город Иркутск |
|
08 июля 2019 г. |
Дело N А58-11218/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабак Д.В.,
при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, присутствующих в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) представителей общества с ограниченной ответственностью "Сахабулт Обувь" - Никурданова М.А. (доверенность), а также Министерства финансов Республики Саха (Якутия) - Тимофеевой Н.И. (доверенность),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сахабулт Обувь" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 февраля 2019 года по делу N А58-11218/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Устинова А.Н.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сахабулт Обувь" (ИНН 1435311902, ОГРН 1161447061830, далее - общество, ООО "Сахабулт Обувь") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее - министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 31.10.2018 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении от 11.10.2018 N 1/15.14-2018/411, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 февраля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019 требования удовлетворены частично, постановление административного органа о назначении наказания в виде штрафа в размере 857 008 рублей изменено, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 428 504 рублей.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, с момента получения субсидии указанные денежные средства являются собственностью получателя субсидии. Отвлеченные на цели, не предусмотренные соглашением от 02.06.2017 N 150, денежные средства были восстановлены на расчетном счете общества.
Общество также просит признать правонарушение малозначительным и применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, назначить наказание в виде предупреждения.
Министерство в отзыве просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Представители общества и административного органа в судебном заседании поддержали соответственно доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, между Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по делам Арктики и обществом в лице руководителя управляющей компании - акционерного общества Финансовый агропромышленный концерн "Сахабулт" (далее - АО ФАПК "Сахабулт") Павлова М.М., заключено соглашение от 02.06.2017 N 150 (далее - соглашение N 150), предметом которого является предоставление в 2017 году из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидии в целях финансового обеспечения части затрат Получателя субсидии по организации заготовки и переработки кожевенно-мехового сырья, переработки пушнины в размере 29 500 000 рублей (пункт 1.1.1 Соглашения). Средства субсидии перечислены получателю в полном объеме.
Министерством проведена выездная проверка соблюдения обществом бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, полноты и достоверности отчетности о реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие промышленности в Республике Саха (Якутия) на 2017-2021 годы", подпрограммы "Развитие легкой промышленности в Республике Саха (Якутия) в 2017-2021 годы" за период 2016-2017 годов и истекший период 2018 года, по результатам которой составлен акт от 11.10.2018, в котором зафиксировано нецелевое использование средств, полученных в рамках соглашения N 150, выразившееся в направлении средств субсидии в сумме 17 149 167 рублей 39 копеек на оплату расходов сторонних организаций.
11.10.2018 в присутствии руководителя общества Павлова М.М. уполномоченным должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением от 31.10.2018 N 1/15.14-2018/411 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 857 008 рублей.
Общество, не согласившись с данным постановлением, обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что процессуальных нарушений в процедуре привлечения к административной ответственности не допущено, в действиях общества имеется состав вмененного правонарушения и на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ изменил постановление административного органа, назначив наказание в виде штрафа в размере 428 504 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами.
Суд округа находит принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, не подлежащими отмене на основании следующего.
Статья 15.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Судами установлено, что средства субсидии в размере 17 140 167 рублей 39 копеек были направлены на оплату расходов лиц, не являющихся получателями субсидии (АО ФАПК "Сахабулт", ООО "Пушная Якутия" и ООО Торговый дом "Сахабулт"), а также получены наличными денежными средствами и использованы в расчетах между АО ФАПК "Сахабулт" и ООО "Хотугу кюн", выданы в качестве займа ООО "Пушная Якутия".
На основании изложенного, оценив условия соглашения N 150 с учетом Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на развитие традиционных отраслей Севера в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.03.2017 N 100, руководствуясь правовым подходом, изложенным в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, соблюдении сроков привлечения к ответственности.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то обстоятельство, что денежные средства восстановлены на расчетном счете организации, не опровергает вывод судов о нецелевом использовании средств субсидии.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств расходования средств субсидии, суды пришли к обоснованным выводам о невозможности признания правонарушения малозначительным и назначения применительно к положениям статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ наказания в виде предупреждения.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы, которые уже являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им была дана надлежащая правовая оценка, по существу сводятся к несогласию с оценкой судами имеющихся в деле доказательств, что не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, установленным по делу обстоятельствам и сделаны при правильном применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно- Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 февраля 2019 года по делу N А58-11218/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что средства субсидии в размере 17 140 167 рублей 39 копеек были направлены на оплату расходов лиц, не являющихся получателями субсидии (АО ФАПК "Сахабулт", ООО "Пушная Якутия" и ООО Торговый дом "Сахабулт"), а также получены наличными денежными средствами и использованы в расчетах между АО ФАПК "Сахабулт" и ООО "Хотугу кюн", выданы в качестве займа ООО "Пушная Якутия".
На основании изложенного, оценив условия соглашения N 150 с учетом Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на развитие традиционных отраслей Севера в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.03.2017 N 100, руководствуясь правовым подходом, изложенным в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, соблюдении сроков привлечения к ответственности.
...
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств расходования средств субсидии, суды пришли к обоснованным выводам о невозможности признания правонарушения малозначительным и назначения применительно к положениям статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ наказания в виде предупреждения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 июля 2019 г. N Ф02-2592/19 по делу N А58-11218/2018
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-11218/18
08.07.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2592/19
05.04.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1304/19
05.04.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-11218/18
25.02.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-11218/18