город Иркутск |
|
09 апреля 2018 г. |
Дело N А19-21933/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Бандурова Д.Н., Кадниковой Л.А.,
при участии в судебном заседании представителей Администрации города Иркутска - Григорьева В. О. (доверенность от 09.01.2018), Министерства имущественных отношений Иркутской области - Сокольниковой Е. А. (доверенность N 02-51-15648/17 от 11.08.2017),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Министерства имущественных отношений Иркутской области и Администрации города Иркутска на определение Арбитражного суда Иркутской области от 27 сентября 2017 года по делу N А19-21933/2012, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Сураева О. П., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В. А., Басаев Д. В., Каминский В. Л.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Финансово-строительная компания "Лидер" (ОГРН 1103850006903; ИНН 3812126997; г. Иркутск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Администрации города Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска (далее - администрация) с измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением о признании незаконным отказа в виде письма N 505-74-491/13 от 17.01.2013, как противоречащего Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также обязании заключить с обществом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000023:117 площадью 13 900 кв.м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, пересечение улицы Байкальская и бульвар Постышева.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее - министерство).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 мая 2013 года отказ администрации, выраженный в письме N 505-74-491/13 от 17.01.2013, признан незаконным, как не соответствующий Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Земельному кодексу Российской Федерации. На администрацию возложена обязанность по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, подготовки и направления обществу проекта договора в течение месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения.
Определением от 29 октября 2015 года в исполнительном производстве N 7095/13/21/38, возбужденном 15.11.2013 на основании исполнительного листа N АС 004634900 от 30.01.2013, выданного Арбитражным судом Иркутской области по настоящему делу, произведена замена должника - администрации его правопреемником - министерством.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о прекращении указанного исполнительного производства.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 27 сентября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2018 года, в удовлетворении заявления министерства о прекращении исполнительного производства отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы министерства, судами неверно применены положения пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), согласно которым исполнительное производство прекращается судом в случаях утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); министерство утратило возможность исполнения исполнительного документа в связи с передачей на основании распоряжения Правительства Иркутской области N 618-рп от 16.11.2015 спорного земельного участка иному лицу - Комитету по управлению Октябрьским округом администрации; выводы судов первой и апелляционной инстанции о возможном устранении препятствий к исполнению решения в рамках дела N А19-18789/2017 по оспариванию указанного распоряжения носят вероятностный характер и не могут являться надлежащим основанием для отказа министерству в удовлетворении его требований; общество в любом случае утратило право на получение земельного участка в аренду в льготном порядке, поскольку на испрашиваемом земельном участке прекратил существование в результате разрушения принадлежащий обществу объект незавершенного строительства.
Администрация также обратилась с кассационной жалобой на определение Арбитражного суда Иркутской области от 27 сентября 2017 года, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2018 года.
Кассационная жалоба принята к производству суда округа определением от 13 марта 2018 года, дело назначено к судебному разбирательству на 03 апреля 2018 года в 13 часов 45 минут.
Доводы кассационной жалобы администрации сводятся к отсутствию у министерства с 21.09.2016 права по распоряжению спорным земельным участком, поскольку данный земельный участок был передан в собственность муниципального образования г. Иркутск; таким образом, приведенные обстоятельства неправомерно не расценены судами как свидетельствующие об утрате министерством возможности исполнения соответствующего исполнительного документа.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе председательствующего Левошко А. Н., судей Бандурова Д. Н., Шелега Д. И., определением от 13 марта 2018 года рассмотрение кассационной жалобы министерства отложил на 03 апреля 2018 года в 13 часов 45 минут.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02 апреля 2018 года в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных статьей 18 АПК РФ, в настоящем деле произведена замена судьи Шелега Д. И. судьей Кадниковой Л. А., судебное разбирательство произведено с самого начала.
В судебном заседании представители министерства и администрации поддержали доводы кассационных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 АПК РФ).
В обоснование невозможности исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 16 мая 2013 года министерство ссылалось на изменение статуса спорного земельного участка в связи с внесением Законом Иркутской области от 15.07.2013 N 69-оз изменений в статью 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" и изданием распоряжения Правительства Иркутской области N 618-рп от 16.11.2015, которым указанный земельный участок предоставлен Комитету по управлению Октябрьским округом администрации в постоянное (бессрочное) пользование. Передача спорного земельного участка в собственность муниципального образования город Иркутск подтверждена выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 38/000/003/2017-95928 от 03.05.2017. Таким образом, министерство при обращении в арбитражный суд полагало невозможным исполнение исполнительного документа по исполнительному производству N 7095/13/21/38 в связи с разграничением государственной собственности на спорный земельный участок и отсутствием у него полномочий на распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Иркутска.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 327 АПК РФ арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий.
По смыслу приведенного положения закона, утрата возможности исполнения исполнительного документа должна носить объективный характер, вызванный чрезвычайными и непреодолимыми обстоятельствами (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 18-КГ15-249).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судами обоснованно установлено, что возникшие на момент рассмотрения заявления министерства о прекращении исполнительного производства обстоятельства не являются следствием каких-либо объективных, чрезвычайных, непреодолимых причин, а возникли в результате действий, подчиненных волеизъявлению министерства и администрации; какие-либо доказательства добровольного либо принудительного исполнения решения арбитражного суда, вступившего в силу ещё в 2013 году, не представлены, как и отсутствуют доказательства принятия со стороны министерства каких либо мер, направленных на исполнение указанного судебного акта.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что министерство и администрация не исполнили обязанность по доказыванию обстоятельств, подтверждающих наличие предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 229-ФЗ оснований для прекращения исполнительного производства.
Кроме того, суды при рассмотрении настоящего спора правильно сослались на правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2007 N 704-О, согласно которой изменение законодательства, примененного судом при рассмотрении конкретного дела, после вступления в законную силу вынесенного по этому делу судебного постановления не может являться основанием для прекращения соответствующего исполнительного производства по мотивам невозможности исполнения судебного решения, поскольку такое изменение не отменяет свойство исполнимости указанного судебного постановления, которому корреспондирует обязанность судебного пристава-исполнителя обеспечить правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, в соответствии с положениями, в частности, статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве", устанавливающими общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий)
Приведенные в обоснование заявленных в кассационных жалобах правовых позиций доводы были предметом исследования арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, и обоснованно расценены ими как не свидетельствующие о реальной утрате возможности исполнения министерством вступившего в законную судебного решения. Оснований для признания данных судебных выводов неправомерными суд кассационной инстанции не усматривает.
Доводы министерства об утрате обществом на настоящее время преимущественного права на получение испрашиваемого земельного участка в аренду отклоняются кассационным судом как направленные на пересмотр по существу вступившего в законную силу судебного акта, что недопустимо в рамках рассмотрения заявления о прекращении исполнительного производства.
Иные доводы кассационных жалоб также подлежат отклонению, поскольку не опровергают законные и обоснованные выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьёй 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем определение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 27 сентября 2017 года по делу N А19-21933/2012 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Д.Н. Бандуров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами обоснованно установлено, что возникшие на момент рассмотрения заявления министерства о прекращении исполнительного производства обстоятельства не являются следствием каких-либо объективных, чрезвычайных, непреодолимых причин, а возникли в результате действий, подчиненных волеизъявлению министерства и администрации; какие-либо доказательства добровольного либо принудительного исполнения решения арбитражного суда, вступившего в силу ещё в 2013 году, не представлены, как и отсутствуют доказательства принятия со стороны министерства каких либо мер, направленных на исполнение указанного судебного акта.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что министерство и администрация не исполнили обязанность по доказыванию обстоятельств, подтверждающих наличие предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 229-ФЗ оснований для прекращения исполнительного производства.
Кроме того, суды при рассмотрении настоящего спора правильно сослались на правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2007 N 704-О, согласно которой изменение законодательства, примененного судом при рассмотрении конкретного дела, после вступления в законную силу вынесенного по этому делу судебного постановления не может являться основанием для прекращения соответствующего исполнительного производства по мотивам невозможности исполнения судебного решения, поскольку такое изменение не отменяет свойство исполнимости указанного судебного постановления, которому корреспондирует обязанность судебного пристава-исполнителя обеспечить правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, в соответствии с положениями, в частности, статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве", устанавливающими общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий)"
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 апреля 2018 г. N Ф02-565/18 по делу N А19-21933/2012
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7059/20
01.12.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2903/13
31.08.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-21933/12
31.08.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-21933/12
29.07.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2903/13
21.01.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-21933/12
09.11.2018 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-21933/12
09.04.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-565/18
14.02.2018 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-21933/12
11.01.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2903/13
08.11.2017 Решение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6187/13
14.02.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7345/16
21.10.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2903/13
09.07.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3242/15
08.05.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2903/13
16.02.2015 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-21933/12
26.09.2014 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-21933/12
05.06.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2903/13
25.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6187/13
23.09.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2903/13
16.05.2013 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-21933/12