город Иркутск |
|
12 декабря 2018 г. |
Дело N А74-14200/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Скубаева А.И., Тютриной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой Е.А.,
с участием представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Луневой А.В. (доверенность N 06-15 от 09.01.2018, служебное удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 июня 2018 года по делу N А74-14200/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Курочкина И.А., суд апелляционной инстанции: Парфентьева О.Ю., Бабенко А.Н., Радзиховская В.В.),
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ОГРН 1031900519243, ИНН 1901021801, г. Абакан, далее - управление, антимонопольный орган, истец) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному казенному учреждению "Управление образования администрации Таштыпского района" (ОГРН 1031900758306, ИНН 1909051565, с. Таштып Республики Хакасия, далее - учреждение, ответчик) о признании недействительными торгов в форме электронного аукциона на выполнение работ по объекту "Основная общеобразовательная школа на 70 учащихся в с. Нижние Сиры, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Таштыпский район, с. Нижние Сиры, ул. Советская, 30" и заключенного по его результатам муниципального контракта N Ф.2017.274786 от 10.07.2017.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 02 октября 2017 года в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Хакасивол-Строй" (ОГРН 1131901005136, ИНН 1901115841, г. Черногорск Республики Хакасия, далее - ООО "Хакасивол-Строй").
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 июня 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2018 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, антимонопольный орган обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, у судов не имелось основания для отказа в иске о признании торгов недействительными, поскольку спорный аукцион проведен с нарушением законодательства о контрактной системе, что подтверждается судебными актами по делу N А74-8493/2017, имеющими преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
В судебном заседании суда округа представитель управления подтвердила доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы на жалобу не представили.
Информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в сети "Интернет" на общедоступных сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru. и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://arbitr.ru в разделах "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru и "Календарь судебных заседаний" http://rad.arbitr.ru.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенного учреждением аукциона на выполнение работ по объекту "Основная общеобразовательная школа на 70 учащихся в с. Нижние Сиры, расположенному по адресу: Республика Хакасия, Таштыпский район, с. Нижние Сиры, ул. Советская, 30" с ООО "Хакасивол-Строй" заключен муниципальный контракт N Ф.2017.274786 от 10.07.2017.
Решениями антимонопольного органа от 15.06.2017 N 120/КС, N 124/КС, принятыми по результатам рассмотрения жалоб обществ с ограниченной ответственностью "Новострой", "Красинж" учреждение признано нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33, части 6 статьи 65, части 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 06 февраля 2018 года по делу N А74-8493/2017 учреждению отказано в признании названных решений управления недействительными.
Ссылаясь на то, что торги проведены с нарушением установленных законом правил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия оснований для признания торгов и контракта недействительными.
Суд округа считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 449 названного Кодекса).
Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), нарушение правил, установленных данной статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
При этом необходимо также учитывать, что в соответствии с частью 22 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.
В пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", разъяснено, что лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки. Аналогичная разъяснения изложены в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О-О.
Из приведенных официальных толкований вышеназванных нормативных положений следует, что возможность признания недействительными торгов в связи с нарушением правил, предусмотренных законом, влечет обязанность суда выяснить не только факт допущенных нарушений при проведении торгов, но также совокупность иных обстоятельств - могут ли права и законные интересы конкретного лица быть защищены и восстановлены принятием судебного акта; возможно ли проведение повторных торгов; исполнены ли контракты, заключенные по итогам оспариваемых торгов; в чем выражается интерес лица, оспаривающего торги; насколько признание торгов недействительными отвечает публичным интересам.
Судами установлено, что антимонопольным органом при проведении проверки не установлено нарушение учреждением Закона о защите конкуренции; в ходе проверки выявлены нарушения Закона о контрактной системе; на момент рассмотрения дела спорный контракт исполнен сторонами в полном объеме (работы выполнены подрядчиком и оплачены заказчиком).
Руководствуясь статьей 167, статьями 447, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 53, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Законом о контрактной системе, Законом о защите конкуренции, пунктом 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", суды пришли к выводу о том, что признание недействительными торгов и расторжение контракта в данном случае не приведет к восстановлению прав неограниченного круга лиц - потенциальных участников аукциона, приведение сторон договора в первоначальное положение и повторное проведение спорной закупки невозможно.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении иска.
Доводы заявителя кассационной жалобы, судом кассационной инстанции отклоняются по мотивам, изложенным в настоящем постановлении. Указанные доводы уже являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо новых доводов со ссылками на имеющиеся в деле, но не исследованные судами материалы заявителем кассационной жалобы не приведено.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определениях от 17.02.2015 N 274-О и от 28.02.2017 N 412-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями этого Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2017 N 304-ЭС16-15347).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 июня 2018 года по делу N А74-14200/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Белоножко |
Судьи |
А.И. Скубаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.