город Иркутск |
|
19 июня 2019 г. |
Дело N А19-16386/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 июня 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Качукова С.Б.,
судей Кушнаревой Н.П., Первушиной М.А.
при участии в судебном заседании представителя министерства лесного комплекса Иркутской области Бакленева Р.С. (доверенность от 13.03.2019) и представителя общества с ограниченной ответственностью "Компания "Госстрой" Старицына А.Ю. (доверенность от 01.10.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца - министерства лесного комплекса Иркутской области на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2018 года по делу N А19-16386/2017 Арбитражного суда Иркутской области (судьи Каминский В.Л., Ломако Н.В., Сидоренко В.А.),
установил:
министерство лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, место нахождения: г. Иркутск, далее также - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Госстрой" (ОГРН 1123850005223, ИНН 3827039144, место нахождения: 19 км автодороги Иркутск - Усть-Ордынский с. Хомутово Иркутского района Иркутской области, далее также - ООО "Компания "Госстрой", общество, ответчик) о расторжении договоров аренды лесного участка от 27.04.2015 N 91-80/15 и от 30.09.2015 N 91-242/15.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 мая 2018 года иск удовлетворен.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2018 года указанное решение отменено, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В поданной жалобе истец сослался на необоснованное применение апелляционным судом к рассматриваемым отношениям норм Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 (которые, по его мнению, не подлежат применению), и, как следствие, на ошибочность выводов этого суда о зависимости гражданско-правовой процедуры расторжения договора аренды от административной процедуры исключения инвестиционного проекта общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Кроме того, истец также выразил несогласие с выводами апелляционного суда о недоказанности нарушения ответчиком сроков реализации инвестиционного проекта, являющегося основанием для расторжения договоров аренды.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 марта 2019 года рассмотрение кассационной жалобы министерства на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложено до 16 мая 2019 года, определением от 16 мая 2019 года - до 11 июня 2019 года.
Определением исполняющего обязанности председателя Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 мая 2019 года и определением заместителя председателя Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 июня 2019 года в связи с длительным отсутствием ввиду нахождением в отпуске судей Белоножко Т.В. и Бурковой О.Н. в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктами 31, 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, произведены замены в составе судей, рассматривающих кассационную жалобу по настоящему делу: судья Белоножко Т.В. заменена на судью Первушину М.А., судья Буркова О.Н. заменена на судью Кушнареву Н.П.
В связи с заменой в составе суда рассмотрение дела произведено с самого начала.
В настоящем судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика в представленном отзыве и в устных пояснениях указал на несостоятельность доводов истца, в связи с чем просил оставить обжалуемое постановление без изменения.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и в отзыве на нее, правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов этого суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26.11.2014 N 2380 в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов включен разработанный ООО "Компания "Госстрой" инвестиционный проект "Концепция инвестиционного проекта по созданию производства по глубокой переработке древесины ООО "Компания "Госстрой" в Иркутском районе Иркутской области".
Для реализации данного инвестиционного проекта агентство лесного хозяйства Иркутской области (правопредшественник истца, арендодатель) и ООО "Компания "Госстрой" (арендатор) заключили договоры аренды лесных участков от 27.04.2015 N 91-80/15 и от 30.09.2015 N 91-242/15, согласно которым арендатору были переданы в аренду сроком на 49 лет лесные участки в Усть-Удинском лесничестве Усть-Удинского района и Жигаловском лесничестве Жигаловского района Иркутской области общей площадью 187 387 га в целях использования лесов для заготовки древесины с возможным ежегодным объемом заготовки 461,6 тыс. куб.м.
В пункте 5.4.22 договоров стороны предусмотрели обязанность арендатора не допускать нарушение сроков реализации инвестиционного проекта более чем на один год.
В подпункте 12 пункта 8.2 договоров стороны также установили, что в случае нарушения арендатором сроков реализации инвестиционного проекта более чем на один год договор аренды по требованию арендодателя может быть досрочно расторгнут судом.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 N 178-пп агентство лесного хозяйства Иркутской области с 15.06.2016 переименовано в министерство лесного комплекса Иркутской области.
Ссылаясь на то, что в процессе осуществления контроля за ходом реализации инвестиционного проекта выявлено нарушение обществом "Компания "Госстрой" срока реализации этого проекта более чем на один год, министерство после направления обществу предписания от 26.10.2016 N 91-37-11646/16 и претензии от 02.06.2017 N 02-91-4269/17 обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о расторжении указанных выше договоров аренды.
Удовлетворяя предъявленный иск, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 450, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 (далее также - Положение от 30.06.2007 N 419), и исходил из обоснованности требований истца.
Отменяя указанное решение и отказывая в удовлетворении иска, апелляционный суд, напротив, пришел к выводу об отсутствии оснований для расторжения договоров аренды, в том числе ввиду нарушения министерством процедуры исключения инвестиционного проекта общества из перечня приоритетных (и неисключения проекта из этого перечня) и недоказанности нарушения им обязательств по реализации проекта.
Выводы апелляционного суда об отказе в расторжении договоров аренды являются правильными.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды.
Согласно части 4 этой статьи к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса российской Федерации предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено этим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 2 этой статьи).
Статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее также - Закон об инвестиционной деятельности). Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В спорный период действовало Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419. Указанное Положение предусматривало процедуру подготовки и утверждения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации соответствующего перечня приоритетных инвестиционных проектов, рассмотрения заявок претендентов, порядок контроля за ходом реализации инвестиционного проекта, основания для исключения приоритетного инвестиционного проекта из перечня и связанного с этим расторжения договора аренды лесного участка, а также процедуру исключения проекта из перечня.
В частности, в соответствии с пунктом 15 Положения N 419 включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов является основанием для заключения заинтересованным органом, а в случае, предусмотренном пунктом 10.2 Положения, уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятом заинтересованным органом в соответствии с пунктом 11 Положения. Договор аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, заключается в соответствии с лесным законодательством и с учетом этого Положения.
Согласно подпункту "д" пункта 11 Положения N 419 основаниями для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, подлежащими включению в проект этого договора на основании решения заинтересованного органа об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта, в числе прочего являются: нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год; невыполнение арендатором обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Пунктом 18 Положения N 419 предусмотрено, что контроль за ходом реализации инвестиционного проекта осуществляет заинтересованный орган. Объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поэтапным планом реализации инвестиционного проекта и поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта (объем инвестиций, вид и срок выполненных работ).
В силу пункта 19 Положения N 419 в случае появления предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 этого Положения оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения. Одновременно копия указанного предписания направляется заинтересованным органом в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. В случае непредставления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации копии указанного предписания Министерство промышленности и торговли Российской Федерации вправе направить инвестору собственное предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения. Копия этого предписания направляется в заинтересованный орган субъекта Российской Федерации. Отчет о выполнении данного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации предписания инвестор направляет в заинтересованный орган.
В случае если такие нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 10 дней с момента истечения указанного в предписании срока устранения нарушений принимает решение о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня. При этом Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня получения указанного заявления принимает решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня и направляет его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков. Расторжение договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, может быть осуществлено также по основаниям, установленным лесным законодательством (абзацы третий - пятый пункта 19 Положения N 419).
Аналогичные правила предусмотрены и Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190.
Из указанных норм следует, что, поскольку соответствующие лесные участки предоставляются арендатору и договоры их аренды заключаются специально для целей реализации приоритетного инвестиционного проекта (на основании включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и в соответствии с решением об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта), расторжение договоров аренды этих лесных участков по основаниям, связанным с нарушением обязательств по реализации инвестиционного проекта (в частности, с нарушением графика реализации проекта), может иметь место только после исключения инвестиционного проекта из перечня. Иной подход - расторжение договоров аренды без исключения инвестиционного проекта из перечня - создает правовую и фактическую неопределенность в вопросе реализации инвестиционного проекта, для которого предоставлялись лесные участки.
С учетом специфики регулируемых правоотношений, касающихся договоров аренды лесных участков, заключенных для целей реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, применение апелляционным судом к этим правоотношениям (в том числе в части, касающейся расторжения договоров) норм Положения N 419, вопреки мнению истца, является правомерным.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела и установлено судами, министерство, ссылаясь на выявление в процессе осуществления контроля за ходом реализации инвестиционного проекта нарушения обществом "Компания "Госстрой" срока реализации этого проекта более чем на один год, в соответствии с пунктом 19 Положения N 419 выдало ему предписание от 26.10.2016 N 91-37-11646/16 об устранении выявленных нарушений и впоследствии направило в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявление об исключении инвестиционного проекта общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (письмо от 27.12.2016 N 02-91-13474/16).
На основании указанного заявления Министерство промышленности и торговли Российской Федерации приняло решение об исключении инвестиционного проекта ООО "Компания "Госстрой" из перечня приоритетных инвестиционных проектов Российской Федерации в области освоения лесов (приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 11.04.2017 N 1099).
Между тем постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2018 года по делу N А19-15066/2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 ноября 2018 года, действия министерства (истца) по направлению заявления об исключении инвестиционного проекта общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, выраженные в письме от 27.12.2016 N 02-91-13474/16, признаны незаконными как несоответствующие Лесному кодексу Российской Федерации и Положению N 419 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2019 года отказано в передаче кассационной жалобы министерства на названные выше постановления апелляционного суда и суда кассационной инстанции по делу N А19-15066/2017 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 ноября 2018 года по делу N А40-124858/17-33-1141, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2019 года, приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 11.04.2017 N 1099 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" также признан недействительным.
Иную процедуру исключения инвестиционного проекта общества "Компания "Госстрой" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов министерство лесного комплекса Иркутской области не инициировало.
Таким образом, в настоящее время инвестиционный проект общества не исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов. В этой связи апелляционный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для расторжения договоров аренды лесного участка от 27.04.2015 N 91-80/15 и от 30.09.2015 N 91-242/15, заключенных для целей реализации этого проекта.
С учетом указанных обстоятельств правовых оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется. При этом ссылки министерства на предпринятые меры по обжалованию судебных актов по названным выше делам подлежат отклонению, поскольку в случае отмены этих судебных актов судебные акты по настоящему делу могут быть пересмотрены по новым обстоятельствам (пункт 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта апелляционный суд правильно применил нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для его изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемое постановление следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2018 года по делу N А19-16386/2017 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
Н.П. Кушнарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании указанного заявления Министерство промышленности и торговли Российской Федерации приняло решение об исключении инвестиционного проекта ООО "Компания "Госстрой" из перечня приоритетных инвестиционных проектов Российской Федерации в области освоения лесов (приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 11.04.2017 N 1099).
Между тем постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2018 года по делу N А19-15066/2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 ноября 2018 года, действия министерства (истца) по направлению заявления об исключении инвестиционного проекта общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, выраженные в письме от 27.12.2016 N 02-91-13474/16, признаны незаконными как несоответствующие Лесному кодексу Российской Федерации и Положению N 419 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2019 года отказано в передаче кассационной жалобы министерства на названные выше постановления апелляционного суда и суда кассационной инстанции по делу N А19-15066/2017 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 июня 2019 г. N Ф02-953/19 по делу N А19-16386/2017
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-953/19
10.12.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7078/17
11.05.2018 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/17
13.03.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-921/18
15.01.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7078/17
13.10.2017 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16386/17