город Иркутск |
|
25 февраля 2019 г. |
Дело N А33-5415/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Новогородского И.Б., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 июля 2018 года по делу N А33-5415/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Куликова Д.С.; суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Севастьянова Е.В., Юдин Д.В.),
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бондаренко Даниил Геннадьевич (ИНН 246600277140, ОГРН 312246820100120, далее - глава КФХ Бондаренко Д.Г.) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство) о признании отказа N МЛХ/2-15823 от 18.12.2017 об исключении сведений из государственного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на земельные участки с кадастровыми номерами 24:16:0501001:180, 24:16:0401003:607, 24:16:0301004:452, 24:16:0401002:385.; обязании исключить сведения из государственного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на участки с кадастровыми номерами 24:16:0501001:180, 24:16:0401003:607, 24:16:0301004:452, 24:16:0401002:385.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края (далее - Агентство), краевое государственное казенное учреждение "Ирбейское лесничество", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю, ФГУП "Рослесинфорг", муниципальное образование Ирбейский район в лице администрации Ирбейского района Красноярского края, Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 июля 2018 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Министерства N МЛХ/2-15823 от 18.12.2017. На Министерство возложена обязанность исключить сведения из государственного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на участки с кадастровыми номерами 24:16:0501001:180, 24:16:0401003:607, 24:16:0301004:452, 24:16:0401002:385.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2018 года решение суда от 30 июля 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения норм материального права - Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ); полагает, что спорные земельные участки были переданы в муниципальную собственность, в связи с чем уточнение границ участков возможно только в соответствующем муниципалитете; ссылается на то, что главой КФХ Бондаренко Д.Г. был избран ненадлежащий способ защиты в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суд, по мнению заявителя кассационной жалобы, вышел за пределы своих полномочий, обязав Министерство исключить из государственного лесного реестра сведения в части наложения спорных земельных участков на лесной фонд; просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу глава КФХ Бондаренко Д.Г. считает её не подлежащей удовлетворению.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.07.2016 между главой КФХ Бондаренко Д.Г. (ссудополучатель) и Агентством (ссудодатель) подписан договор N 08-БП-1545 о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельных участков, находящихся в государственной собственности Красноярского края, согласно пункту 1.1 которого ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения
10.08.2016 между главой КФХ Бондаренко Д.Г. (ссудополучатель) и Агентством (ссудодатель) подписан договор N 08-БП-1572 о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельных участков, находящихся в государственной собственности Красноярского края, также согласно пункту 1.1. которого ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения
При предоставлении участков определены координаты характерных точек границ земельных участков, границы сформированы, поставлены на кадастровый учет, внесены в Единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается представленными документами, а также публичной кадастровой картой.
Глава КФХ Бондаренко Д.Г. обратился в Министерство с заявлением от 28.09.2017 с просьбой исключить сведения о лесном участке с кадастровым номером 24:16:0401003:607, внесенном в государственный лесной реестр, из государственного лесного реестра.
Также глава КФХ Бондаренко Д.Г. обратился в Министерство с заявлением от 29.09.2017 с просьбой исключить сведения о лесных участках (выделах), границы которых пересекаются с границами земельных участков с кадастровыми номерами 24:16:0301004:452, 24:16:0501001:180, 24:16:0401002:385, из государственного лесного реестра.
Письмом N МЛХ/2-15823 от 18.12.2017 Министерство сообщило главе КФХ Бондаренко Д.Г., что по результатам заседания межведомственной рабочей группы по вопросу пересечения участков с кадастровыми номерами 24:16:0501001:180, 24:16:0401003:607, 24:16:0301004:452, 24:16:0401002:385 с землями лесного фонда принято решение о необходимости осуществления кадастровых работ в целях уточнения местоположения данного земельного участка для исключения из него земель лесного фонда.
Министерство также указало на необходимость обратиться в орган местного самоуправления для уточнения границ указанных земельных участков с учетом выявления наложений на земли лесного фонда для последующего внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и государственный лесной реестр.
Глава КФХ Бондаренко Д.Г. оспорил данный отказ Министерства в Арбитражном суде Красноярского края.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций исходили из того, что оспариваемый отказ Министерства является незаконным и нарушает права заявителя как правообладателя спорных земельных участков, предоставленных ему в установленном порядке в безвозмездное пользование.
Выводы судов основаны на установленных по делу обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу пунктов 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Как следует из пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2005 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно статье 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом N 218-ФЗ, для уточнения границ земельного участка.
Подпунктом 6 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ установлено, что сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
С учётом изложенного, суды пришли к мотивированным выводам о том, что Министерство лесного хозяйства является уполномоченным органом по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков.
Из материалов дела усматривается, что глава КФХ Бондаренко Д.Г. как заинтересованное лицо обратился в уполномоченный орган по вопросу исключения сведений из государственного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на участки, предоставленные ему в пользование; совокупность условий для этого, предусмотренная вышеуказанным подпунктом 6 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ, имелась, в связи с чем суды правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признали отказ Министерства незаконным.
Не соглашаясь с выводами судов, заявитель кассационной жалобы считает, что Федеральный закон N 280-ФЗ был рассчитан на защиту только прав граждан, что видно из пояснительной записки к проекту этого федерального закона.
Названные доводы проверены, однако, учтены быть не могут. Упомянутый закон принят в целях устранения взаимоисключающих сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости. В данном случае, суды правомерно исходили из положений подпункта 6 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ, предусматривающего случаи, когда сведения о лесных участках не внесены в ЕГРН.
По этим мотивам суд апелляционной инстанции также правомерно не воспринял ссылки Министерства на положения Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", на который имеется указание в части 5 статьи 10 Федерального закона N 280-ФЗ.
Заявитель кассационной жалобы считает, что глава КФХ Бондаренко Д.Г. выбрал ненадлежащий способ защиты его прав (в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); суды не установили, какие его права нарушены; обращение должно быть к собственнику земельных участков - органу местного самоуправления.
Поскольку в силу положений статьи 4.6. Федерального закона N 201-ФЗ правообладатель имеет право обратиться к уполномоченному органу за исключением из государственного лесного реестра сведений о лесных участках, включённых в этот реестр, то необоснованный отказ нарушает права и охраняемые этим законом интересы правообладателя; главой КФХ Бондаренко Д.Г. избран надлежащий способ защиты - путём оспаривания акта уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Не могут быть учтены доводы кассационной жалобы о необоснованном возложении на Министерство обязанности исключить сведения из государственного лесного реестра.
Как установили суды, Министерству были представлены заявителем по делу документы в объеме, позволяющем принять решение об уточнении границ спорных земельных участков с учетом выявленных наложений; доказательства внесения сведений о спорных лесных участках в Единый государственный реестр недвижимости и наличия действующих договоров аренды не представлены; факт установления границ спорных земельных участков и их постановка на кадастровый учет подтверждается материалами дела.
Следовательно, как верно посчитали суды, у Министерства имелись все основания для исключения сведений о спорных лесных участках из государственного лесного реестра.
У суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют полномочия для переоценки этих выводов судов.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 июля 2018 года по делу N А33-5415/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не соглашаясь с выводами судов, заявитель кассационной жалобы считает, что Федеральный закон N 280-ФЗ был рассчитан на защиту только прав граждан, что видно из пояснительной записки к проекту этого федерального закона.
Названные доводы проверены, однако, учтены быть не могут. Упомянутый закон принят в целях устранения взаимоисключающих сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости. В данном случае, суды правомерно исходили из положений подпункта 6 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ, предусматривающего случаи, когда сведения о лесных участках не внесены в ЕГРН.
По этим мотивам суд апелляционной инстанции также правомерно не воспринял ссылки Министерства на положения Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", на который имеется указание в части 5 статьи 10 Федерального закона N 280-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2019 г. N Ф02-6729/18 по делу N А33-5415/2018