город Иркутск |
|
18 декабря 2018 г. |
Дело N А19-1170/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Прокуратуры Иркутской области Шленской Г.А. (удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Проскуриной Натальи Сергеевны на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 мая 2018 года по делу N А19-1170/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Назарьева Л.В.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Ломако Н.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Санаторий Усолье" (Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ИНН: 3819007614, ОГРН: 1023802140108, далее - ООО "Санаторий Усолье", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к администрации городского поселения Белореченского муниципального образования (далее - администрация) о признании незаконным отказа в согласовании проекта округа горно-санитарной охраны Мальтинского месторождения лечебных грязей от 24.10.2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура Иркутской области, Проскурина Наталья Сергеевна.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 мая 2018 года заявленные требования удовлетворены. Решение администрации городского поселения Белореченского муниципального образования, оформленное письмом N 1681 от 24.10.2017, об отказе в согласовании проекта округа горно-санитарной охраны Мальтинского месторождения лечебных грязей признано незаконным. Суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Санаторий Усолье".
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2018 года решение суда от 23 мая 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Проскурина Н.С. ставит вопрос о проверке законности судебных актов; полагает, что судами двух инстанций при рассмотрении заявления общества было допущено неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; заявитель считает недоказанными имеющие значение для дела обстоятельств, которые суды посчитали установленными, а изложенные в обжалуемых судебных актах выводы - не соответствующими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В отзыве прокуратуры со ссылкой на положения пункта 3 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации указано на то, что нахождение объекта Проскуриной Н.С. в границах второй и третьей зоны округа горно-санаторной охраны не является препятствием для его согласования администрацией городского поселения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Санаторий Усолье" считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержала изложенные в отзыве на кассационную жалобу позиции.
Иные лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 04 декабря 2018 года до 10 часов 20 минут 11 декабря 2018 года, о чём сделано публичное извещение. После перерыва представитель прокуратуры представила дополнение к отзыву на кассационную жалобу и поддержала изложенную в нём позицию.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзывов относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, постановлением администрации N 993 от 12.09.2005 ООО "Санаторий Усолье" сроком на 49 лет предоставлен в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов, с кадастровым номером 38:16:000040:1294, расположенный по адресу: Иркутская область, Усольский район, в 0,4 км западнее с. Мальта для добычи лечебной грязи, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, общей площадью 121 894 кв. м.
На основании постановления мэра Усольского районного муниципального образования от 05.11.2013 N 1928 "О внесении изменений в постановление мэра Усольского района от 12.09.2005 N 993 "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "Санаторий Усолье", между Комитетом по управлению муниципальным имуществом, недропользованию и землеустройству администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования и ООО "Санаторий Усолье" заключен договор аренды N 210 от 18.11.2013.
В ходе проведения Прокуратурой г. Усолье-Сибирское плановой проверки общества по факту исполнения законодательства о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах в Иркутской области установлено, что общество осуществляет санаторно-курортное лечение и отдых с использованием месторождения лечебных грязей при отсутствии проекта зоны санитарной охраны грязевого озера.
Прокурор г. Усолье-Сибирское обратился в суд исковым заявлением к ООО "Санаторий Усолье" с требованием обязать общество в срок до 01.12.2015 разработать проект зоны санитарной охраны земельного участка с кадастровым номером 38:16:000040:1294, расположенного по адресу: Иркутская область, Усольский район, в 0,4 км западнее с. Мальта, общей площадью 121 894 кв. м, и получить на него положительное санитарно-эпидемиологическое заключение.
Решением Усольского городского суда Иркутской области от 18.12.2014 требования Прокурора г. Усолье-Сибирское удовлетворены.
Во исполнение решения Усольского городского суда Иркутской области от 18.12.2014 ООО "Санаторий Усолье" разработан проект округа горно-санитарной охраны и общество обратилось в администрацию городского поселения Белореченского муниципального образования (письмо исх. N 369 от 14.09.2017) для согласования проекта "Округ горно-санитарной охраны для Мальтинского месторождения лечебных грязей".
Письмом N 1681 от 24.10.2017 администрацией в согласовании проекта отказано в связи с тем, что вторая и третья зона округа горно-санитарной охраны, согласно представленному обществом плану, проходит по земельному участку с кадастровым номером 38:16:000040:1185, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, принадлежащему на праве собственности частному лицу.
Общество оспорило данный отказ в Арбитражном суде Иркутской области.
Удовлетворяя заявление общества, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Федеральный закон N 26-ФЗ) под курортом местного значения понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 26-ФЗ определено, что признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
В силу статьи 16 Федерального закона N 26-ФЗ природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны (статья 16 в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 406 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 406-ФЗ).
Округ санитарной (горно-санитарной) охраны это особо охраняемая территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны (статья 1 Федерального закона N 26-ФЗ).
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, собственниками земельных участков и проживающими в этих зонах гражданами.
Из материалов дела следует, что решением Усольского городского суда Иркутской области от 18.12.2014 установлено, что земельный участок, предоставленный в аренду ООО "Санаторий Усолье", относится к землям особо охраняемых территорий и объектов с функциональным назначением для добычи лечебной грязи и отсутствие проекта зоны санитарной охраны грязевого озера может привести к загрязнению месторождения.
Согласно кадастровой карте - земельный участок с кадастровым номером 38:16:000040:1294 отнесен к категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов.
13.10.2015 отделом геоэкологического проектирования для ООО "Санаторий Усолье" разработан проект округа горно-санитарной охраны для Мальтинского месторождения лечебных грязей. Целью разработки проекта явилось создание и обеспечение режима санитарной охраны от загрязнения источника природных лечебных ресурсов, а также территорий, на которых они расположены.
Как следует из статьи 16 Федерального закона N 26-ФЗ, границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2).
В данном случае общество до утверждения границ округа во исполнение вышеуказанного решения Усольского городского суда обратилось за согласованием проекта округа горно-санаторной охраны к органу местного самоуправления - администрации городского поселения, поскольку эти округа, будучи землями особо охраняемых территорий и объектов, находятся на территории данного муниципального образования.
В целях устранения правовых проблем, вызванных несовершенством законодательного регулирования соответствующих отношений Федеральным законом N 406-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы "Об особо охраняемых природных территориях", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Земельный кодекс Российской Федерации и ряд других актов, в соответствии с которыми лечебно-оздоровительные местности и курорты действительно исключены из состава особо охраняемых природных территорий.
В настоящем споре потребность в разработке проекта округа горно-санитарной охраны Мальтинского месторождения лечебных грязей, в согласовании которого органом местного самоуправления было отказано, возникла с учётом требований Федерального закона N 26-ФЗ в целях обеспечение режима санитарной охраны от загрязнения источника природных лечебных ресурсов, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с пунктом 27 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Следовательно, на администрацию возложена обязанность по рассмотрению и согласованию вышеуказанного разработанного проекта округа горно-санитарной охраны.
Суды мотивированно не согласились с отказом в согласовании проекта округа горно-санитарной охраны, изложенным администрацией в письме N 1681 от 24.10.2017, правомерно указав следующее.
Как следует из представленных в материалы дела документов, в том числе из архивной выписки из решения исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся г. Усолье-Сибирское от 07.08.1959 N 211 "Об отводе и прирезке земель госземфонда и гослесфонда Усольского района военному совхозу N 25 ЗабВО", согласно которой установлена зона горно-санитарной охраны грязевых полей на озере Соленом в 300 метров, за управлением курорта "Усолье" закреплён участок под грязями и санаторной зоной общей площадью 107 га; лечебные грязи Мальтинского месторождения являются особо охраняемым природным объектом и территорией, их охрана должна осуществляться посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны, границы которых утверждаются в установленном порядке.
Пунктом 2 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается, что в целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В названной связи суды верно посчитали, что нахождение иных собственников, землевладельцев, арендаторов земельных участков в границах второй и третьей зоны округа горно-санитарной охраны не является препятствием для установления округа горно-санитарной охраны Мальтинского месторождения лечебных грязей и согласования проекта органом местного самоуправления.
Доводы кассационной жалобы третьего лица Проскуриной Н.С. проверены, однако, учтены быть не могут.
Заявитель не согласна с судами в том, что с принятием Федерального закона N 406-ФЗ Мальтинское месторождение лечебных грязей не утратило свой статус земель особо охраняемых территорий; полагает, что на момент вступления в силу Федерального закона N 406-ФЗ Мальтинское месторождение лечебных грязей создано не было, так как не были определены его охранные зоны.
Между тем судами было установлено и не опровергнуто заявителем кассационной жалобы, что вопрос об определении охранных зон Мальтинского месторождения лечебных грязей решался в соответствии с действующим Федеральным законом N 26-ФЗ. Статья 16 данного закона действует в редакции Федерального закона N 406-ФЗ; вместе с тем, исключая земли курортов из состава земель особо охраняемых природных территорий, положения данной нормы сохраняют для земель курортов как особо охраняемых территорий их охрану посредством установления округов горно-санитарной охраны.
Указание в судебных актах на Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425, не привело к принятию неправильных судебных актов.
Доводы третьего лица о нарушении его прав утверждением проекта округа горно-санитарной охраны учтены быть не могут, поскольку предметом настоящего спора является отказ администрации в согласовании проекта, а не его утверждение. Кроме того, являются правильными ссылки судов на положения пункта 3 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации, как определяющие обязанности собственника земельного участка во второй и третьей зонах округа горно-санитарной охраны.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на отсутствие в судебных актах в нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащей оценки доказательств по делу противоречат материалам дела.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 мая 2018 года по делу N А19-1170/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.