город Иркутск |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А19-17382/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Рудых А.И., Тютриной Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска - Шалуха И.П. (доверенность от 09.01.2018), Махняевой В.В. (доверенность от 01.02.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска, министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 ноября 2018 года по делу N А19-17382/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции в составе судьи Рыковой Н.В.; суд апелляционной инстанции в составе судей Макарцева А.В., Капустиной Л.В., Скажутиной Е.Н.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Ритуал" г. Иркутска (ОГРН: 1023801543765, ИНН: 3810002523, г. Иркутск; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН: 1037739085636, ИНН: 7710168360, г. Москва; далее - Министерство финансов Российской Федерации), Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299, г. Иркутск; далее - министерство финансов Иркутской области) о взыскании 2 777 325 рублей 20 копеек убытков, связанных с погребением невостребованных умерших в период с января по декабрь 2015 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития), муниципальное образование город Иркутск в лице администрации города Иркутска (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 ноября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2019 года, с Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области в пользу предприятия взыскано 1 374 204 рубля 58 копеек убытков.
В удовлетворении остальной части заявленных требований, а также требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство финансов Иркутской области и предприятие обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить в связи с нарушением судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
По мнению министерства финансов Иркутской области, оно является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку оплата работ по погребению невостребованных умерших является расходным обязательством Иркутской области в лице министерства социального развития, как главного распорядителя средств областного бюджета на данные цели. Также министерство финансов Иркутской области указывает на отсутствие оснований для взыскания истребуемых истцом убытков, на необоснованное неприменение судами срока исковой давности.
Предприятие выражает несогласие с обжалуемыми судебными актами в части размера взысканных убытков. По мнению предприятия, расходы истца подлежат взысканию в полном объеме - 2 777 325 рублей 20 копеек, исходя из тарифов, утвержденных администрацией и общего числа погребений невостребованных умерших. Истец указывает на ошибочное толкование судами понятий "социального пособия на погребение" и "стоимости услуг на погребение".
В отзыве на кассационную жалобу предприятие против доводов министерства финансов Иркутской области возразило. В отзыве на кассационные жалобы министерство социального развития поддержало доводы министерства финансов Иркутской области, возразив в части указания на министерство социального развития как надлежащего ответчика.
В судебном заседании представители предприятия поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу министерства финансов Иркутской области.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационных жалоб правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истец является специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории г. Иркутска.
Согласно справкам о смерти, актам выполненных работ истец в период с января по декабрь 2015 года осуществил погребение 217 тел невостребованных умерших на общую сумму 2 777 325 рублей 20 копеек.
Личность всех умерших, погребенных истцом, установлена. При этом данные лица не относились к лицам, которые подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и не являлись пенсионерами.
Полагая, что понесенные расходы должны быть возмещены за счет средств Российской Федерации, Иркутской области, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суды пришли к выводу об обоснованности иска по праву. При этом судами указано, что спорные убытки подлежат возмещению истцу за счет Иркутской области в лице главного распорядителя денежных средств бюджета субъекта - министерства финансов Иркутской области.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов в части доказанности истцом оснований для взыскания убытков, определения надлежащего ответчика по делу, отказа в применении срока исковой давности.
Статьей 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) установлено, что при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно абзацу 5 пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ при погребении умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, стоимость услуг подлежит возмещению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства (реестры невостребованных умерших (погибших) граждан, справки о смерти, акты выполненных работ), руководствуюсь вышеуказанными положениями закона, суды первой и апелляционной инстанций признали доказанным факт несения истцом затрат на погребение невостребованных умерших, в связи с чем пришли к выводу об удовлетворении иска за счет средств субъекта.
Довод министерства финансов Иркутской области о пропуске истцом срока исковой давности на обращение в арбитражный суд не принимается судом кассационной инстанции, поскольку основан на неправильном определении начала течения срока исковой давности.
Руководствуясь статьями 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что с учетом времени на обнаружение нарушения своего права и определения надлежащего ответчика по делу, истец обратился в арбитражный суд в пределах срока исковой давности.
Доводы министерства финансов Иркутской области о наличии у министерства социального развития статуса главного распорядителя бюджетных средств на компенсацию расходов по погребению невостребованных граждан и привлечении его в качестве надлежащего ответчика по делу, не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание, поскольку в рамках данного спора отсутствуют доказательства того, что во исполнение Закона Иркутской области от 08.12.2014 N 146-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" министерству социального развития выделялись из бюджета области денежные средства на финансирование спорных услуг.
Вместе с тем, выводы судов о необходимости перерасчета суммы расходов в связи с невозможностью применения постановления администрации от 21.01.2013 N 031-06-113/13 "О тарифах на ритуальные услуги муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска" (с изменениями, внесенными постановлением администрации от 18.12.2014 N 031-06-1525/14), являются неправомерными.
Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона N 8-ФЗ стоимость услуг по погребению невостребованных умерших граждан, оказанных специализированной службой, определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ.
Отсутствие оснований для применения нормативного акта муниципального образования суды связывают с несогласованием стоимости услуг по погребению невостребованных граждан при их утверждении с соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, органами государственной власти субъекта.
Вместе с тем, обстоятельства, связанные с согласованием (несогласованием) органом местного самоуправления стоимости услуг в порядке, определенном пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ, в предмет судебного исследования не были включены.
Более того, в силу части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие признание постановления администрации от 21.01.2013 незаконным.
Таким образом, выводов суда о неправомерности заявленных истцом требований о взыскании расходов по погребение невостребованных граждан, исходя из стоимости, определенной органами местного самоуправления, не основаны на нормах материального права, сделаны с нарушением норм процессуального права.
Принятые по настоящему делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, поскольку в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по установлению фактических обстоятельств, исследованию и правовой оценке имеющихся в материалах дела доказательств.
При новом рассмотрении арбитражному суду следует рассмотреть спор с учетом изложенного в настоящем постановлении, включить в предмет судебного исследования обстоятельства, связанные с оценкой расчета задолженности за оказанные услуги по погребению невостребованных граждан, представленного в материалы дела, принять решение в соответствии с установленными обстоятельствами и действующим законодательством, а также распределить расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 ноября 2018 года по делу N А19-17382/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2019 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 5 пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ при погребении умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, стоимость услуг подлежит возмещению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
...
Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона N 8-ФЗ стоимость услуг по погребению невостребованных умерших граждан, оказанных специализированной службой, определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ.
Отсутствие оснований для применения нормативного акта муниципального образования суды связывают с несогласованием стоимости услуг по погребению невостребованных граждан при их утверждении с соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, органами государственной власти субъекта.
Вместе с тем, обстоятельства, связанные с согласованием (несогласованием) органом местного самоуправления стоимости услуг в порядке, определенном пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ, в предмет судебного исследования не были включены."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 мая 2019 г. N Ф02-1655/19 по делу N А19-17382/2018
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-583/20
04.12.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7032/18
21.10.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7032/18
15.08.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-17382/18
20.05.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1655/19
15.02.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7032/18
01.11.2018 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-17382/18