город Иркутск |
|
09 июля 2018 г. |
Дело N А33-19440/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А. Н.,
судей: Шелёминой М.М., Юшкарёва И.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Феникс" - Пестерева Л. В. (доверенность N 1 от 14.03.2018); Красноярской таможни - Саргиной Е. В. (доверенность N 06-52/41 от 14.03.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феникс" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 декабря 2017 года по делу N А33-19440/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Раздобреева И. А., суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Феникс" (ОГРН 1093815000872;
ИНН 3815015283; г. Тайшет Иркутской области; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Красноярской таможне (далее - таможня) о признании незаконным решения N 10606000/210/050517/Т0034/1 от 05.05.2017.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 декабря 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2018 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Согласно доводам кассационной жалобы, судами неверно применены нормы таможенного законодательства, регулирующие порядок применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% в отношении экспортируемого товара, поскольку декларантом представлен весь необходимый для этого пакет документов; судом апелляционной инстанции в нарушение норм процессуального права исследованы доказательства, не представленные в суд первой инстанции.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель таможни - выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно установленным судами по настоящему делу обстоятельствам, в период с 22.12.2014 по 02.06.2015 в Канский таможенный пост Красноярской таможни при помещении товара "бревна из сосны обыкновенной "Pinus sylvestris L": пиловочник х/п неокоренный, небрусованный, неокантованный, необработанный консервантом..." (далее - лесоматериал) под таможенную процедуру экспорта обществом были поданы декларации на товары (далее - ДТ) N N 10606050/221214/0015699, 10606050/080115/0000062, 10606050/130115/0000152, 10606050/140115/0000191, 10606050/200115/0000387, 10606050/300115/0000840, 10606050/210115/0000444, 10606050/260115/0000587, 10606050/280115/0000739, 10606050/020415/0003620, 10606050/030415/0003689, 10606050/250315/0003221, 10606050/250315/0003228, 10606050/270215/0002011, 10606050/060315/0002326, 10606050/120315/0002563, 10606050/160315/0002743, 10606050/160315/0002750, 10606050/180315/0002865, 10606050/300315/0003437, 10606050/240215/0001743, 10606050/250215/0001868, 10606050/060415/0003815, 10606050/090415/0003987, 10606050/070415/0003851, 10606050/130415/0004153, 10606050/220515/0006060, 10606050/190515/0005830, 10606050/290515/0006359, 10606050/020615/0006477, 10606050/010615/0006421.
При декларировании общество заявило льготную ставку вывозной таможенной пошлины в размере 15% от таможенной стоимости экспортируемых лесоматериалов, поскольку товар вывозился в рамках квоты на основании предоставленных лицензий Управления Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по Восточно-Сибирскому району.
Таможенные платежи были исчислены и уплачены исходя из размера льготной ставки вывозной таможенной пошлины. Товар по вышеуказанным ДТ был выпущен таможней в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры экспорта с предоставлением льготы по вывозной таможенной пошлине.
В период с 19.09.2016 по 05.05.2017 таможней в соответствии со статьей 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) в отношении общества проведена камеральная таможенная проверка по вопросу соблюдения запретов и ограничений, правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей в отношении товаров, сведения о которых заявлены, в том числе в указанных ДТ. В ходе проверки установлено, что правомерность применения экспортной тарифной квоты при таможенном декларировании товара по данным ДТ не подтверждена, в графе 31 приведенных деклараций указаны недостоверные сведения об изготовителе товара, поскольку лесоматериалы, вывезенные в объеме 6 164,139 куб.м, не поставлялись лицом - арендатором лесного участка, поименованным в представленных декларантом лицензиях Управления Минпромторга России по Восточно-Сибирскому району N 284RU4038000847 от 01.12.2014, NN 284RU14038000945, 284RU4038000946 от 24.12.2014. Результаты проверки отражены в акте N 10606000/210/050517/А0034 от 05.05.2017.
На основании изложенных обстоятельств таможней приняты решение N 10606000/210/050517/Т0034/1 от 05.05.2017 о применении в отношении товара, продекларированного в объеме 6 164,139 куб.м по проверяемым ДТ, основной ставки вывозной таможенной пошлины - 80% от таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за 1 куб.м, и решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в соответствующие ДТ.
Не согласившись с решением таможни N 10606000/210/050517/Т0034/1 от 05.05.2017, общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности и обоснованности указанного решения таможни.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании решения таможни может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Из содержания положений ТК ТС (пункта 3 статьи 3, пункта 1 статьи 64, пункта 1 статьи 152), Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран" следует, что законодательными актами Российской Федерации как члена таможенного союза, которыми определены меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в отношении товаров, вывозимых в третьи страны, являются Закон Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1) и принимаемые в соответствии с ним акты Правительства Российской Федерации.
Указанный Закон определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, а также особенности предоставления тарифных квот (статья 1); ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 3).
Согласно пунктам 4, 5 статьи 36 Закона N 5003-1 в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации. К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации. Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством Российской Федерации.
На момент осуществления обществом таможенного декларирования товаров по вышеуказанным ДТ (с 22.12.2014 по 02.06.2015) действовало постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", в соответствии с которым ставка вывозной таможенной пошлины товаров с кодом ТН ВЭД 4403 20 310 1, 4403 20 310 2 составляет 80%, но не менее 55, 2 евро за 1 куб. м; 15% - при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
Тарифные квоты в отношении сосны обыкновенной "Pinus sylvestris L" (коды ТН ВЭД 4403 20 310 и 4403 20 390), вывозимой за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779, указанным постановлением также утверждены Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза (далее - Правила N 779).
Пунктами 8, 10, 12 Правил N 779 в редакции, действовавшей на момент декларирования товаров (согласно постановлений Правительства Российской Федерации от 29.04.2014 N 391, от 31.07.2014 N 753), предусмотрено, что использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; лицензии выдаются участникам внешнеэкономической деятельности, которые являются арендаторами лесных участков, обладающими правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имеют задолженности по арендным платежам либо которые заключили договор купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с такими арендаторами; для оформления лицензии заявителем предоставляются, в том числе копия договора (договоров) купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с арендатором (арендаторами) лесного участка в объеме, не превышающем объем тарифной квоты, распределенной данному участнику внешнеэкономической деятельности, в случае если заявитель не является арендатором лесного участка.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что если заявитель не является арендатором лесного участка, то обязательным условием получения лицензии на использование тарифной квоты при вывозе лесоматериалов и, соответственно, для применения льготной ставки вывозной таможенной пошлины является наличие договора купли-продажи (поставки) лесоматериалов хвойных пород с арендатором (арендаторами) лесного участка в объеме, не превышающем объем тарифной квоты, распределенной участнику ВЭД.
Судами установлено, что разовые экспортные лицензии Минпромторга России на экспорт лесоматериалов N 284RU4038000847 от 01.12.2014, NN 284RU14038000945, 284RU4038000946 от 24.12.2014 выданы обществу как лицу, приобретающему товары по договорам купли-продажи N 10ЛП от 01.09.2014, N 12/ЛП от 01.12.2014 у арендатора лесных участков общества с ограниченной ответственностью "Тайтэк".
Вместе с тем, таможней выявлено и судами в ходе судебного разбирательства подтверждено, что из общего объема 8 616,110 куб.м (с учетом коры) / 7 646,123 куб.м (без учета коры) лесоматериала, продекларированного по проверяемым ДТ с использованием вышеназванных лицензий Минпромторга России, общество подтвердило факт приобретения у ООО "Тайтэк" лишь части декларируемого товара в объеме 2 176,742 куб.м (без учета коры), при этом остальной товар (в объеме 6 164,139 куб.м с учетом коры) ООО "Тайтэк" в адрес общества не поставлялся.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждено, что отгрузка пиловочника от поставщика ООО "Тайтэк" с использованием лицензий N N 284RU14038000945, 284RU14038000946 от 24.12.2014 производилась с тупиков, расположенных в г. Алзамай Иркутской области, а с использованием лицензии N 284RU14038000847 от 01.12.2014 - с тупика п. Октябрьский Богучанского района Красноярского края (поставщик ИП Ивкин Е.А.).
Факт происхождения части экспортированного в дальнейшем обществом пиловочника из Красноярского края также подтверждается заключением Красноярского филиала ФГБУ "ВНИИКР" N 9-528 от 19.12.2014 о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции, выданным на основании протокола осмотра и экспертизы N 9-528 от 19.12.2014. При этом, указанное в качестве изготовителя в спорных ДТ ООО "Тайтэк" являлось арендатором лесного участка, расположенного в пределах земель лесного фонда Иркутской области по договору аренды N 12/8 от 23.12.2008.
Также судами обоснованно установлено, что часть реализованного на экспорт товара по спорным ДТ была приобретена обществом по договору поставки N 11/15 от 01.06.2015, который не являлся основанием для выдачи лицензий N 284RU14038000847 от 01.12.2014, NN 284RU14038000945, 284RU14038000946 от 24.12.2014.
Более того, в результате исследования и оценки имеющихся в материалах дела договоров поставки лесопродукции, счетов-фактур, накладных, объяснений заместителя генерального директора ООО "Тайтэк" Писоцкого А.В. и директора общества Мягкова М.П. судами подтверждены выводы таможни о том, что в адрес общества отгружены лесоматериалы длиной 6 метров, тогда как фактически согласно спорным ДТ на экспорт поставлены лесоматериалы длиной 4 метра. При этом объем поставленных ООО "Тайтэк" 6-ти метровых бревен не может быть равным объему экспортированных 4-х метровых бревен.
Учитывая приведенные нормы таможенного законодательства в совокупности с установленными при рассмотрении настоящего дела обстоятельствами, суды обоснованно согласились с позицией таможни о неподтвержденности обществом правомерности применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% при таможенном декларировании лесоматериалов в отношении объема лесоматериалов 6 164, 139 куб.м, в связи с чем пришли к правильному выводу о том, что у таможни имелись основания для принятия решения о применении ставки вывозной таможенной пошлины в размере в размере 80% в отношении соответствующей части товара.
Заявленные в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для применения ставки в размере 15% в отношении всего объема экспортируемого товара несостоятельны, поскольку не опровергают правильную по существу позицию судов, основаны на неверном применении норм таможенного законодательства.
Ссылка общества на судебную практику не может иметь юридического значения, поскольку относится к делам с иными фактическими обстоятельствами.
Доводы кассационной жалобы о нарушении апелляционным судом норм процессуального права в части исследования доказательств, не являвших предметом оценки суда первой инстанции, подлежат отклонению, поскольку материалы оперуполномоченного по ОВД оперативно-розыскного отдела Красноярской таможни (объяснения лиц) были исследованы судом первой инстанции для установления обстоятельств, касающихся приобретения древесины на внутреннем рынке, что отражено в судебном решении.
При таких обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 декабря 2017 года по делу N А33-19440/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.