город Иркутск |
|
10 апреля 2018 г. |
Дело N А58-1857/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Сонина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2017 года по делу N А58-1857/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Федорова М.И.; суд апелляционной инстанции: Бушуева Е.М., Макарцев А.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилстрой" (ОГРН: 1141447004357, ИНН: 1435279462, г. Якутск; далее - ООО "Жилстрой", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН: 1031402066079, ИНН: 1435027673, г. Москва), Республики Саха (Якутия) в лице министерства финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН: 1031402066079, ИНН: 1435027673, г. Якутск;
далее - министерство финансов, ответчик) за счет казны Республики Саха (Якутия) суммы недополученных (выпадающих) доходов в связи с предоставлением льгот согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах социальных поддержки многодетных семей" (далее - указ N 431) в размере 26 344 рублей 56 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2017 года исковые требования удовлетворены частично, с Республики Саха (Якутия) в лице министерства финансов за счет казны Республики Саха (Якутия) в пользу ООО "Жилстрой" взыскана заявленная обществом сумма недополученных (выпадающих) доходов, а также расходы по уплате государственной пошлины - 2 000 рублей, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2018 года решение суда первой инстанции от 18 октября 2017 года отменено в части, принят новый судебный акт, согласно которому с Республики Саха (Якутия) в лице министерства финансов за счет казны Республики Саха (Якутия) в пользу общества взыскано 28 344 рубля 56 копеек, в том числе: 26 344 рубля 56 копеек - сумма недополученных (выпадающих) доходов, 2 000 рублей - расходы по уплате государственной пошлины. Производство по иску ООО "Жилстрой" к Министерству финансов Российской Федерации прекращено в связи с отказом от иска в данной части.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой в которой просит обжалуемые решение и постановление отменить, по делу принять новый акт.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в связи неправильным истолкованием и применением судами норм материального права (часть 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 24 части 2 статьи 26.3, часть 4 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), пункт 3 указа N 431).
Министерство финансов полагает, что не является субъектом ответственности, поскольку возмещение льгот, предусмотренных указом N 431, должно производиться за счет средств федеральной казны.
Ответчик утверждает, что так как субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки многодетных семей за счет средств собственного бюджета, то в республике принят Закон Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 N 643-3 N 147-IV "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)" (далее - Закон Республики N 643-3 N 147-IV), которым предусмотрены иные меры государственной поддержки многодетных семей.
В обоснование своей правовой позиции ответчик приводит судебную практику.
Также министерство финансов указывает, что порядок и условия возмещения расходов, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг многодетной семье, органами исполнительной власти Российской Федерации до настоящего времени не разработаны; указ N 431 не соответствует части 4 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) против доводов заявителя жалобы возразило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация в сети Интернет на сайтах - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В связи с тем, что апелляционным судом отменено решение суда первой инстанции в части, принят новый судебный акт: "Взыскать с Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, ИНН 1435027673) за счет казны Республики Саха (Якутия) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилстрой" (ИНН 1435279462, ОГРН 1141447004357) сумму недополученных (выпадающих) доходов в размере 26 344 (двадцать шесть тысяч триста сорок четыре) руб. 56 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 (две тысячи) руб., всего - 28 344 (двадцать восемь тысяч триста сорок четыре) руб. 56 коп. Производство по делу N А58-1857/2017 по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилстрой" к Министерству финансов Российской Федерации прекратить в связи с отказом от иска в данной части", предметом рассмотрения суда кассационной инстанции является постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2018 года.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражными судами, истец является коммерческой организацией с основной целью деятельности - извлечение прибыли (управление эксплуатацией жилого фонда) и выступает плательщиком коммунальных услуг (поставка тепловой энергии, холодной и горячей воды и водоотведение), предоставляемых на жилой дом по адресу: г. Якутск, ул. Дзержинского, д. 57 (далее - жилой дом).
В материалах дела имеется вступившее в законную силу решение мирового судьи по судебному участку N 63 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 27.06.2016 по делу N 2-458/63-16 по иску заместителя прокурора г. Якутска Республики Саха (Якутия) в интересах Гладковой Елены Александровны к ООО "Жилстрой" об обязании произвести перерасчет излишне выплаченной суммы оплаты за коммунальные услуги в размере 26 344 рублей 56 копеек, которым исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Поскольку убытки истца в размере 26 344 рублей 56 копеек возникли в связи с обязанностью общества по предоставлению льгот при оплате коммунальных услуг многодетным семьям, он обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводам о том, что вопросы социальной защищенности многодетных семей отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, однако реализация указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств самого субъекта, в данном случае - Республики Саха (Якутия).
Выводы Четвертого арбитражного апелляционного суда являются правомерными и обоснованными в связи со следующим.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вместе с тем, лицо, требующее возмещения вреда (убытков) согласно положениям статей 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, должно доказать незаконность действия (бездействие) государственного органа (должностного лица); факт причинения вреда и его размер; причинно-следственную связь между причиненным вредом и незаконными действиями (бездействием) государственного органа (должностного лица); вину причинителя вреда - государственного органа (должностного лица).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 указа N 431 для многодетных семей предусмотрено предоставление скидки в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) проведено разграничение расходных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), было отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 названной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Федеральными законами не предусматривается финансовое обеспечение мер социальной поддержки многодетных семей.
Вопросы социальной защищенности многодетных семей после 01.01.2005 подлежат финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии иных социальных льгот в субъекте, определенных Законом Республики N 643-3 N 147-IV, отклоняются судом кассационной инстанции в силу следующего.
Как следует из абзаца пятого статьи 26.3-1 Федерального закона N 184-ФЗ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Установление субъектом иных социальных льгот в отношении многодетных семей не освобождает его от исполнения финансовых обязательств по компенсации расходов, предпринятых организацией жилищно - коммунального хозяйства, при оказании коммунальных услуг такой категории граждан.
Факт несения ООО "Жилстрой" убытков и их размер подтверждается материалами дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ином толковании положений действующего законодательства, что не свидетельствует о нарушении апелляционным судом норм материального права и норм процессуального права и поводом для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не является.
Судебная практика, приведенная министерством финансов в обоснование своей позиции, не применима, так как обстоятельства настоящего дела отличны от обстоятельств, указанных ответчиком дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта по делу, Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2018 года по делу N А58-1857/2017 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2018 года по делу N А58-1857/2017 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.