город Иркутск |
|
03 апреля 2019 г. |
Дело N А33-13037/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Новогородского И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
при содействии судьи Арбитражного суда Красноярского края Данекиной Л.А. и при ведении протокола секретарем судебного заседания Никулица Е.Л.,
при участии в судебном заседании представителя Красноярского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации Крафт (доверенность от 01.01.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кубракова Михаила Олеговича на решение Арбитражного суда Красноярского края от 05 сентября 2018 года по делу N А33-13037/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Куликовская Е.А., суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Иванцова О.А., Юдин Д.В.),
установил:
индивидуальный предприниматель Кубраков Михаил Олегович (ИНН 246409500004, ОГРН 317246800067179; далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, Фонд) о признании недействительными решений от 22.02.2018.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05 сентября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2018 года, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с судебными актами, предприниматель обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, представленные им в материалы дела документы подтверждают выполнение Кубраковой Н.А. в должности главного бухгалтера своих должностных обязанностей. Достоверных доказательств создания ситуации, позволяющей неправомерно возместить за счет средств фонда расходы по выплате пособия по беременности и родам, фондом не представлено.
Участвующий в судебном заседании представитель управления возразила против доводов кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Предприниматель о времени и месте судебного заседания извещен по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном статьей 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена камеральная проверка страхователя - индивидуального предпринимателя Кубракова Михаила Олеговича по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По результатам проверки составлен акт от 22.01.2018 N 1/y, в котором зафиксировано неправомерное предъявление к возмещению за счет средств Фонда социального страхования пособий, выплаченных на основании листка нетрудоспособности Кубраковой Н.А. Основанием для отказа фонд указал на фиктивное трудоустройство данного лица на должность главного бухгалтера.
22.02.2018 Фондом вынесены решения N 1/н от о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в соответствии с которым не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 187 722 рубля 57 копеек и о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в соответствии с которым отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов в сумме 185 540 рублей 76 копеек.
Считая решения Фонда незаконными и нарушающими права и законные интересы страхователя, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о доказанности Фондом законности оспариваемых ненормативных правовых актов и отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты законными и обоснованными в силу следующего.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Подпунктом 7 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ к видам страхового обеспечения отнесено пособие по беременности и родам.
Из пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ следует, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 указанного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В соответствии с частью 2 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ).
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (часть 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Учитывая изложенное, обязательными элементами предмета доказывания, исходя из заявленного являются: наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом, наступление страхового случая, факт выплаты пособия по беременности и родам и его размер.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что предприниматель не опроверг вывод Фонда о фиктивном трудоустройстве Кубраковой Н.А. в спорный период на должность главного бухгалтера непосредственно перед наступлением страхового случая с единственной целью получения от фонда возмещение денежных средств. Предприниматель не представило суду безусловных и достаточных доказательств, подтверждающих выполнение Кубраковой Н.А. в спорный период своих трудовых обязанностей.
Судами двух инстанций установлено, что представленные внутренние документы предпринимателя: трудовой договор с главным бухгалтером, должностная инструкция главного бухгалтера, приказ (распоряжение) о приеме на работу Кубраковой Н.А., заявление Кубраковой Н.А. о приеме на работу, табель учета использования рабочего времени, доверенность Кубраковой Н.А. на право подписи документов, штатное расписание N 1 от 01.07.2017, приказ о разработке должностных инструкций и о разработке форм внутренней отчетности торгового отдела, расходные кассовые ордеры, платежные ведомости) - являются документами, составленными заявителем (главным бухгалтером) в одностороннем порядке. При этом оформление трудового договора, табелирование однозначно не свидетельствуют о фактическом выполнении работником своих трудовых обязанностей.
Также суды отметили, что Кубракова Н.А., являясь индивидуальным предпринимателем, не воспользовалась правом добровольного вступления в правоотношения с ФССС РФ в целях получения пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяемым исходя из МРОТ и минимальных размеров пособий, установленных законодательством на момент наступления страхового случая. В рассматриваемой ситуации наличие трудовых отношений у Кубраковой Н.А. до наступления страхового случая значительно влияет на размер пособий по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, поскольку расчет пособия произведен из среднего заработка, полученного за период работы по трудовому договору в ЗАО "Енисейтелеком".
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод судов, что действия страхователя в рассматриваемом случае были направлены исключительно на получение компенсационных выплат по обязательному социальному страхованию при помощи формального создания условий для возмещения за счет фонда расходов на выплату пособий.
С учетом изложенного суды пришли к правильным выводам об отсутствии оснований для признания решений фонда недействительными.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие приведенные выводы судов, в том числе о ненадлежащей оценке в ходе судебного разбирательства материалов проверки и других письменных доказательств представленных сторонами, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судами, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 05 сентября 2018 года по делу N А33-13037/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сонин |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами двух инстанций установлено, что представленные внутренние документы предпринимателя: трудовой договор с главным бухгалтером, должностная инструкция главного бухгалтера, приказ (распоряжение) о приеме на работу Кубраковой Н.А., заявление Кубраковой Н.А. о приеме на работу, табель учета использования рабочего времени, доверенность Кубраковой Н.А. на право подписи документов, штатное расписание N 1 от 01.07.2017, приказ о разработке должностных инструкций и о разработке форм внутренней отчетности торгового отдела, расходные кассовые ордеры, платежные ведомости) - являются документами, составленными заявителем (главным бухгалтером) в одностороннем порядке. При этом оформление трудового договора, табелирование однозначно не свидетельствуют о фактическом выполнении работником своих трудовых обязанностей.
Также суды отметили, что Кубракова Н.А., являясь индивидуальным предпринимателем, не воспользовалась правом добровольного вступления в правоотношения с ФССС РФ в целях получения пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяемым исходя из МРОТ и минимальных размеров пособий, установленных законодательством на момент наступления страхового случая. В рассматриваемой ситуации наличие трудовых отношений у Кубраковой Н.А. до наступления страхового случая значительно влияет на размер пособий по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, поскольку расчет пособия произведен из среднего заработка, полученного за период работы по трудовому договору в ЗАО "Енисейтелеком"."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 апреля 2019 г. N Ф02-305/19 по делу N А33-13037/2018