснованному выводу о том, что учреждение не может быть освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктами 1, 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, и, указав на неустранение установленных нарушений пункта 2 части 4 статьи 260 АПК РФ, обоснованно возвратил апелляционную жалобу учреждению.
Изложенные выводы апелляционного суда в полной мере соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 15 июня 2015 года N 303-КГ15-5906, от 01 декабря 2015 года N 309-КГ15-15586, от 11 июля 2016 года N 308-ЭС16-6933, от 27 января 2017 года N 301-ЭС16-19349, от 14 июня 2017 года N 303-КГ17-6805 и от 19 января 2018 года N 301-ЭС17-17863.
Иное толкование заявителем положений законодательства, регулирующих порядок уплаты государственной пошлины, не свидетельствует о допущенных апелляционным судом нарушениях норм права. Ссылка учреждения в обоснование своих доводов на определение Верховного Суда Российской Федерации от 09 марта 2017 года N 304-ЭС16-16311 подлежит отклонению, как основанная на неверном толковании правовой позиции высшей судебной инстанции применительно к иным фактическим обстоятельствам дела.
Поскольку по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебного акта, определение Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2018 года по делу N А33-20763/2017 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.