город Иркутск |
|
08 апреля 2019 г. |
Дело N А58-4693/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Сонина А.А.,
при участии в судебном заседании представителя Администрации муниципального образования "Мирнинский район" - Башарина Г.К. (доверенность от 17.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Мирнинский район" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2019 года по делу N А58-4693/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 января 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Устинова А.Н.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Каминский В.Л.),
установил:
Администрация муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - АМО Мирнинского района, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее также - Министерство или административный орган) с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 24.05.2018 N 1/15.14-2018/189 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении от 03.05.2018 N 1/15.14-2018/189, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2018 года требования администрации удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу, что состав административного правонарушения имеется, однако основания для назначения наказания в виде штрафа отсутствуют в связи с малозначительностью совершенного администрацией правонарушения.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 января 2019 года решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2018 отменено, принят новый судебный акт об отказе АМО Мирнинского района в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, не передовая на новое рассмотрение принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в его действиях состав вменяемого административного правонарушения отсутствует, поскольку поступившие из республиканского бюджета денежные средства в сумме 2 148 214 рублей были использованы по целевому назначению - на патриотическое воспитание молодежи в виде приобретения имущества (мягкого инвентаря, сувенирной и печатной продукции) и услуг в целях празднования республиканского ысыаха молодежи в соответствии с приложением N 7 к Указу Президента Республики Саха (Якутия) от 24.02.2014 N 2511. Конкурс являлся только способом, посредством которого должны быть израсходованы средства целевого финансирования.
Более того, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.12.2018 N 341 в Порядок предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденный постановлением от 14.03.2015 N 55, внесены изменения, слова "на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии" исключены.
Судами при рассмотрении настоящего дела также не учтено, что АМО Мирнинского района соблюдены условия получения и распределения субсидии, достигнуты целевые индикаторы программы мероприятий.
Судебные акты по настоящему делу приняты без учета решения Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 02 октября 2018 года по делу N 12-428/2018, решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 августа 2018 года по делу N А58-4688/2018, а также решений судов общей юрисдикции по делам об оспаривании постановлений о назначении административных наказаний по аналогичным спорам в отношении других муниципальных образований.
Представитель администрации в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержал.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судом округа заседания по рассмотрению кассационной жалобы извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичное извещение т.1 л.д.158, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещена на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет"), однако представителей не направили, в связи с чем рассмотрение кассационной жалобы проведено в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и АМО Мирнинского района заключено соглашение от 08.05.2017 N 19 о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2017 году бюджету муниципального образования субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в размере 2 148 214 рублей.
Средства субсидии перечислены платежным поручением от 19.05.2017 N 434.
Постановлением главы муниципального образования от 30.12.2016 N 1601 утверждено Положение о конкурсе на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, в соответствии с которым Администрация 10.05.2017, 20.05.2017 направляла в адрес руководителей муниципальных учреждений, общественных организаций и объединений района письма о проведении 01.06.2017 конкурсного отбора мероприятий, проведение которых будет проходить в рамках Республиканского праздника Ысыах молодежи - 2017.
Согласно Протоколу работы Конкурсной комиссии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в адрес администрации поступила и принята к рассмотрению конкурсной комиссией одна заявка от муниципального казенного учреждения "Межпоселенческое управление культуры" муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия), которое было признано победителем конкурсного отбора на проведение мероприятий в рамках Республиканского национального праздника "Ысыах молодежи" в Мирнинском районе.
На основании постановления главы указанного муниципального образования от 13.06.2017 N 0818 произведено уменьшение бюджетных ассигнований по лицевому счету Администрации на 2 843 214 рублей и увеличение бюджетных ассигнований по лицевому счету МКУ "Межпоселенческое управление культуры" в размере 2 843 214 рублей.
Учреждением произведены расходы на проведение и организацию мероприятий в рамках Республиканского национального праздника Ысыах молодежи-2017 на общую сумму 2 843 214 рублей, в том числе:
- приобретение на основании муниципальных контрактов, заключенных с ООО "Надежда", мягкого инвентаря (бандан-платков, рубашек Поло, кепок с логотипами) на сумму 255 500 рублей, сувенирной продукции (пакетов, силиконовых браслетов с логотипом, лент для бейджей с логотипом) на сумму 127 100 рублей, печатной продукции (пригласительных билетов, программ мероприятия, карт формата А4, бейджей) на сумму 59 350 рублей);
- приобретение на основании договора купли-продажи с ИП Лазаревым В.И. сувениров с алмазной крошкой на пластине из керамогранита на сумму 399 800 рублей;
- оплата услуг по подготовке и проведению республиканского праздника Ысыах молодежи-2017 в Мирнинском районе на сумму 1 156 464 рублей согласно муниципальным контрактам с ИП Пинигиной Т.В.;
- на основании приказа учреждения от 01.08.2017 N 70 произведена выплата призовых денежных вознаграждений на общую сумму 845 000 рублей командам, представлявшим муниципальные образования и общественные молодежные организации.
Министерством проведена выездная проверка соблюдения финансовым органом, главными распорядителями (распорядителями), получателями средств бюджета муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами за 2016-2017 годы в АМО Мирнинского района Республики Саха (Якутия), составлен акт от 20.04.2018, в котором зафиксировано нецелевое использование средств, полученных по соглашению от 08.05.2017 N 19, выразившееся в увеличении постановлением главы муниципального образования от 13.06.2017 N 0818 бюджетных ассигнований по лицевому счету МКУ "Межпоселенческое управление культуры" в размере 2 843 214 рублей без выдачи субсидии получателю бюджетных средств в соответствии с предписаниями бюджетного законодательства.
03.05.2018 в присутствии уполномоченного представителя администрации Федорова Г.И. по доверенности от 29.12.2017 N 4926 уполномоченным должностным лицом Министерства Ефимовой А.Ф. составлен протокол об административном правонарушении N 1/15.14-2018/189.
Постановлением от 24.05.2018 N 1/15.14-2018/189, вынесенным в соответствии с требованиями статьи 29.7 КоАП РФ, администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 107 410 рублей 70 копеек.
АМО Мирнинского района, не согласившись с данным постановлением, обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, соглашаясь с выводами административного органа о наличии в действиях администрации состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ вместе с тем посчитал, что постановление административного органа подлежит признанию незаконным, поскольку рассматриваемое нарушение является малозначительным, отсутствуют доказательства наличия вреда и тяжести наступивших последствий, нарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Средства субсидии были в полном объеме израсходованы на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях администрации состава вменяемого административного правонарушения, однако посчитал, что оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ в настоящем случае не имеется, так как АМО Мирнинского района не израсходовала денежные средства в сумме 2 843 214 рублей на цели, установленные соглашением от 08.05.2017 N 19, и тем самым допустила существенное нарушение спорных правоотношений. В связи с этим апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и принял новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Статья 15.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядком предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 N 55 (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений), целью предоставления и расходования субсидии является софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
Расходование средств осуществляется в соответствии с заключенными между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и муниципальными районами (городскими округами) Соглашениями на предоставление Субсидии (пункт 4.2 Порядка). В соответствии с пунктом 4.6 Порядка субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.
На основании указанного Порядка между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и администрацией заключено соглашение от 08.05.2017 N 19, пунктом 1.1 которого установлено, что бюджету муниципального образования в 2017 году предоставляется субсидия на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в размере 2 148 214 рублей.
Согласно пункту 2.2.5 соглашения от 08.05.2017 N 19 администрация как получатель субсидии использует субсидию по целевому назначению в соответствии с пунктом 1.1 указанного соглашения.
Из установленных судами обстоятельств следует, что средства субсидии заявителем кассационной жалобы по целевому назначению не использованы, поскольку переданы казенному учреждению - МКУ "Межпоселенческое управление культуры" не в качестве субсидии (согласно цели предоставлении субсидии администрации, указанной в пункте 1.1 соглашения от 08.05.2017 N 19).
Более того, суд округа отмечает, что рассматриваемые средства не могли быть переданы МКУ "Межпоселенческое управление культуры" в качестве субсидии в силу императивного предписания пункта 10 статьи 161 БК РФ.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что МКУ "Межпоселенческое управление культуры" фактически израсходовало денежные средства в целях патриотического воспитания молодежи, не может быть принят, поскольку в настоящем случае рассматривается вопрос соблюдения целевого расходования средств субсидии самой администрацией в соответствии с пунктом 1.1 соглашения от 08.05.2017 N 19.
Таким образом, предоставление администрацией средств субсидии республиканского бюджета казенному учреждению на основании приказа от 13.06.2017 N 0818 о передвижке бюджетных ассигнований (т.1 л.д.68) в данном конкретном случае с учетом положений пункта 10 статьи 161 БК РФ свидетельствует о нецелевом использовании заявителем кассационной жалобы рассматриваемых денежных средств.
Ссылка администрации на постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.12.2018 N 341, которым внесены изменения в порядок предоставления и расходования субсидий, утвержденный постановлением от 14.03.2015 N 55, не может быть признана обоснованной, поскольку указанный нормативный правовой акт на правоотношения, состоявшиеся в 2017 году, не распространяется.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку в соответствующих судебных актах рассматривались вопросы привлечения к административной ответственности других лиц. Кроме того, решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 02 октября 2018 года по делу N 12-428/2018 принято после принятия арбитражным судом первой инстанции решения по настоящему делу. При этом арбитражные суды не связаны выводами суда общей юрисдикции по вопросам толкования права и оценке представленных в материалы дела доказательств (части 3, 4 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 августа 2018 года по делу N А58-4688/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принято по иному предмету спора в виде резолютивной части, мотивированное решение не изготавливалось, в связи с чем, не могут быть сопоставлены основания удовлетворения требований по указанному делу с обстоятельствами настоящего дела.
Суд округа также соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о невозможности признания рассматриваемого нарушения малозначительным, как создающего существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям.
Выводы судов (с учетом позиции суда апелляционной инстанции о невозможности признания правонарушения малозначительным) основаны на правильном применении норм права, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу фактическим обстоятельствам. Положения главы 7 и статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при исследовании и оценке доказательств судами не нарушены.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к несогласию с оценкой судами имеющихся в деле доказательств, что не являются основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Поскольку суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, по результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения постановление от 30 января 2019 года.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 января 2019 года по делу N А58-4693/2018 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.