город Иркутск |
|
21 июня 2018 г. |
Дело N А19-13066/2017 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М. А.,
судей: Барской А.Л., Бурковой О.Н.,
при участии в судебном заседании директора общества с ограниченной ответственностью Усольская книга" Маклонова Н.М. (паспорт), представителя указанного общества Михайловой А.А. (доверенность от 16.03.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика- общества с ограниченной ответственностью "Усольская книга" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2017 года по делу N А19-13066/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Пенюшов Е.С., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Каминский В.Л., Никифорюк Е.О.),
установил:
комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Усолье- Сибирское (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Усольская книга" (ОГРН 1023802143331, ИНН 3819010159, г.Усолье-Сибирское, далее - ООО "Усольская книга", общество, ответчик) об обязании в течение 30 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда осуществить за свой счет демонтаж нестационарных павильонов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 38:31:000030:33, по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Интернациональная, 77, из границ охранной зоны распределительной сети РС-11 и сети водоснабжения с указанными координатами.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2018 года, исковые требования удовлетворены.
ООО "Усольская книга", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 28 ноября 2017 года и постановление суда апелляционной инстанции от 22 февраля 2018 года отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края коллегиальным составом судей.
Из кассационной жалобы следует, что иск заявлен ненадлежащим лицом, не доказавшим, что является собственником сооружений, частей, участков сооружений. Суду не представлено доказательств, позволяющих идентифицировать спорный участок водопровода, тепловых сетей как объект недвижимости, документы, подтверждающие законность возведения сетей водопровода и тепловых сетей и законность прохождения сетей на спорном земельном участке. Суды не приняли во внимание представленные обществом выписки из ЕГРН об объектах недвижимости с кадастровыми номерами: 38:31:000038:5358- распределительная сеть N 11 и N 38:31:000001:138 - сети водопровода города, в которых указаны кадастровые номера иных объектов недвижимости, не имеющих никакого отношения к ООО "Усольская книга" по адресу Интернациональная, 77, сделал необоснованный вывод об обеспечении через тепловые и водопроводные сети неопределенного круга лиц и о наличии обременений земельного участка, в отсутствие каких-либо доказательств. Материалы дела не содержат доказательств определения границ охранной зоны, соответственно невозможно установить границы охранной зоны, а также отсутствуют доказательства какой-либо реальной угрозы нарушений права собственности истца.
В отзывах на кассационную жалобу комитет и ПАО "Иркутскэнерго" считают доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда- fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, муниципальному образованию "город Усолье-Сибирское" на праве собственности принадлежат: распределительная сеть N 11 (РС-11), назначение: сооружения коммунальной инфраструктуры, протяженностью 6 516 пог.м, инв. N 25:436:001:030003600, адрес объекта: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Толбухина, ул. Куйбышева, ул. К.Либкнехта, ул. Интернациональная, ул. Орджоникидзе, Комсомольский проспект (свидетельство 38 АГ N 742431 от 01.07.2008); сооружение - Сети водопровода города, протяженностью 112 493 пог.м, назначение: нежилое, инв. N 25:436:001:200161510, адрес объекта: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, территория г. Усолье-Сибирское (свидетельство 38 АД 390130 от 17.11.2010).
На основании договора купли-продажи земельного участка от 01.11.2008 N 166/08 между комитетом (продавец) и ООО "Усольская книга" (покупатель) последнему передан в собственность земельный участок площадью 2 320 кв.м с кадастровым номером 38:31:000030:33, расположенный на землях населенных пунктов, находящихся в ведении муниципального образования г. Усолье-Сибирское, по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Интернациональная, 77. Земельный участок предназначен для строительства специализированного магазина.
Согласно пункту 1.3 договора земельный участок ограничен (обременен) охранной зоной водопровода.
Земельный участок передан покупателю по акту приема-передачи от 01.11.2008 с указанием на ограничение (обременение) в пользовании охранной зоной водопровода.
Согласно сведениям о частях земельного участка и обременениях, внесенным в кадастровый паспорт спорного земельного участка от 14.08.2008 N 38/08В (ГЗК)-6965, земельный участок обременен охранной зоной водопровода площадью 786,48 кв.м..
Через спорный земельный участок проходят подземные коммуникации: магистральная тепловая сеть - распределительная сеть N 11, параллельной тепловой сети проходит сеть водоснабжения, диаметром 100 мм, являющиеся объектами жизнеобеспечения города Усолье-Сибирское.
Постановлением администрации г. Усолье-Сибирское от 26.04.2013 N 845 утвержден градостроительный план N RU38308000-46 земельного участка для строительства специализированного магазина. Графической схемой градостроительного плана определены места допустимого размещения зданий, строений и сооружений на соответствующем земельном участке, отмечены места расположения инженерных сетей, проходящих через спорный земельный участок, в охранной зоне которых, исключается возможность строительства или установки каких-либо объектов.
При проведении осмотра земельного участка специалистами комитета выявлено, что в месте нахождения подземных коммуникаций распределительной сети РС-11 и сети водоснабжения в непосредственной близости (1,5 м от фасада павильона "скупка сотовых телефонов", 1,5 от боковой стены павильона "скупка техники") от тепловой камеры ТК-11-5-6 установлены нестационарные объекты, принадлежащие ответчику, что подтверждается актом осмотра земельного участка от 15.06.2016.
Факт нахождения тепловых и водопроводных сетей на спорном земельном участке подтвержден письмами гарантирующих организаций - поставщиков тепловых ресурсов и водоснабжения на территории города - ПАО "Иркутскэнерго" и ООО "АкваСервис".
ПАО "Иркутскэнерго" является арендатором распределительной сети N 11 на основании договора аренды от 01.11.2010 N 959, заключенного с Комитетом, и пользователем данных сетей в производственных целях.
На основании Постановления администрации города Усолье-Сибирское N 2478 от 21.11.2013 ООО "АкваСервис" наделено статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Усолье-Сибирское, а объекты холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе водопроводные и канализационные сети города переданы обществу в пользование на основании договора аренды от 29.12.2010 N 962.
Истец полагая, что действиями ответчика по размещению спорных объектов в охранной зоне тепловых и водопроводных сетей нарушаются права муниципального образования "город Усолье-Сибирское" как собственника спорных сетей, препятствуя свободному доступу к указанному имуществу, являющемуся объектами городской инфраструктуры и жизнеобеспечения населения города Усолье-Сибирское, обратился в арбитражный суд с настоящим исковым требованием.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из факта нахождения спорных нестационарных объектов в охранной зоне водовода.
Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иными способами, установленными законом.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пунктах 45, 46, 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что применяя статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.
В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
Суды двух инстанций обоснованно исходили из того, что истец доказал факт принадлежности ему на праве собственности указанных выше объектов.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив представленные в материалы дела доказательства (ситуационный план, градостроительный план земельного участка, технический паспорт на сооружение распределительная сеть N 11, технический паспорт на сооружение-сети водопровода города, акт осмотра земельного участка с кадастровым номером 38:31:000030:33, письма от 10.06.2016 N 003-01/817 ПАО "Иркутскэнерго", письмо ООО "АкваСервис" от 27.01.2017, схему расположения земельного участка сопоставления координат земельного участка общества и охранных зон) суды пришли к правильному выводу, что указанными документами подтверждается факт расположения на спорном земельном участке со стороны улицы Интернациональной параллельно улице Орджоникидзе водовода и тепловой сети.
Наличие обременения земельного участка площадью 2 320 кв.м. с кадастровым номером 38:31:000030:33, переданного в собственность ООО "Усольская книга" на основании договора купли-продажи от 01.11.2008 N 166/08, установлено как договором, так и представленными в материалы дела кадастровыми паспортами указанного земельного участка.
Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Одним из ограничений права на земельный участок пункт 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации называет особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В соответствии с пунктом 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации МДС 41-3.2000, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 N 92, для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
В силу пункта 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, в местах прокладки теплопроводов возведение строений не допускается.
Расстояние от проекции на поверхность земли края строительной конструкции тепловой сети до сооружения определяется в соответствии со строительными нормами и правилами.
Согласно п. 12.35 Свода правил СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820, расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений следует принимать по таблице 15. Согласно таблице 15 указанного Свода правил установлено минимальное расстояние от водопровода и напорной канализации до фундаментов зданий и сооружений - 5 метров. Согласно п. 16.110. Свода правил СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*. С изменением N 1, утвержденным приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14, установлено, что при траншейной прокладке водопроводных сетей в грунтовых условиях I типа по просадочности расстояние по горизонтали (в свету) от сетей до фундаментов зданий и сооружений должно быть не менее 5 метров в грунтовых условиях II типа по просадочности - согласно таблице 33.
Кроме того, подпунктом "с" пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 установлено, что абонент обязан среди прочего не допускать возведения построек, гаражей, стоянок транспортных средств, складирования материалов, мусора, древопосадок, не осуществлять производство земляных работ в местах устройства централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе местах прокладки сетей, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента, а также обеспечивать эксплуатацию зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с пунктами 1 - 3 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 N 197 (далее- Типовые правила), охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно- измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки- аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики.
Охрана тепловых сетей осуществляется предприятием, в ведении которого находятся тепловые сети, независимо от его организационно-правовой формы.
Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
Согласно пунктам 4, 5, 6 Типовых правил, охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети", СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети".
В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы.
В пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений.
Согласно пункту 7 Типовых правил проведение перечисленных в пункте 6 работ должно согласовываться с владельцами тепловых сетей не менее чем за 3 дня до начала работ. Присутствие представителя владельца тепловых сетей необязательно, если это предусмотрено согласованием.
Организации, в ведении которых находятся системы тепло- водоснабжения и (или) объекты, обязаны их содержать в исправном состоянии, проводить их текущий и капитальный ремонт (статья 41.3 Федерального закона от 7.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статья 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"). Принятые на федеральном уровне в развитие Федеральных законов правила охраны коммунальных тепловых сетей определяют вопросы их сохранности, проведения различных работ в пределах охранных зон коммуникаций.
Как правильно указали арбитражные суды, анализ указанных требований действующего законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что факт наложения охранной зоны участка тепловых сетей на земельный участок, принадлежащий иному лицу (не собственнику таких сетей), исключает возможность осуществления последним строительства зданий и сооружений на данном земельном участке, а равно размещение временных сооружений в пределах охранной зоны. Сам факт нахождения объектов тепловых и водопроводных сетей на земельном участке предполагает наличие охранной зоны, в границах, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти.
Поскольку факт нахождения в охранной зоне указанного водовода и тепловых сетей нестационарных торговых объектов подтверждается материалами дела, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковые требования истца.
Суд апелляционной инстанции обоснованно не принял ссылку ответчика на то, что иск подлежит удовлетворению только в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика, поскольку как правильно указал суд, создание затруднений доступа к указанным сетям которые обеспечивают жизнедеятельность населенного пункта, ограничивает возможности обслуживающих организаций быстрого и своевременного реагирования на устранение коммунальных аварий на тепло- и водосетях, в том числе в зимний период, что чревато угрозами размораживания данных систем жизнеобеспечения либо затрудняет проведение профилактических работ, требует больших затрат на такие работы, что влияет на формирование регулируемых тарифов на услуги водо- и теплоснабжения.
При этом не имеет значения, что ранее собственником земельного участка не допускалось ограничений доступа ремонтных бригад к указанным сетям, поскольку в данном случае речь идет о доступе к указанным сетям.
Доводы ответчика о том, что указанные охранные зоны водовода и тепловой сети, как обременение земельного участка, не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимости и сделок с ним, правомерно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку отсутствие такой регистрации обременения не освобождает собственника земельного участка соблюдать особый режим линейных объектов, в данном случае путем соблюдения охранных зон, фактически расположенных на конкретном земельном участке.
Принцип образования охранных зон основан на том, что такие охранные зоны создаются в силу создания линейного объекта (водовода и теплотрассы), а не в силу их регистрации. Между тем, если лицо считает, что отсутствие сведений о таких охранных зонах в соответствующем реестре нарушило его права при покупке земельного участка либо при строительстве объекта, он вправе обратиться за взысканием вреда причиненного ему таким действиями.
Суд апелляционной инстанции правомерно не приняты доводы о том, что материалы дела не подтверждают право собственности истца на указанные сети, так как в деле имеются свидетельства о праве собственности истца на данные объекты, а также схемы их расположения в пределах населенного пункта с привязками к улицам.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в суде кассационной инстанции, поэтому Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа указанные доводы не могут быть приняты во внимание.
Нарушение норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2017 года по делу N А19-13066/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2018 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2017 года по делу N А19-13066/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Меры по приостановлению исполнения судебных актов, принятые на основании определения Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 апреля 2018 года, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Первушина |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 12.35 Свода правил СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820, расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений следует принимать по таблице 15. Согласно таблице 15 указанного Свода правил установлено минимальное расстояние от водопровода и напорной канализации до фундаментов зданий и сооружений - 5 метров. Согласно п. 16.110. Свода правил СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*. С изменением N 1, утвержденным приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14, установлено, что при траншейной прокладке водопроводных сетей в грунтовых условиях I типа по просадочности расстояние по горизонтали (в свету) от сетей до фундаментов зданий и сооружений должно быть не менее 5 метров в грунтовых условиях II типа по просадочности - согласно таблице 33.
Кроме того, подпунктом "с" пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 установлено, что абонент обязан среди прочего не допускать возведения построек, гаражей, стоянок транспортных средств, складирования материалов, мусора, древопосадок, не осуществлять производство земляных работ в местах устройства централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе местах прокладки сетей, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента, а также обеспечивать эксплуатацию зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
...
Организации, в ведении которых находятся системы тепло- водоснабжения и (или) объекты, обязаны их содержать в исправном состоянии, проводить их текущий и капитальный ремонт (статья 41.3 Федерального закона от 7.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статья 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"). Принятые на федеральном уровне в развитие Федеральных законов правила охраны коммунальных тепловых сетей определяют вопросы их сохранности, проведения различных работ в пределах охранных зон коммуникаций."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 июня 2018 г. N Ф02-1986/18 по делу N А19-13066/2017