город Иркутск |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А74-13067/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н. Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Хакасия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Раковой О.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Сеидовой Г.Н.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Хакасия представителей: Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Левинцова С.А. (доверенность от 09.01.2018), Данданяна М.А. (доверенность от 09.01.2018); публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Левина В.В. (доверенность от 24.10.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 декабря 2017 года по делу N А74-13067/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Бова Л.В., суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Севастьянова Е.В., Юдин Д.В.),
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, г. Красноярск; далее - ПАО "МРСК Сибири", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России, антимонопольный орган) от 03.08.2017 по делу N 31-Т-17-АП об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Эрна" (ОГРН 1021900526625, ИНН 1901021858, г. Абакан), администрация города Абакана (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 декабря 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2018 года, заявление удовлетворено.
Хакасское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами части 1 статьи 9.21, части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что антимонопольным органом верно квалифицировано по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение обществом как субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, в части совершения ПАО "МРСК Сибири" действий при выполнении мероприятий по технологическому присоединению объекта ООО "Эрна"; поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужило принятие комиссией решения о нарушении антимонопольного законодательства; факт злоупотребления ПАО "МРСК Сибири" доминирующим положением, повлекший ущемление прав потребителя, установлен и Третьим арбитражным апелляционным судом.
В отзыве на кассационную жалобу ПАО "МРСК Сибири" считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). ООО "Эрна" и Администрация своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представители Хакасского УФАС России и ПАО "МРСК Сибири" в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании заявки ООО "Эрна" от 13.02.2013 между ПАО "МРСК Сибири" и ООО "Эрна" 11.03.2013 заключён договор N 20.1900.680.13 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по условиям которого ПАО "МРСК Сибири" приняло на себя обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ООО "Эрна" (электроустановки производственной базы), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики. ООО "Эрна" 26.03.2013 произведена оплата за технологическое присоединение 13 884 рублей 47 копеек.
Точка присоединения согласно техническим условиям для присоединения к электрическим сетям располагается на расстоянии 25 метров от границы участка заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (пункт 1.3 договора присоединения).
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора (пункт 1.5 договора присоединения), то есть до 25.09.2013. Дополнительным соглашением N 1 к договору стороны продлили срок выполнения мероприятий до 30.09.2013 при условии, что ООО "Эрна" не нарушает сроки выполнения своих обязательств.
По условиям договора ПАО "МРСК Сибири" обязано в течение 3 рабочих дней со дня уведомления ООО "Эрна" о выполнении технических условий осуществить проверку выполнения технических условий; принять участие в осмотре присоединяемых энергопринимающих устройств ООО "Эрна"; не позднее 3 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования) с соблюдением срока, установленного пунктом 5 договора, осуществить фактическое технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "Эрна" к электрическим сетям; составить при участии ООО "Эрна" акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их ООО "Эрна" (пункт 6 договора присоединения).
В пункте 10 Технических условий определены мероприятия, осуществляемые сетевой организацией, в том числе строительство ВЛИ-0,4 кВ ориентировочной длиной 0,35 км от РУ-0,4 кВ ТП-10/0,4 кВ до границ участка ООО "Эрна"; определение проектом точной трассы ВЛИ-0,4 кВ.
ООО "Эрна" в силу пункта 11 технических условий осуществляет монтаж электрооборудования в границах своего участка, в том числе вводного провода (кабеля); в части учёта электрической энергии: тип, место установки прибора учёта выполняет в соответствии с пунктами 139, 144 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
Как следует из письма ПАО "МРСК Сибири" от 10.12.2015 N 1.7/29/7099, в ходе исполнения договора присоединения филиалом ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" выполнены следующие мероприятия: составлено техническое задание на разработку проекта, разработана рабочая документация N 042-13 "строительство сетей 0,4 кВ для электроснабжения по ул. Заводская, 3"Е" (август 2013 года), направлено письмо в адрес Администрации от 30.08.2013 N 1.7/21-48пг.
ПАО "МРСК Сибири" обратилось в адрес Администрации 19.09.2013 с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство ВЛИ-0,4кВ по договору технологического присоединения с приложением плана электроснабжения. На основании данного плана ДГАЗ Администрации г. Абакана подготовлена схема размещения объекта, 25.09.2013 сетевой организации выдан согласований акт о выборе земельного участка для строительства с приложением данной схемы. Вместе с тем ввиду того, что испрашиваемый земельный участок частично накладывается на вновь образованный и поставленный на кадастровый учёт земельный участок, расположенный по адресу: ул. Заводская, 1Л, письмом Администрации от 11.11.2013 N 10688 отказано в размещении объекта с предложением рассмотреть возможность изменения точки подключения с целью выбора иного земельного участка.
Претензией от 12.11.2015 ООО "Эрна" уведомило сетевую организацию о необходимости определения в кратчайшие сроки отсутствующих в договоре координат точек присоединения для присоединения к электрическим сетям производственной базы по адресу: г. Абакан, ул. Заводская, 3Е, с целью выполнения потребителем пункта 11 технических условий, однако претензия оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на отсутствие у общества возможности осуществить технологическое присоединение и самостоятельно в одностороннем порядке внести изменения в технические условия, в том числе в части определения точки присоединения, ПАО "МРСК Сибири" письмом от 13.05.2016 N 1.7/20.3/4138-исх направило в адрес ООО "Эрна" соглашение о расторжении договора технологического присоединения от 11.03.2013.
14.07.2016 ПАО "МРСК Сибири" обратилось в ДГАЗ администрации г. Абакана с заявлением о согласовании размещения линейного объекта в целях размещения воздушной линии электропередач 0,4 кВ для электроснабжения льготного потребителя в г. Абакане, ул. Заводская, 3Е, литера В11/2, для согласования схемы выбора трассы линейного объекта в рамках охранной зоны и разрешенного использования земельного участка.
Письмом ДГАЗ Администрации г. Абакана от 25.07.2016 N 4498 сообщено, что размещение объекта ВЛ-0,4кВ для электроснабжения льготного потребителя (ул. Заводская, 3Е, литер В11/2) в представленной схеме возможно при условии согласования с ПАО "Ростелеком", МП "Водоканал".
Таким образом, ПАО "МРСК Сибири" в соответствии с договором присоединения и действующим законодательством не осуществлены мероприятия по технологическому присоединению в полном объёме.
ООО "Эрна" обратилось в Хакасское УФАС России с заявлением о наличии в действиях ПАО "МРСК Сибири" признаков нарушения антимонопольного законодательства в связи с неосуществлеием ПАО "МРСК Сибири" мероприятий по технологическому присоединению в полном объёме по договору об осуществлении технологического присоединения от 11.03.2013 N 20.1900.680.1.
Решением Хакасского УФАС России от 08.09.2016 по делу N 2-А-Т-16 признано доминирующим положение ПАО "МРСК Сибири" на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии (уровень напряжения НН) в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, расположенных на территории Республики Хакасия, г. Абакан (ВЛ-10 кВ ф.22-54 от оп. 24-4 ПС 110/10 "Западная" до ТП 22-54-01; ТП 2-54-01 400 к ВА, ЛЭП -0,4 кВ от ЗРУ-0,4 кВ ТП 10/0,4 кВ; КТП 400 кВА ТП 22-54-06 РП-11 10 кВ), эксплуатация и обслуживание которых осуществляется Усть-Абаканским районом электрических сетей филиала ПАО "МРСК Сибири - "Хакасэнерго", в период 2013 года - по настоящее время (пункт 1). Действия (бездействие) ПАО "МРСК Сибири" при выполнении мероприятий по технологическому присоединению объекта, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Заводская, 3Е, в нарушение пунктов 3, 16.3, 25(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), (бездействие сетевой организации и непринятие необходимых и достаточных мер, направленных на исполнение мероприятий по технологическому присоединению; отсутствие указания сетевой организацией точки присоединения, подключения к сетям сетевой организации) признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.20106 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) (пункт 2).
Предписанием от 08.09.2016 по делу N 2-А-Т-16 обществу предписано прекратить злоупотребление доминирующим положением и нарушение хозяйствующим субъектом антимонопольного законодательства.
18.05.2017 антимонопольным органом в отношении общества составлен протокол N 31-Т-17-АП об административном правонарушении по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Хакасского УФАС России от 03.08.2017 по делу N 31-Т-17-АП (с учётом определения от 02.10.2017 об исправлении опечаток в постановлении) ПАО "МРСК Сибири" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 475 821 рубль.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Республики Хакасия с названным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из недоказанности антимонопольным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что данное правонарушение следовало квалифицировать по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Третий арбитражный апелляционный суд признал доказанным антимонопольным органом факт непринятия обществом необходимых и достаточных мер, направленных на технологическое присоединение объекта, принадлежащего ООО "Эрна", что повлекло ущемление прав потребителя на технологическое присоединение этого объекта. Вместе с тем суд признал, что противоположный вывод суда первой инстанции в этой части не привел к принятию неправильного решения, поскольку суд законно и обоснованно признал неправильной квалификацию антимонопольным органом вменяемого правонарушения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Федеральным законом от 13.07.2015 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ) изменена редакция части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, из объективной стороны данного правонарушения исключены случаи, предусмотренные статьей 9.21 Кодекса.
Частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей с 10.01.2016) предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Таким образом, со вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ нормам статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях был придан специальный характер по отношению к нормам статьи 14.31 названного Кодекса.
Следовательно, если действия привлекаемого к ответственности лица отвечают признакам диспозиции статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то данное лицо подлежит ответственности по статье 9.21 Кодекса, а не по статье 14.31 Кодекса.
Как усматривается из постановления антимонопольного органа, основанием для привлечения ПАО "МРСК Сибири" к административной ответственности послужило совершение субъектом естественной монополии действий, (бездействий) при выполнении мероприятий по технологическому присоединению объекта ООО "Эрна", расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Заводская, 3Е, в нарушение пунктов 3, 16.3, 25(1) Правил N 861, а именно длительное бездействие, связанное с непринятием необходимых и достаточных мер, направленных на технологическое присоединение объекта, принадлежащего ООО "Эрна", неопределением точки присоединения, подключения к сетям сетевой организации.
Ответственность за данные действия предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, суды пришли к законному и обоснованному выводу о неправильной квалификации Хакасским УФАС России вменяемого обществу административного правонарушения, в связи с чем, руководствуясь правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", правомерно признали незаконным и подлежащим отмене оспариваемое постановление антимонопольного органа.
Доводы антимонопольного органа, оспаривающие данный вывод судов, в том числе со ссылкой на то, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужило в соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие комиссией решения о нарушении антимонопольного законодательства, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании вышеприведённых правовых норм.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 декабря 2017 года по делу N А74-13067/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.