город Иркутск |
|
10 мая 2018 г. |
Дело N А10-5239/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Соколовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабак Д.В.,
при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, присутствующих в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" - Инкиной А.Е. (доверенность от 09.01.2018) и Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия - Хуригановой Ю.Л. (доверенность от 07.03.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 октября 2017 года по делу N А10-5239/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Пунцукова А.Т., суд апелляционной инстанции: Каминский В.Л., Сидоренко В.А., Басаев Д.В.),
установил:
акционерное общество "Улан-Удэ Энерго" (ОГРН 1080327000599, ИНН 0326481003, далее - АО "Улан-Удэ Энерго", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия (далее - Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 19.06.2017 N 003S19170005378.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 октября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2018 года, требования общества удовлетворены. Решение от 19.06.2017 N 003S19170005378 признано недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Не согласившись с принятыми судебными актами и полагая их принятыми с нарушением норм материального права, Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, в удовлетворении требований отказать.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что в действиях страхователя имеется состав вменяемого правонарушения, поскольку дополняющая форма СЗВ-М была представлена в отношении новых застрахованных лиц, а не с целью исправления допущенных ошибок в исходной форме.
Судами неправомерно применены пункты 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987п) и ошибочно применены разъяснения, изложенные в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ", поскольку указанное письмо касается вопросов представления другой отчетности.
Направление уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий в рассматриваемом случае не имеет правового значения для квалификации спорного правонарушения, поскольку в исходной форме СЗВ-М сведения, указанные в дополняющей форме, отсутствовали.
В судебном заседании представитель Пенсионного фонда поддержал доводы кассационной жалобы, представитель общества просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 09.08.2016 обществом представлены в Пенсионный фонд исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2016 года.
03.02.2017 в связи с самостоятельным выявлением ошибок в первоначально представленных сведениях страхователем представлена дополняющая форма СЗВ-М за июль 2016 года.
Пенсионным фондом в ходе проведения проверки достоверности, полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в адрес заявителя направлено уведомление от 06.02.2017 о необходимости устранения имеющихся расхождений.
По итогам проверки составлен акт от 19.05.2017 N 003S18170004656, которым зафиксировано нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 413 застрахованных лиц и принято решение от 19.06.2017 N 003S19170005378 о привлечении АО "Улан-Удэ Энерго" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление сведений по форме СЗВ-М в виде штрафа в размере 206 500 рублей (500 рублей * 413 застрахованных лиц).
Полагая, что вышеуказанное решение нарушает права и законные интересы общества, страхователь обратился в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о том, что оснований для привлечения страхователя к ответственности за вмененное правонарушение не имеется, поскольку общество самостоятельно обнаружило ошибку в сведениях по форме СЗВ-М за июль 2016 года, и устранило ее посредством направления дополняющей формы 03.02.2017.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений, установлены в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), нарушение которого выявлено пенсионным фондом, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией N 987н (действующей в спорный период), и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 34 Инструкции N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В силу пункта 41 указанной Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
В письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 Пенсионный фонд Российской Федерации рекомендовал не применять финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил ошибки, обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Официальная позиция Пенсионного фонда Российской Федерации ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном устранении допущенных ошибок и поддерживать более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда.
Кроме того, действовавшая на дату принятия решения о привлечении к ответственности Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), в абзаце третьем пункта 39 предусматривает, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Судами установлено и следует из материалов дела, что первоначальные сведения, представленные обществом по форме СЗВ-М за июль 2016 года, направлены 09.08.2016, то есть в установленный срок.
Дополняющая форма СЗВ-М за тот же отчетный период направлена 03.02.2017, то есть до обнаружения соответствующего нарушения Пенсионным фондом.
Данное нарушение квалифицировано органом Пенсионного фонда при привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ как непредставление дополняющих сведений в установленный срок.
В связи с изложенным, суды правильно применили указанные выше положения Закона N 27-ФЗ, Инструкций N 987н, N 766н и с учетом разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации, изложенных в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, пришли к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку состав правонарушения отсутствует - страхователь реализовал свое право на исправление представленных сведений. При этом срок представления дополнительных сведений по инициативе страхователя до обнаружения органом Пенсионного фонда факта представления неполных (недостоверных) сведений, законодательно не определен.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов двух инстанций, получили надлежащую правовую оценку, и выводы судов не опровергают.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 октября 2017 года по делу N А10-5239/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.