город Иркутск |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А19-5760/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Карачаровский механический завод" - Кулика В.В. (доверенность от 10.01.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июля 2018 года по делу N А19-5760/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Позднякова Н.Г., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Ломако Н.В.),
установил:
публичное акционерное общество "Карачаровский механический завод" (ОГРН 1027739700724, ИНН 7721024057; г. Москва; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - министерство) о признании незаконным и отмене решения об исключении общества из реестра квалифицированных подрядных организаций, оформленного в виде протокола об исключении подрядных организаций из реестра квалифицированных подрядных организаций от 17.11.2017; о признании незаконными действий по исключению общества из реестра квалифицированных подрядных организаций; об обязании включить сведения об обществе в реестр квалифицированных подрядных организаций.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (далее - фонд).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 июля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2018 года, удовлетворены требования общества в части признания незаконным решения комиссии министерства от 17.11.2017. В части признания незаконными действий министерства по исключению общества из реестра квалифицированных подрядных организаций производство по делу прекращено.
Не согласившись с указанными судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, судами неверно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам по делу; министерство полагает доказанным наличие обстоятельств, предусмотренных подпунктами "ж" и "и" пункта 66 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615) (далее - Положение N 615); судами неверно сделан вывод о зависимости факта исключения организации из реестра квалифицированных подрядных организаций (далее - РКПО) от факта включения такой организации в реестр недобросовестных подрядных организаций, поскольку включение сведений о подрядной организации в реестр недобросовестных подрядных организаций является самостоятельным основанием для исключения сведений о ней из РКПО; выводы судов о преюдициальном характере обстоятельств, установленных по иному делу, ошибочны.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 12.08.2013 N 301-пп министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории Иркутской области.
Министерством в соответствии с Положением N 615 проведен предварительный отбор на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронном аукционе на оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт на территории Иркутской области (номер предварительного отбора SBR037-1704250009 (5-В/ПО/17)).
31.05.2017 по итогам проведения предварительного отбора в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе N SBR037-1704250009 (5-В/ПО/17) общество было включено в реестр квалифицированных подрядных организаций Иркутской области по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт на территории Иркутской области.
17.11.2017 комиссией по проведению предварительного отбора министерства принято решение об исключении общества из реестра на основании подпунктов "ж" и "и" пункта 66 Постановления N 615.
Не согласившись с указанным решением министерства, общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у министерства предусмотренных пунктом 66 Правил N 615 оснований для исключения общества из реестра квалифицированных подрядных организаций.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании решения министерства может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Установив совокупность указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно статье 182 Жилищного кодекса Российской Федерации к выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (часть 3). Привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5).
Как следует из пункта 67 Положения N 615, в случае установления одного из фактов, указанных в пункте 66 настоящего Положения, комиссия по проведению предварительного отбора в срок не позднее 5 рабочих дней, следующих после дня установления таких фактов, принимает решение об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций, в котором содержатся сведения о месте, дате и времени его составления, полное наименование подрядной организации (идентификационный номер налогоплательщика), исключаемой из реестра квалифицированных подрядных организаций, сведения о фактах, являющихся основанием для исключения из реестра квалифицированных подрядных организаций, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты.
Согласно пункту 66 Положения N 615 информация о подрядной организации исключается из реестра квалифицированных подрядных организаций в случае: наличия у участника предварительного отбора контракта и (или) договора, в том числе заключенного в соответствии с настоящим Положением, на оказание услуг и (или) выполнение работ, аналогичных предмету предварительного отбора, расторгнутого по решению суда или расторгнутого по требованию одной из сторон такого контракта и (или) договора в течение 3 лет, предшествующих проведению предварительного отбора, в связи с существенными нарушениями участником предварительного отбора условий такого контракта и (или) договора, - в части соответствующего предмета электронного аукциона, в котором подрядная организация имеет право принять участие (подпункт "ж"); уклонения участника электронного аукциона, проведенного в соответствии с разделом III настоящего Положения, от заключения договора о проведении капитального ремонта (подпункт "и").
При проведении предварительного отбора устанавливаются предусмотренные пунктом 23 Положения N 615 требования к участникам предварительного отбора, в том числе об отсутствии у участника предварительного отбора за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе, контракта или договора, в том числе заключенного в соответствии с настоящим Положением, по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства, относящихся к той же группе работ, что и предмет предварительного отбора, расторгнутого по решению суда или расторгнутого по требованию одной из сторон такого контракта или договора в случае существенных нарушений участником предварительного отбора условий такого контракта или договора (подпункт "е").
Признавая несостоятельными выводы министерства о наличии предусмотренного подпунктом "ж" пункта 66 Положения N 615 основания для исключения сведений об обществе из РКПО, суды обоснованно указали, что данное основание подлежит применению в случае выявления сведений о наличии у организации, договоров, расторгнутых в течение трех лет до проведения предварительного отбора, по результатам которого такая организация была включена в РКПО.
Судами установлено, что 31.05.2017 общество было включено в реестр квалифицированных подрядных организаций Иркутской области по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт на территории Иркутской области.
Поскольку одним из оснований для принятия оспариваемого решения послужила поступившая в министерство информация о расторжении в одностороннем порядке 30.10.2017 заключенных между обществом и специализированной некоммерческой организацией "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области" договоров N РТС274В170153/95-СМР/2017 от 04.09.2017, N РТС274В170154/97-СМР/2017 от 05.09.2017, N РТС274В170155/96-СМР/2017 от 05.09.2017 в связи с нарушением обществом сроков начала выполнения работ, суды пришли к верному выводу, что предусмотренное подпунктом "ж" пункта 66 Положения N 615 основание в данном случае неприменимо к обществу, поскольку расторжение указанных договоров произошло уже после проведения предварительного отбора, по результатам которого общество было включено министерством в РКПО.
Более того, суды правильно указали, что расторжение договора в одностороннем порядке по инициативе заказчика не всегда обусловлено недобросовестными действиями подрядной организации, и правомерно исходили из необходимости подтверждения министерством в силу положений части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ фактов противоправного поведения общества как основания для расторжения указанных контрактов. Однако, как обоснованно установлено судами, решениями Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области N N 8-03-615/2017, 9-03-615/2017, 10-03-615/2017 от 07.11.2017 отказано во включении информации об обществе в реестр недобросовестных подрядных организаций, что свидетельствует об отсутствии недобросовестного поведения со стороны общества.
В рамках настоящего спора судами также установлено, что сведения о принятии 04.04.2017 комиссией по предварительному отбору Республики Марий Эл решения об исключении общества из реестра квалифицированных подрядных организаций в связи с его уклонением от заключения договора об оказании услуг (банковская гарантия не соответствовала требованиям документации об электронном аукционе) (копия протокола об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций Республики Марий Эл от 04.04.2017) явилось основанием для исключения министерством сведений об обществе из РКПО на основании подпункта "и" пункта 66 Постановления N 615.
Однако в рассматриваемом случае решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл N 02-28/01-17 от 07.04.2017 Республиканскому фонду отказано во включении представленных сведений в отношении общества в реестр недобросовестных подрядных организаций, поскольку отсутствие надлежащей банковской гарантии не явилось следствием поведения самого общества и не обусловлено его небрежностью при подготовке и подаче документов для заключения контракта, следовательно, у общества отсутствовал умысел на уклонение от заключения договора.
С учетом изложенного суды верно указали, что в данном конкретном случае исключение комиссией по предварительному отбору Республики Марий Эл общества из РКПО в связи с уклонением от заключения договора об оказании услуг не должно расцениваться как основание для исключения министерством информации об обществе из РКПО Иркутской области в силу подпункта "и" пункта 66 Положения N 615 без подтверждения согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ факта недобросовестности действий (бездействия) общества по уклонению от заключения указанного договора.
Иной подход противоречил бы преследуемым законодателем целям исключения из РКПО сведений о недобросовестных подрядных организациях на основании подпунктов "ж" и "и" пункта 66 Постановления N 615.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего спора правильно указали, что РКПО формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по итогам конкретного предварительного отбора, в связи с чем каждый субъект Российской Федерации ведет самостоятельно такой реестр, а само Положение N 615 не предусматривает автоматического исключения информации о подрядчике из соответствующего реестра одного субъекта Российской Федерации по информации, содержащейся в реестрах, которые ведутся в иных субъектах Российской Федерации.
Изложенные выводы соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям статьи 71 АПК РФ, судами по настоящему делу установлены все имеющие значение обстоятельства и правильно применены правовые нормы, регламентирующие порядок ведения региональным оператором капитального ремонта реестра квалифицированных подрядных организаций.
Изложенные в кассационной жалобе доводы министерства, опровергающие выводы судов о незаконности решения комиссии министерства об исключении общества из РКПО, оформленного протоколом от 17.11.2017, по существу сводятся к несогласию с правовыми позициями судов и основаны на неправильном толковании приведённых выше норм материального права, в связи с чем не являются достаточными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах, а также ввиду отсутствия предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июля 2018 года по делу N А19-5760/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 января 2019 г. N Ф02-6555/18 по делу N А19-5760/2018