город Иркутск |
|
05 декабря 2018 г. |
Дело N А33-20555/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Скубаева А.И., Тютриной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гончаровой А.А.,
при участии представителей общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоАудитИнвест" Раменского А.П. (доверенность от 10.01.2017), публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" Анкудиновой Н.В. (доверенность от 01.05.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоАудитИнвест" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 мая 2018 года по делу N А33-20555/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Деревягин М.В.;
суд апелляционной инстанции: Бабенко А.Н., Белан Н.Н., Парфентьева О.Ю.),
установил:
публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (ОГРН: 1052460078692, ИНН: 2466132221, г. Красноярск; далее - ПАО "Красноярскэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЭнергоАудитИнвест" (ОГРН: 1122468059922, ИНН: 2460241778, г. Красноярск; далее - ООО "ЭнергоАудитИнвест", общество, ответчик) о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию за период с июля по октябрь 2016 года в размере 137 413 рублей 38 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 мая 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2018 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "ЭнергоАудитИнвест" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, нарушением судами норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, требование истца о взыскании долга с ответчика удовлетворению не подлежит, поскольку в период с июля по октябрь 2016 года между ПАО "Красноярскэнергосбыт" и ООО "ЭнергоАудитИнвест" отсутствовали договорные отношения. Расчет электрической энергии, отпущенной на общедомовое имущество в многоквартирном доме по адресу ул. Тотмина, 25, неправомерен, поскольку произведен с нарушением положений законодательства об электроэнергии. Объем электрической энергии, предоставленной на общедомовое назначение в многоквартирном доме по адресу ул. Тотмина, 19, определен по прибору учета, который фактически не был установлен.
В отзыве на кассационную жалобу ПАО "Красноярскэнергосбыт" против доводов заявителя кассационной жалобы возразило.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на ней.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, в период с июля по октябрь 2016 года истец в отсутствие заключенного с ответчиком договора осуществлял поставку электроэнергии в места общего пользования многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, д. 19, ул. Тотмина, д. 25, находящихся в управлении ответчика.
Согласно расчету истца задолженность по поставке электроэнергии ответчика составила 137 413 рублей 38 копеек.
В отношении многоквартирного дома по ул. Тотмина, 19, расчет произведен истцом на основании показаний прибора учета N 11000197, который допущен в эксплуатацию по акту от 15.03.2013 N 015-170. Прибор учета был установлен в трансформаторной подстанции в связи с невозможностью установки прибора учета во вводно-распределительное устройство жилого дома.
В отношении многоквартирного дома по ул. Тотмина, 25, расчет произведен истцом по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением при отсутствии приборов учета. Расчет произведен на основании Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4283 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению на территории Красноярского края" (данные нормативы включают в себя и освещение мест общего пользования) (далее - Закон края N 9-4283).
Отсутствие оплаты поставленной электрической энергии со стороны ответчика послужило основанием для обращения ПАО "Красноярскэнергосбыт" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о том, что у ПАО "Красноярскэнергосбыт" имелись законные основания для произведения расчета за отпущенную в жилые дома по ул. Тотмина, 19 и ул. Тотмина, 25 электрическую энергию в отношении ответчика как управляющей организации.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов об обязанности управляющей организации ООО "ЭнергоАудитИнвест" оплачивать поставку электроэнергии в места общего пользования многоквартирных жилых домов, а также о доказанности факта установки в многоквартирном доме по адресу ул. Тотмина, 19 общедомового прибора учета.
В соответствии с положениями частей 1, 2.3, 12 статьи 161, части 7.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, приобретаются и оплачиваются управляющей организацией. При этом независимо от того, кому вносят платежи собственники и наниматели помещений многоквартирного жилого дома, лицом, обязанным произвести расчеты с ресурсоснабжающей организацией за ресурс, в том числе израсходованный на общедомовые нужды, остается управляющая организация.
Статус ответчика в качестве управляющей организации, приступившей к своим обязанностям по управлению спорными жилыми домами, установлен судами и оснований не согласиться с этим выводом не имеется.
Позиция заявителя кассационной жалобы о том, что отсутствие письменного договора на приобретение коммунального ресурса между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией само по себе влечет возникновение между последней и собственниками прямых правоотношений по предоставлению коммунальных услуг, основана на неверном толковании пунктов 14, 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Расчет объема поставленной электрической энергии на содержание общего имущества в многоквартирном доме по ул. Тотмина, 19 на основании показаний прибора учета N 11000197, предоставленных сетевой организацией, обосновано признан судами верным.
Оценив представленный в материалы дела акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 15.03.2013 N 015-170, с учетом пунктов 136, 162, 169, 171, 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), суды верно пришли к выводам о доказанности истцом факта наличия общедомового прибора учета в многоквартирном доме по адресу ул. Тотмина, 19.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов в части правильности произведенного истцом расчета объема поставленной электрической энергии на общедомовые нужды многоквартирного жилого дома по ул. Тотмина, 25, необоснованными.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
На основании пункта 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 17 Приложения N 2 к Правилам N 354 объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется с использованием норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Суды первой и апелляционной инстанций признали верным способ определения задолженности ответчика по оплате электрической энергии на общедомовые нужды по спорному многоквартирному дому с использованием норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению населения Красноярского края в жилых помещениях, утвержденного Законом края N 9-4283.
Вместе с тем суды, удовлетворяя исковые требования истца в заявленном размере, не учли следующего.
В соответствии с указанным выше нормативным актов норматив потребления коммунальной услуги определен для жилого помещения с учетом освещения мест общего пользования, но без определения конкретного числового показателя объема, приходящегося на коммунальную услугу на общедомовые нужды.
Таким образом, применение данного нормативного акта при расчете объема, потребленной электроэнергии на общедомовые нужды в отношении мноквартирного дома по ул. Тотмина, 25, неправомерно.
С учетом данных обстоятельств решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 мая 2018 года по делу N А33-20555/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2018 года по тому же делу подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежит учесть изложенное в настоящем постановлении, проверить расчет задолженности, произведенный истцом, на предмет его обоснованности (по каждой величине, используемой в расчете), а также распределить расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 мая 2018 года по делу N А33-20555/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2018 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
А.И. Скубаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.