город Иркутск |
|
03 июля 2019 г. |
Дело N А58-11217/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Кадниковой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Семёновой У.Н., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Архиповой А.Н.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) представителей: общества с ограниченной ответственностью "Сахабулт Обувь" Никурданова М.А. (доверенность 19.12.2018); Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Ивановой Н.И (доверенность от 11.09.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сахабулт Обувь" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 марта 2019 года по делу N А58-11217/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Клишина Ю.Ю., суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сахабулт Обувь" (ОГРН 1161447061830, ИНН 1435311902, г. Якутск; далее - ООО "Сахабулт Обувь", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 31.10.2018 N 1/15.14-2018/412 Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство, административный орган).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 марта 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2019 года, заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Министерства от 31.10.2018 признано незаконным и изменено в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 117 807 рублей; обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 58 904 рублей.
ООО "Сахабулт Обувь" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 2.9, 4.1.1, 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статей 78, 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ссылаясь на то, что судами не учтено получение субсидии по Соглашению на весь 2018 финансовый год, то, что исполнение Соглашения длится весь 2018 год, обязательства по Соглашению исполняются, на момент проведения выездной проверки (11.10.2018) срок Соглашения (до 31.12.2018) не истек, следовательно, учитывая, что основной сезон заготовки и переработки кожевенно-мехового сырья и пушнины январь-март и октябрь-декабрь, у общества еще есть время до окончания финансового года для исполнения Соглашения; после списания в установленном порядке бюджетных субсидий с единого счета бюджета и их зачисления на счета учреждений субсидии теряют статус средств бюджета и, соответственно, на указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе статьи 306.2, 306.4 Кодекса, поэтому заявитель имеет право заключать договоры и распоряжаться денежными средствами на своем счете по своему усмотрению; отчет по исполнению Соглашения получателем субсидии производится по окончании финансового года, то есть в данном случае в начале 2019 года; имеются основания для применения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, ранее к административной ответственности не привлекалось, а также для признания вменяемого правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители ООО "Сахабулт Обувь" и Министерства в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 13.09.2018 N 01-04/1331 Министерством проведена плановая выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, полноты и достоверности отчетности о реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие промышленности в Республике Саха (Якутия) на 2017-2021 годы" подпрограммы "Развитие легкой промышленности Республики Саха (Якутия) на 2017-2021 годы" в ООО "Сахабулт Обувь" за период 2016-2017 голы и истекший период 2018 года.
В ходе проведения проверки Министерством установлено следующее.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 26.04.2016 N 1619-3 N 791-V "О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)", государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 7 октября 2011 N 934, Правительство Республики Саха (Якутия) постановлением от 30.03.2017 N 100 утвердило Порядок предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на развитие традиционных отраслей Севера в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы" (далее - Порядок N 100).
Пунктом 7.1.1 Порядка N 100 установлена цель предоставления субсидии -финансовое обеспечение части затрат по организации заготовки и переработки кожевенно-мехового сырья, переработки пушнины.
На основании пункта 7.1.5 Порядка N 100 субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на соответствующий финансовый год и плановый период, в пределах бюджетных обязательств, доведенных Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по делам Арктики (далее - Госком Арктики PC (Я)) на финансовое обеспечение затрат в размере 80 процентов от планируемых расходов по заготовке и промышленной переработке кожевенно-мехового сырья и пушнины (проведение ремонтных работ кожевенно-мехового цеха, затрат по оплате труда работников кожевенно-мехового цеха, по оплате коммунальных услуг кожевенно-мехового цеха, приобретение химикатов для обработки шкур для меховой продукции и прочих производственных затрат, указанных в производственно-финансовой плане на текущий финансовый год).
Между Госком Арктики РС(Я) и ООО "Сахабулт Обувь" заключено соглашение о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидии на финансовое обеспечение части затрат по организации заготовки и переработки кожевенно-мехового сырья, переработки пушнины от 25.06.2017 N 130 (далее - Соглашение N 130).
Предметом соглашения является предоставление в 2018 году субсидии в целях финансового обеспечения части затрат по организации заготовки и переработки кожевенно-мехового сырья, переработки пушнины в размере 50 200 000 рублей.
Субсидия поступила на расчетный счет общества в полном объеме по платежному поручению от 28.06.2018 N 365 (КБК 202 0405 255011002С 814 242).
Согласно данным бухгалтерского учета (движение по счету 51 "Расчетный счет") на момент проверки расход средств субсидии составил 8 156 365 рублей 81 копейка (дата последней операции 06.07.2018), неиспользованный остаток субсидии - 42 043 634 рубля 19 копеек.
Проверкой установлено, что фактически за счет средств субсидии обществом предоставлен заем АО ФАПК "Сахабулт" на общую сумму 2 356 138 рублей 67 копеек, не соответствующий целевому назначению расходования средств субсидии, а именно на оплату расходов по производственной деятельности.
Между ООО "Сахабулт Обувь" и АО ФАПК "Сахабулт" был заключен договор займа от 08.01.2018, предметом которого является предоставление беспроцентного займа сроком до 07.01.2019. Заем предоставлен путем перечисления денежных средств с расчетного счета общества: 1 070 136 рублей 99 копеек - оплата процентов по кредитному договору N 150000172 от 02.02.2015 с АО АКБ "АЛМАЗЭРГИЭНБАНК" за АО ФАПК "Сахабулт" по платежному поручению от 29.06.2018 N 528; 1 286 001 рубль 68 копеек - заработная плата на счета работников АО ФАПК "Сахабулт" по платежным поручениям от 29.06.2018.
Таким образом, Министерством установлено, что в нарушение пункта 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 7.1.1, 7.1.5 Порядка N 100, пункта 1.1 Соглашения N 130 средства субсидии на финансовое обеспечение части затрат по организации заготовки и переработки кожевенно-мехового сырья, переработки пушнины на общую сумму 2 356 138 рублей 67 копеек направлены не по целевому назначению, на предоставление займа АО ФАПК "Сахабулт".
Результаты проверки отражены в акте проверки от 11.10.2018.
По данному факту нецелевого использования бюджетных средств Министерством в отношении общества 11.10.2018 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Министерства от 31.10.2018 N 1/15.14-2018/412 ООО "Сахабулт Обувь" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 117 807 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с названным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого предпринимателю правонарушения. Вместе с тем суд счёл возможным с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначить штраф в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного статей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - 58 904 рубля.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (часть 1). Субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2). Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта (часть 7).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с Порядком N 100, на основании Соглашения N 130 обществу из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) предоставлена субсидия в размере 50 200 000 рублей; цель предоставления субсидии - финансовое обеспечение части затрат по организации заготовки и переработки кожевенно-мехового сырья, переработки пушнины. Вместе с тем, средства субсидии в сумме 2 356 138 рублей 67 копеек направлены не по целевому назначению, а именно на предоставление займа АО ФАПК "Сахабулт" путем перечисления денежных средств с расчетного счета общества: 1 070 136 рублей 99 копеек - оплата процентов по кредитному договору N 150000172 от 02.02.2015 с АО АКБ "АЛМАЗЭРГИЭНБАНК" за АО ФАПК "Сахабулт"; 1 286 001 рубль 68 копеек - заработная плата на счета работников АО ФАПК "Сахабулт".
Таким образом, направление обществом средств субсидии в сумме 2 356 138 рублей 67 копеек на цели, не соответствующие целевому назначению расходования средств субсидии, предусмотренному Порядком N 10 и Соглашением N 130, является нецелевым использованием бюджетных средств и, как верно признали суды, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что субсидии получены по Соглашению на весь 2018 финансовый год, на момент проведения выездной проверки срок Соглашения не истек, следовательно, у общества еще есть время до окончания финансового года для его исполнения, не могут быть приняты во внимание, как не опровергающие выводы судов о наличии факта нецелевого использования средств субсидии, учитывая, что эти средства уже были направлены обществом на цели, не соответствующие целям предоставления субсидии.
Доводы общества о том, что после списания в установленном порядке бюджетных субсидий с единого счета бюджета и их зачисления на счета учреждений субсидии теряют статус средств бюджета, переходят в собственность получателя средств, на указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе статьи 306.2, 306.4 Кодекса, подлежат отклонению как несостоятельные в правовом отношении.
Приняв государственную субсидию на условиях Порядка N 100 и Соглашения N 130, которыми установлена конкретная цель ее предоставления, общество, как получатель субсидии, не может расходовать бюджетные средства на иные цели.
Подлежит отклонению и довод заявителя кассационной жалобы о возможности замены административного штрафа на предупреждение в связи с наличием оснований, предусмотренных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в данном случае суд первой инстанции не усмотрел, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части такого обстоятельства как отсутствие имущественного ущерба.
Доводы заявителя кассационной жалобы о возможности признания указанного правонарушения малозначительным, также подлежат отклонению с учетом абзаца 4 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 марта 2019 года по делу N А58-11217/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 июля 2019 г. N Ф02-2787/19 по делу N А58-11217/2018
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2787/19
27.06.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-11217/18
19.04.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1662/19
16.04.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-11217/18
01.03.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-11217/18