город Иркутск |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А58-7850/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 июня 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Качукова С.Б.,
судей Бурковой О.Н., Первушиной М.А.
при участии в заседании представителя прокуратуры Республики Саха (Якутия) Зайцевой С.А. (служебное удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокуратуры Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2017 года по делу N А58-7850/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: судья Андреев В.А.; апелляционный суд: судьи Каминский В.Л., Сидоренко В.А., Никифорюк Е.О.),
установил:
первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия), выступающий в интересах Российской Федерации, городского округа "город Якутск" и неопределенного круга лиц, обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124, место нахождения: г. Якутск, далее - администрация) и обществу с ограниченной ответственностью "ЯкутСтройСити" (ИНН 1435271738, ОГРН 1131447013059, место нахождения: г. Якутск, далее - ООО "ЯкутСтройСити", общество) о признании недействительным заключенного ответчиками соглашения от 15.04.2016 N 04-4/2016-0070 о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и применении последствий недействительности этой сделки.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Камелек" (далее - ООО "Камелек").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2018 года по тому же делу, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, прокуратура обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просила их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование поданной жалобы прокуратура сослалась на то, что оспариваемое соглашение от 15.04.2016 N 04-4/2016-0070 заключено с нарушением положений пункта 1 статьи 39.28 и пункта 14 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, а также на то, что выводы судов об отсутствии нарушения этим соглашением прав и законных интересов публично-правового образования и иных лиц и невозможности применения последствий недействительности указанной сделки не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Общество "ЯкутСтройСити" в отзыве на кассационную жалобу указало на несостоятельность доводов прокуратуры, в связи с чем просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Общество "Камелек" в представленном отзыве указало, что соглашение от 15.04.2016 N 04-4/2016-0070 принято с нарушением положений пункта 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает его права, поскольку ему в аренду передан земельный участок площадью 500 кв.м, являющийся частью перераспределенного земельного участка.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал доводы, изложенные в поданной жалобе.
Ответчики и третье лицо своих представителей в заседание не направили, о времени и месте его проведения считаются извещенными надлежащим образом.
Информация о времени и месте проведения заседания размещена на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет (www.arbitr.ru) в разделах "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) и "Календарь судебных заседаний" (rad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, департаментом имущественных и земельных отношений окружной администрации города Якутска и ООО "ЯкутСтройСити" заключено соглашение от 15.04.2016 N 04-4/2016-0070, согласно которому к земельному участку с кадастровым номером 14:36:105019:966 общей площадью 1 038 кв.м, расположенному по адресу: г. Якутск, ул. П. Алексеева 2, принадлежащему на праве собственности обществу, был перераспределен земельный участок общей площадью 2 920 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, в результате чего образован земельный участок с кадастровым номером 14:366105019:982 общей площадью 3 958 кв.м.
За данное увеличение площади земельного участка ООО "ЯкутСтройСити" произвело оплату в соответствии с размером, установленным решением Якутской городской Думы от 08.04.2015 N 243-НПА.
Далее ООО "ЯкутСтройСити" объединило земельный участок с кадастровым номером 14:366105019:982 с другими земельными участками, принадлежащими ему на праве собственности (с кадастровыми номерами 14:36:105019:965 и 14:36:105019:981), в результате чего был образован земельный участок с кадастровым номером 14:36:105019:983 площадью 6482 кв.м.
На данный земельный участок с кадастровым номером 14:36:105019:983 управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) 25.05.2016 зарегистрировано право собственности ООО "ЯкутСтройСити".
Впоследствии распоряжением главы городского округа "город Якутск" от 09.01.2017 N 7р утвержден проект межевания территории квартала "51" городского округа "город Якутск", согласно которому спорный земельный участок в границах участка с кадастровым номером 14:36:105019:983 указан как участок под застройку многоквартирного жилого дома.
Ссылаясь на то, что соглашение от 15.04.2016 N 04-4/2016-0070 противоречит требованиям закона и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц в области предпринимательской деятельности, а также публичные интересы Российской Федерации и городского округа "город Якутск", прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суды установили, что земельный участок, являющийся объектом соглашения от 15.04.2016 N 04-4/2016-0070, перераспределен в порядке главы V.4 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом при реализации данной процедуры допущены нарушения требований подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (перераспределение осуществлено в отсутствие проекта межевания территории) и пункта 14 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (превышение установленных предельных максимальных размеров земельных участков, перераспределяемых в частную собственность). Однако суды пришли к выводам об отсутствии правовых оснований для удовлетворения предъявленного иска, указав на то, что оспариваемая сделка не нарушает прав муниципального образования, а также на то, что перераспределенный земельный участок в силу свих физических характеристик не может быть предоставлен иным лицам посредством проведения торгов.
Между тем данные выводы судов нельзя признать законными и обоснованными.
Отказывая в удовлетворении иска, суды в обоснование того, что оспариваемое соглашение, заключенное в отсутствие проекта межевания территории, не нарушает прав муниципального образования, сослались на то, что соответствующий план межевания территории "51 квартал", в который входит спорный земельный участок, впоследствии был утвержден распоряжением главы городского округа "город Якутск" от 09.01.2017 N 7р, при этом согласно этому плану спорный земельный участок указан как участок под застройку многоквартирным жилым домом в границах участка с кадастровым номером 14:36:105019:983, принадлежащего на праве собственности ответчику.
Однако указанный утвержденный впоследствии план межевания территории сам по себе не может свидетельствовать об отсутствии нарушения прав публично-правового образования, так как с учетом состоявшегося перераспределения земельных участков он лишь закрепил уже имеющееся на момент его утверждения расположение соответствующих участков.
В обоснование довода об отсутствии нарушения оспариваемым соглашением публичных интересов суды также указали на то, что с учетом изломанности перераспределенного этим соглашением земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, он не может быть реализован иным лицам. Между тем указанный вывод судов не основан на имеющихся в материалах дела доказательствах, соответствующие ссылки на такие доказательства в обжалуемых судебных актах отсутствуют.
Подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).
В данном случае, констатировав факт невозможности реализации земельного участка площадью 2 920 кв.м на торгах в силу его изломанности, суды в нарушение требований части 2 статьи 65, части 1 статьи 168, пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исследовали обстоятельства, свидетельствующие о возможности его предоставления (либо отсутствие таковой), в том числе по частям, гражданам и юридическим лицам с соблюдением нормативных положений о предельных (максимальных и минимальных) размерах земельных участков и видах их разрешенного использования.
Помимо этого, принимая обжалуемые судебные акты, суды также не учли следующее.
Основания и порядок предоставления государственных и муниципальных земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату регламентированы положениями главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Данные нормы в качестве основного способа приватизации земли предусматривают торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе по продаже земельного участка цена такого земельного участка определяется по результатам аукциона или в размере начальной цены предмета аукциона при заключении договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником.
Перераспределение земель, находящихся в частной и публичной собственности, регламентируется нормами главы V.4 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется в исключительных случаях и реализуется в строгом соответствии с требованиями земельного законодательства.
В частности, перераспределение земельных участков в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (на котором ответчики основывали факт заключения оспариваемого соглашения), для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы допускается только в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории и до утверждения указанного проекта применяться не может.
При этом согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.10.2015 N 407 "Об утверждении Правил определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" при увеличении площади земельного участка, находящегося в частной собственности, в результате перераспределения такого земельного участка и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, размер платы за такое увеличение определяется как 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащего передаче в частную собственность в результате его перераспределения.
Исходя из указанных норм, процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам и перераспределения земельных участков являются различными правовыми процедурами и имеют разные назначение и сферу применения. При этом процедура перераспределения земельных участков не может преследовать фактическую цель предоставления земельного участка (тем более на льготных условиях в части цены земли), поскольку в противном случае использование этой процедуры может быть расценено в качестве способа обхода закона, что запрещено статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем, разрешая возникший спор, суды, несмотря на соответствующие доводы третьего лица, изложенные в представленных им возражениях, не дали оценки оспариваемому соглашению на предмет наличия/отсутствия в действиях ответчиков при его заключении признаков злоупотребления правом.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287, частями 1 и 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, исследовать и оценить все имеющиеся в материалах дела доказательства, а также доводы и возражения участвующих в деле лиц, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, по результатам чего применить подлежащие применению к отношениям сторон нормы материального права и разрешить имеющийся спор.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2017 года по делу N А58-7850/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2018 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.10.2015 N 407 "Об утверждении Правил определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" при увеличении площади земельного участка, находящегося в частной собственности, в результате перераспределения такого земельного участка и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, размер платы за такое увеличение определяется как 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащего передаче в частную собственность в результате его перераспределения.
Исходя из указанных норм, процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам и перераспределения земельных участков являются различными правовыми процедурами и имеют разные назначение и сферу применения. При этом процедура перераспределения земельных участков не может преследовать фактическую цель предоставления земельного участка (тем более на льготных условиях в части цены земли), поскольку в противном случае использование этой процедуры может быть расценено в качестве способа обхода закона, что запрещено статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 июня 2018 г. N Ф02-2392/18 по делу N А58-7850/2017
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2809/2022
11.04.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7165/17
19.11.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4938/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7850/17
01.08.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7165/17
24.07.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7850/17
18.06.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7850/17
29.04.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7850/17
19.02.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-894/19
28.01.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7165/17
09.01.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7850/17
29.10.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7165/17
25.10.2018 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7850/17
01.10.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7165/17
26.06.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2392/18
19.03.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7165/17
05.03.2018 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7850/17
11.01.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7165/17
14.12.2017 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7850/17