город Иркутск |
|
29 мая 2024 г. |
Дело N А10-4221/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Палащенко И.И.,
судей: Барской А.Л., Ламанского В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Радюковой О.Л.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Бурятия представителей: прокуратуры Республики Бурятия Хорошевой Ольги Яковлевны (доверенность от 28.07.2023, служебное удостоверение), общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" Токаревой Ольги Валерьевны (доверенность от 11.01.2023, паспорт), муниципального учреждения "Улан-Удэстройзаказчик" Гомбоевой Светланы Балдановны (доверенность от 09.01.2024, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы муниципального учреждения "Улан-Удэстройзаказчик" и общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2024 года по делу N А10-4221/2023 Арбитражного суда Республики Бурятия,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Республики Бурятия обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к муниципальному учреждению "Улан-Удэстройзаказчик" (ОГРН 1080326003009, ИНН 0323339440, далее - МУ "Улан-Удэстройзаказчик"), обществу с ограниченной ответственностью "Фортуна" (ОГРН 1080326007530, ИНН 0326477649, далее - ООО "Фортуна") о признании недействительными дополнительных соглашений N 13 от 31.08.2022, N 15 от 01.12.2022, изменяющих срок действия контракта.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 3 ноября 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2024 года решение от 3 ноября 2023 года отменено, признаны недействительными дополнительные соглашения N 13 от 31.08.2022, N 15 от 01.12.2022 к муниципальному контракту N 2020.0361 от 20.05.2020.
МУ "Улан-Удэстройзаказчик" и ООО "Фортуна" обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2024 года по делу N А10-4221/2023 Арбитражного суда Республики Бурятия отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению МУ "Улан-Удэстройзаказчик", существенные условия муниципального контракта при заключении дополнительных соглашений не изменялись. Заказчик принял в рамках контракта исполненное, обязательства подрядчика выполнены.
ООО "Фортуна" в кассационной жалобе указывает на то, что изначально в проектно-сметную документацию не были включены работы (материалы, оборудование), необходимые для надлежащего исполнения контракта и ввода объекта строительства в эксплуатацию. Изменяя сроки муниципального контракта, стороны исходили из объективной невозможности выполнения строительных работ и введения объекта в эксплуатацию.
Прокуратура Республики Бурятия в отзыве на кассационные жалобы возразила против их доводов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители МУ "Улан-Удэстройзаказчик" и ООО "Фортуна" подтвердили доводы, изложенные в кассационных жалобах, представитель прокуратуры Республики Бурятия указал на законность обжалуемого судебного акта.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, между МУ "Улан-Удэстройзаказчик" и ООО "Фортуна" заключен муниципальный контракт от 20.05.2020 N 2020.0361 на выполнение работ на объекте: "Обеспечение Юго-Западной части г. Улан-Удэ коммунальной инфраструктурой. Водоснабжение".
В соответствии с пунктом 1 дополнительного соглашения N 13 от 31.08.2022 контракт действует до 31.12.2022, пунктом 1 дополнительного соглашения N 15 от 31.08.2022 контракт действует до 31.12.2023.
Указывая на то, что дополнительные соглашения N 13 от 31.08.2022 и N 15 от 31.08.2022 противоречат пункту 8 части 1 статьи 95, части 65.1 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и положениям установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия", прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, указал, что перенос сроков исполнения контрактов обусловлен необходимостью внесения заказчиком в проектную документацию изменений и дополнений.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции. Законом допускается однократное изменение срока исполнения контракта, если его неисполнение обусловлено независящими от сторон контракта обстоятельствами, влекущими невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.
Материалы дела не содержат доказательств того, что оспариваемые дополнения приняты в связи с невозможностью исполнения контракта в согласованный срок, необходимость внесения изменений и дополнений в проектную документацию вызвана обстоятельствами независимыми от сторон контракта.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 N 680 подрядчик на стадии согласования и подписания оспариваемых соглашений обязан представить информацию и документы, обосновывающие предложение об изменении сроков исполнения контракта.
Поскольку правомерность изменения существенных условий контракта в части срока исполнения более одного раза, как это предусмотрено пунктом 9 части 1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не подтверждена, суд апелляционной инстанции удовлетворил исковые требования.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Пункт 9 части 1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" допускает однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.
Судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что при соблюдении совокупности условий, установленных указанными нормами Закона о контрактной системе, существенные условия контракта, в том числе, срок исполнения контракта, могут быть изменены исключительно по соглашению сторон, однократно и по причине невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам.
Учитывая, что не доказана необходимость внесения изменений в контракт в части срока производства работ по обстоятельствам, независящим от его сторон, суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Доводы кассационных жалоб по существу направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции доказательств и фактических обстоятельств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2024 года по делу N А10-4221/2023 Арбитражного суда Республики Бурятия основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Государственная пошлина, в связи с предоставлением отсрочки по ее уплате за кассационное рассмотрение дела в размере 3 000 рублей, подлежит взысканию с МУ "Улан-Удэстройзаказчик" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2024 года по делу N А10-4221/2023 Арбитражного суда Республики Бурятия оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального учреждения "Улан-Удэстройзаказчик" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Арбитражному суду Республики Бурятия выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Палащенко |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку правомерность изменения существенных условий контракта в части срока исполнения более одного раза, как это предусмотрено пунктом 9 части 1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не подтверждена, суд апелляционной инстанции удовлетворил исковые требования.
...
Пункт 9 части 1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" допускает однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.
Судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что при соблюдении совокупности условий, установленных указанными нормами Закона о контрактной системе, существенные условия контракта, в том числе, срок исполнения контракта, могут быть изменены исключительно по соглашению сторон, однократно и по причине невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам.
...
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2024 года по делу N А10-4221/2023 Арбитражного суда Республики Бурятия оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 мая 2024 г. N Ф02-1706/24 по делу N А10-4221/2023