город Иркутск |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А19-19519/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л. А.,
судей: Шелёминой М. М., Шелега Д. И.,
при участии в судебном заседании представителя Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Пахолкина Н.С. (доверенность от 14.06.2017 N 42-06/2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы государственного жилищного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2017 года по делу N А19-19519/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ананьина Г.В.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Наш дом +" (г. Ангарск, ИНН: 3801081536, ОГРН: 1063801031062, далее - ООО "Наш дом +", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - Служба) о признании недействительным предписания N 1683/17 от 31.08.2017.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2018 год решение суда от 28 ноября 2017 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Служба ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения судами статей 156, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491); указывает на то, что суды сделали неверный вывод об установлении собственниками размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в размере 11 рублей 84 копейки в месяц за 1 квадратный метр на первый год, так как статья 156 Жилищного кодекса Российской Федерации максимального срока не устанавливает; просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Службы поддержал доводы кассационной жалобы.
ООО "Наш дом +" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения N 1683-срп от 31.07.2017 в связи с поступившим в Службу обращением, содержащим информацию о нарушении прав потребителя при начислении платы за содержание жилого помещения по кв. N 100, 102, расположенных по адресу: г. Ангарск, м-н 17, д. 20 за 2016, 2017 годы, должностным лицом Службы 31.08.2017 была проведена внеплановая документарная проверка по лицензионному контролю в части правильности начисления обществом платы за содержание жилого помещения по кв. NN 100, 102 многоквартирного жилого дома N 20 за 2016, 2017 годы. Служба пришла к выводам о нарушении обществом требований подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, что выразилось в неисполнении обществом обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: по кв. NN 100, 102 многоквартирного жилого дома N 20 обществом за период с сентября 2015 года по июль 2016 года начисление платы за содержание жилого помещения осуществлялось в соответствии с протоколом; с августа 2016 года по март 2017 начисление платы за содержание жилого помещения неправомерно выполнялось в размере 12 рублей 83 копейки за 1 квадратный метр.
Кроме того, Службой сделан вывод о нарушении обществом части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации - в указанный период начислялась плата по кв. N N 100, 102 за сохранность общего имущества многоквартирного жилого дома N 20 в размере 10 рублей за одну квартиру.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 31.08.2017 N 1683/17.
В силу предписания N 1683/17 от 31.08.2017 общество обязано было в срок до 02.10.2017 устранить нарушения - привести начисление платы за содержание жилого помещения по кв. NN 100, 102 многоквартирного жилого дома N 20 в соответствии с действующим законодательством, предоставить в Службу подтверждающие документы.
Общество оспорило в арбитражном суде выданное ему предписание.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
ООО "Наш дом+" является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома N 20 на основании договора управления многоквартирным домом от 01.09.2015 (утвержден решением общего собрания собственников от 09.08.2015).
В соответствии с частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (пункт 31 Правил N 491).
Согласно пункту 6.5 договора управления многоквартирным домом от 01.09.2015 (многоквартирный жилой дом N 20) размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 11 рублей 84 копейки в месяц за один квадратный метр помещения собственника.
Пунктом 6.9 данного договора определено, что указанный размер платы действует в течение одного года и подлежит изменению в порядке, установленном действующим законодательством и договором.
В соответствии с пунктом 6.10 договора, в случае если за 60 дней до окончания очередного года действия настоящего договора не проведено общее собрание собственников помещений, размер платы за содержание жилого помещения изменяется управляющей организацией:
а) на очередной год действия договора в порядке, предусмотренном п.6.11, п.6.2, с учетом видов работ, необходимых для соблюдения норм действующего законодательства.
б) путем применения размера платы за содержание жилого помещения, установленного органом местного самоуправления для нанимателей, для собственников, не утвердивших такой размер на общем собрании, для собственников, не выбравших способ управления на общем собрании, для иных категорий собственников и нанимателей.
Суды, исходя из даты заключения договора, учитывая условия пунктов 6.9, 9.1 договора, пришли к выводам о том, что размер платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 11 рублей 84 копейки в месяц за один квадратный метр помещения установлен собственниками помещений многоквартирного дома N 20 на первый год, то есть на период с сентября 2015 года по август 2016 года.
Поскольку следующее собрание (в очно-заочной форме) проходило в период с 24.06.2016 по 25.07.2016 и согласно протоколу от 31.07.2016 было неправомочно для принятия решения в связи с отсутствием кворума, суды верно посчитали, что собственниками помещений многоквартирного дома N 20 решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на второй год не принято; в этой связи начисление обществом платы в соответствии с подпунктом "б" пункта 6.10 договора исходя из размеров платы, установленных постановлением администрации Ангарского городского округа N2069-па от 25.12.2015, действующему законодательству и условиям договора не противоречит.
Постановлением администрации Ангарского городского округа N 2069-па от 25.12.2015 размер платы за содержание жилого помещения для данного типа домов установлен в размере 12 рублей 83 копейки за один квадратный метр помещений собственника в месяц.
При таких условиях суды исходили из того, что применение управляющей компанией платы в размере 12 рублей 83 копейки за один квадратный метр не нарушало права собственников помещений N N 100, 102.
Доводы кассационной жалобы Службы по существу сводятся к несогласию с выводами судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права, на которые имеются ссылки в жалобе. Суды в данном случае, оценив конкретные условия договора управления, изложенные в пунктах 6.5, 6.9, 6.10, фактические взаимоотношения сторон данного договора, правомерно посчитали, что, вопреки доводам Службы, общество не имело оснований в спорный период начислять плату из расчёта ранее утверждённого тарифа 11 рублей 84 копейки за один квадратный метр.
Не нашли подтверждения и доводы кассационной жалобы о неправомерности начисления обществом в рассматриваемый период платы за сохранность общего имущества дома в размере 10 рублей за одну квартиру.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2017 года по делу N А19-19519/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.