город Иркутск |
|
03 июля 2018 г. |
Дело N А74-12044/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Сонина А.А., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Сотрудничество" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 декабря 2017 года по делу N А74-12044/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Курочкина И.А., суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Сотрудничество" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к государственной жилищной инспекции Республики Хакасия (далее - инспекция) о признании недействительными предписаний от 19.07.2017, 28.07.2017, 04.08.2017.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 декабря 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2018 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит принятые по делу судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель считает, что выводы судов являются ошибочными и противоречат материалам дела. Настаивает на том, что предписания не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещённая на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" от 09.05.2018), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 16.06.2017, 27.06.2017, 06.07.2017 инспекцией изданы распоряжения о проведении внеплановых проверок в отношении общества с целью проверки соответствия обязательным требованиям жилищного законодательства и иных нормативно - правовых актов фактов, изложенных в обращениях собственников помещений многоквартирного дома N 17 по улице Торосова в городе Абакане.
По результатам проведенных проверок инспекцией составлены акты от 19.07.2017 N 103-06-2017/юк, от 28.07.2017 N 112-06-2017/юк, от 04.08.2017 N 133-07-2017/юк, из которых следует, что обществом собственникам помещений многоквартирного дома N 17 по улице Торосова в городе Абакане: за период с 17.12.2015 по 31.01.2016 неправомерно начислена плата за управление жилищным фондом, содержание и текущий ремонт, уборку лестничных площадок, сервисное обслуживание тепловых приборов, эксплуатацию и ремонт лифтов, уборку территории, электроосвещение мест общего пользования, вывоз ТБО, домофон, холодное водоснабжение, водоотведение горячего водоснабжения; за периоды с 01.02.2016 по 30.04.2017 и с 01.02.2016 по 31.05.2017 неправомерно начислена плата за управление жилищным фондом, содержание и текущий ремонт, уборку лестничных площадок, сервисное обслуживание тепловых приборов, эксплуатацию и ремонт лифтов, уборку территории, электроосвещение мест общего пользования, вывоз ТБО, домофон; за период с 01.06.2017 по 30.06.2017 неправомерно начислена плата за лифты, электрическую энергию, уборку территории, уборку подъезда, обслуживание жилищного фонда, обслуживание теплосчетчика, вывоз ТБО, домофон.
Инспекцией выданы предписания от 19.07.2017, 28.07.2017, 04.08.2017 об устранении выявленных нарушений.
Общество, полагая, что указанные предписания являются незаконными, обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из соответствия предписаний действующему законодательству Российской Федерации и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются, в том числе, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из частей 1 и 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно части 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Суды указали, что управляющая организация вправе осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом при наличии совокупности трех условий: заключение договора управления домом, выполнение требований о размещении на официальном сайте соответствующих сведений и внесении уполномоченным органом изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.
Из материалов дела следует, что общим собранием собственников многоквартирного дома по улице Торосова 17 принято решение об отказе от управляющей организации ООО "Управляющая жилищная компания "Сотрудничество" и о выборе новой управляющей организации - ООО "УЖК "Жилсервис".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 162, 198, 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и исходили из того, что общество в спорный период было не вправе осуществлять расчеты за коммунальные услуги, поскольку согласно информации, размещенной в реестре лицензий, управление многоквартирным домом в проверяемый период осуществляло ООО "УЖК "Жилсервис".
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие названные выводы судов двух инстанций, подлежат отклонению в силу вышеприведенных норм права, как направленные исключительно на иную оценку установленных судами фактических обстоятельств дела.
Не нашли подтверждения в материалах дела доводы общества о неисполнимости выданных ему предписаний; все возражения по указанному вопросу были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и мотивированно отвергнуты.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 декабря 2017 года по делу N А74-12044/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 декабря 2017 года по делу N А74-12044/2017, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2018 года по тому же делу, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08 мая 2018 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.А. Сонин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.