город Иркутск |
|
01 августа 2019 г. |
Дело N А10-3505/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей Ананьиной Г.В., Кадниковой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Пунцуковой А.Т., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Лахиной Е.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей: Управления Федерального казначейства Республики Бурятия Аюшеевой А.Д. (доверенность от 22.01.2019); Министерства образования и науки Республики Бурятия Дашибалова Б.Д. (доверенность от 19.02.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 декабря 2018 года по делу N А10-3505/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Пунцукова А.Т., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
Министерство образования и науки Республики Бурятия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия (далее - УФК по Республике Бурятия, Управление) от 05.03.2018 N 02-12-33/24- 675.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 декабря 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2019 года, заявленные требования удовлетворены частично; представление признано недействительным в части указания размера денежного выражения нарушения, превышающего 901 119 рублей 24 копейки; на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в части удовлетворенных требований.
УФК по Республике Бурятия обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой и дополнением к жалобе, в которых просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправомерно не учтено, что обязательства по соблюдению условий софинансирования должны быть соблюдены именно в 2015 году; иной подход приведет к замещению расходных обязательств бюджета одного уровня расходными обязательствами бюджета другого уровня в нарушение принципа самостоятельности бюджетов; судами не исследован и не оценен расчет Управлением размера перерасхода средств федерального бюджета, который произведен на основании Отчета об использовании бюджетных средств и в соответствии с Методическими рекомендациями по определению Федеральным казначейством суммы средств, подлежащих бесспорному взысканию, и межбюджетных трансфертов, подлежащих приостановлению (сокращению), при нарушении условий предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.03.2017 N 53н; указанная методика впоследствии была внесена в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999, с приданием действию указанной методики обратной силы; изменение Республикой Бурятия в одностороннем порядке уровней софинансирования расходных обязательств влечет нарушение баланса интересов Российской Федерации, предоставившей субсидии; наличие или отсутствие негативных последствий не имеет значения, так как в соответствии с нормами бюджетного законодательства бюджетное нарушение, устанавливаемое органами государственного финансового контроля, определяется исходя из формальных признаков, характеризующих его в специальной норме Бюджетного кодекса Российской Федерации; вопрос о достижении значений показателей результативности не входил в перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения проверки; судами учтены обстоятельства по исполнению принятых обязательств в 2016 году, которые образуют событие другого нарушения бюджетного законодательства.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представитель УФК по Республике Бурятия в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель Министерства указал на законность обжалуемых судебных актов.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02 июля 2019 года в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы Управления отложено на 25 июля 2019 года на 11 часов 00 минут, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
После отложения судебное разбирательство продолжено в том же составе судей.
Представители лиц, участвующих в деле, участия в судебном заседании не принимали.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 25 июля 2019 года до 30 июля 2019 года до 11 часов 30 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 12.01.2018 N 15, в связи с поручением Федеральной казначейства от 13.12.2017 N 07-04-05/17-960, УФК по Республике Бурятия проведена камеральная проверка в отношении Министерства с целью проверки соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за 2015 год.
В ходе проверки Управлением установлено следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Правилами предоставления и распределения в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования" на 2013-2020 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2015 N 71 (далее - Правила N 71), распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30.01.2015 N 143-р "Распределение субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы", от 23.06.2014 N 363-р "Об утверждении комплекса дополнительных мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования" из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия предусмотрено предоставление субсидии в размере 325 779 600 рублей.
Между Министерством и Правительством Республики Бурятия заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету от 12.05.2015 N 08.Т07.24.0828 (далее - Соглашение N 08.Т07.24.0828).
Предметом данного Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2015 году субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы бюджету Республики Бурятия на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования субъектов Российской Федерации (региональных планов мероприятий ("дорожных карт") структурных изменений в сфере образования), предусмотренной по разделу 07 "Образование", подразделу 01 "Дошкольное образование", целевой статье расходов 02 2 5059 "Субсидии на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы", виду расходов 521 "Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности", коду главного распорядителя средств федерального бюджета бюджетной классификации Российской Федерации 074, на основании Закона Республики Бурятия от 15.12.2014 N 881-V "О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки Республики Бурятия", утвержденного распоряжением Правительства Республики Бурятия от 28.02.2013 N 98-р, комплекса мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования, утвержденного распоряжением Правительства Республики Бурятия (пункт 1.1).
Одним из условий предоставления и расходования субсидии является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах) бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации комплекса мероприятий (пункт 1.2).
Пунктом 1.3 Соглашения N 08.Т07.24.0828 (в редакции дополнительного соглашения от 09.07.2015) определено, что размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия, составляет 325 779 600 рублей. Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Бурятия по данному Соглашению, составляет 139 619 800 рублей.
МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" (далее - Комитет) на приобретение зданий и помещений для реализации мероприятий МРСДО в 2015 году предоставлено 145 219 800 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 99 400 000 рублей, за счет средств республиканского бюджета - 45 819 800 рублей; фактически израсходованы средства федерального бюджета в сумме 99 400 000 рублей; остаток неиспользованных средств составил 45 819 800 рублей (средства республиканского бюджета).
Неиспользованный остаток средств республиканского бюджета на основании уведомления от 13.01.2016 N 87 возвращен Комитетом заявкой на возврат от 12.01.2016 N 1 в размере 45 819 800 рублей.
МУ "Курумканский район" объем средств на приобретение зданий и помещений для реализации мероприятий МРСДО в 2015 году составил 5 426 950 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3 716 800 рублей, за счет средств республиканского бюджета - 1 655 800 рублей, за счет средств местного бюджета - 54 350 рублей; фактически израсходовано 5 426 950 рублей, в том числе средства федерального бюджета в сумме 3 716 800 рублей; остаток неиспользованных средств составил 45 819 800 рублей (средства республиканского бюджета).
Общий объем финансирования на Мероприятие "Приобретение зданий и помещений для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе с возможностью их использования для реализации программ общего образования" предусмотрен в размере 150 592 400 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 103 116 800 рублей.
По состоянию на 01.01.2016 на названные Мероприятия израсходовано в объеме 104 772 600 рублей, из них: в сумме 103 116 800 рублей за счет средств федерального бюджета, за счет средств республиканского бюджета - 1 655 800 рублей.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 104 722 600 рублей субсидия из федерального бюджета могла быть использована в размере не более 71 742 101 рубль 46 копеек (104 772 600 * 103 116 800 / 150 592 400). Перерасход средств федерального бюджета составил 31 374 698 рублей 54 копейки (103 116 800-71 742 101, 46).
Таким образом, управление пришло к выводу о том, что в нарушение пункта 3 статьи 132, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 21 Правил N 71, пункта 1.3, подпункта 2.3.1, пункта 2.3 Соглашения N 08.Т07.24.0828 в редакции дополнительного соглашения от 09.07.2015 при использовании субсидии из федерального бюджета на приобретение зданий и помещений для реализации образовательных программ дошкольного образования не соблюдено условие софинансирования расходных обязательств (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Республики Бурятия, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 31 374 698 рублей 54 копейки.
Результаты проверки отражены в акте камеральной проверки от 31.01.2018.
Представлением от 05.03.2018 N 02-12-33/24-675 УФК по Республике Бурятия потребовало в срок до 30.03.2018 рассмотреть информацию о выявленном нарушении, а также принять меры по устранению причин и условий его совершения: провести работу с ответственными должностными лицами по недопущению нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета в части соблюдения уровня софинансирования.
Министерство, полагая, что названное представление не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемое представление в части не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, поскольку судами не учтено следующее.
В силу пункта 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (статья 306.8 Кодекса).
Как предусмотрено статьёй 129 Кодекса, межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме, в том числе субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 132 Кодекса).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет (пункт 3 статьи 132 Кодекса в редакции, действовавшей в 2015 году).
Правила предоставления и распределения в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных системе дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2015 N 71 (Правила N 71).
Пунктом 4 Правил N 71 установлено, что условиями предоставления и расходования субсидии являются, в том числе наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах) бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации комплекса мероприятий; утвержденного правовым актом субъекта Российской Федерации комплекса мероприятий и утвержденных планов по внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также письменное обязательство субъекта Российской Федерации по выполнению показателей, предусмотренных комплексом мероприятий, в сроки, установленные соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (далее - соглашение), форма которого утверждается указанным Министерством.
Таким образом, статьей 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Правилами N 71 предусмотрена возможность предоставления финансовой помощи субъектам Российской Федерации в форме субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникших при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Вместе с тем, предоставление финансовой помощи в форме субсидий не влечет за собой переход расходного обязательства к Российской Федерации, что соответствует принципу разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов (статья 30 Кодекса) и принципу самостоятельности бюджетов (статья 31 Кодекса), согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2015 N 307-ЭС15-7013).
Судами установлено, что в рамках Соглашения N 08.Т07.24.0828 бюджету муниципального образования городского округа "город Улан-Удэ" предоставлены субсидии на приобретение (выкуп) зданий детских садов в сумме 145 219 800 рублей, из них: за счет средств федерального бюджета 99 400 000 рублей, бюджета Республики Бурятия в размере 45 819 800 рублей. В соответствии с отчетом МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" по состоянию на 01.01.2016 на приобретение зданий и помещений для реализации мероприятий на модернизацию региональных систем дошкольного образования в 2015 году фактически израсходованы средства федерального бюджета в сумме 99 400 000 рублей. Остаток неиспользованных средств составил 45 819 800 рублей (средства республиканского бюджета).
В этой связи суды правильно признали, что на 31.12.2015 уровень софинансирования, предусмотренный Соглашением N 08.Т07.24.0828, со стороны Республики Бурятия нарушен.
Вместе с тем, признавая недействительным представление в этой части, суды сочли возможным учесть, что неиспользованные денежные средства администрацией города Улан-Удэ возвращены в виде неиспользованного остатка в бюджет Республики Бурятия; 31.12.2015 между МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" (Покупатель) и ООО "Энергия" (Продавец) заключен муниципальный контракт N 23-к на приобретение здания, предназначенного для размещения дошкольного образовательного учреждения, согласно которому средства республиканского бюджета подлежат перечислению в срок до 01.03.2016; 31.12.2015 выдано свидетельство о праве собственности МО городской округ "Город Улан-Удэ"; в период с марта по май 2016 года оплата по муниципальному контракту от 30.12.2015 N 23-к полностью произведена.
На основании изложенного суды посчитали, что фактически принятые обязательства Республикой Бурятия по указанному Соглашению по выполнению мероприятий, в том числе по приобретению зданий для дошкольных учреждений, полностью исполнены, показатели результативности использования субсидии достигнуты, следовательно, баланс интересов Российской Федерации и Республики Бурятия в рассматриваемом случае соблюден, допущенное нарушение срока со стороны Республики Бурятия по финансированию мероприятий по Государственной программе не повлекло негативных последствий для Российской Федерации.
При этом суд апелляционной инстанции отклонил довод Управления о том, что Министерство обязано было использовать средства бюджета субъекта на софинансирование указанной государственной программы исключительно в рамках 2015 года, как не соответствующий принципам бюджетного законодательства и Соглашению N 08.Т07.24.0828, посчитав данное соглашение не ограничивающим исполнение обязательств сторон 2015 годом.
Суд кассационной инстанции считает приведённые выводы судов не основанными на требованиях действующего бюджетного законодательства и фактических обстоятельствах данного дела.
Статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи (пункт 1). Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года (пункт 5 в редакции, действующей в 2015, 2016 годах).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы" (далее - государственная программа). В государственную программу включена подпрограмма "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" (далее - подпрограмма). Этапы и сроки реализации подпрограммы - I этап - 1 января 2013 года - 31 декабря 2015 года. Ожидаемым результатом реализации подпрограммы является обеспечение к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Согласно пункту 6 Правил N 71 субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству образования и науки Российской Федерации на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил (но не более 3 процентов общего объема субсидии, за исключением случаев, указанных в пункте 10 и пункте 22 настоящих Правил), на основании соглашения.
Комплексом дополнительных мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в 2014, 2015 годах, утвержденным распоряжением Правительства Республики Бурятия от 23.06.2014 N 363-р предусмотрены мероприятия, финансируемые за счет средств субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету на модернизацию региональных систем дошкольного образования в 2015 году, в том числе пункт 7 - Мероприятие "Приобретение зданий и помещений для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе возможностью их использования для реализации программ общего образования" со сроком начала реализации с 01.07.2015 и окончания реализации мероприятия - 01.12.2015.
Соглашением N 08.Т07.24.0828 предусмотрено предоставление из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в 2015 году (пункт 1.1.). Получатель субсидии обязан соблюдать условия, установленные при предоставлении субсидии (пункт 2.3.1.), обеспечить плановые значения результативности использования субсидии в 2015 году (пункт 2.3.3.).
Таким образом, финансирование подпрограммы "Дошкольное образование" на 2016 год не предусмотрено.
Заключая такое Соглашение, стороны одновременно принимают на себя расходные обязательства в объемах сумм бюджетных средств, указанных в Соглашении.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Следовательно, получатель субсидии должен был обеспечить в соответствующем финансовом году (2015 году) уровень софинансирования, то есть долевое соотношение средств федерального и республиканского бюджета, установленное Соглашением N 08.Т07.24.0828.
Соглашение о предоставлении субсидии бюджету Республики Бурятия является окончательным документом, в котором стороны согласовали соответствующие взаимные расходные обязательства на исполнение программных мероприятий, устанавливая конкретные суммы средств в рублях, находящихся фактически в соответствующей пропорции по отношению к общему объему средств за счет двух бюджетов. Получатель бюджетных средств должен был обеспечить именно в соответствующем году такой уровень софинансирования (то есть процентного соотношения средств федерального бюджета и средств регионального бюджета), какой был определен при принятии решения о предоставлении субсидии из федерального бюджета (при заключении Соглашения).
Сокращение Республикой Бурятия своих расходных обязательств повлекло уменьшение общего объема расходных обязательств, что свидетельствует о том, что субсидия была получена Республикой Бурятия с превышением необходимого объема средств субсидии, что, в свою очередь, подразумевает уменьшение объема субсидии на размер такого превышения и ее возврат в федеральный бюджет для распределения между другими субъектами Российской Федерации при наличии потребности в указанных средствах.
Следовательно, УФК по Республике Бурятия пришло к обоснованным выводам о нарушении Министерством условий софинансирования, что свидетельствует о нарушении условий предоставления (расходования) средств субсидий из федерального бюджета.
Вывод судов относительно достижения показателей результативности предоставления субсидии в данном случае не относится к предмету спора, не имеет правового значения, поскольку характеризует наличие или отсутствие иного нарушения бюджетного законодательства, которое Управлением при проведении данной проверки установлено не было и предметом проверки не являлось. Кроме того, соблюдение названного показателя не может оправдывать незаконное получение экономии средств республиканского бюджета за счет перерасхода средств федерального бюджета и свидетельствовать об отсутствии негативных последствий для Российской Федерации.
Как следует из акта проверки, общий объем финансирования на Мероприятие "Приобретение зданий и помещений для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе с возможностью их использования для реализации программ общего образования" (с учетом средств, выделенных МУ "Курумканский район" на приобретение зданий и помещений) предусмотрен в размере 150 592 400 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 103 116 800 рублей.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 104 722 600 рублей Управление рассчитало, что субсидия из федерального бюджета могла быть использована в 2015 году в размере не более 71 742 101 рубль 46 копеек. Перерасход средств федерального бюджета составил 31 374 698 рублей 54 копейки.
Между тем суд первой инстанции, признавая недействительным представление УФК в части указания размера денежного выражения нарушения, превышающего 901 119 рублей 24 копейки, не исследовал и не оценил расчет размера перерасхода средств федерального бюджета, отраженный в акте проверки и положенный в основу оспариваемого представления; а также не дал оценку доводам УФК, обосновывающим законность произведённого расчета.
В апелляционной жалобе Управление указывало, что расчет размера перерасхода средств федерального бюджета выполнен им по Методике, утвержденной приказом Минфина России от 31.03.2017 N 53н, с использованием отчетов об использовании бюджетных средств в 2015 году, представленных в Министерство.
Однако суд апелляционной инстанции данному доводу УФК по Республике Бурятия также не дал никакой оценки.
Таким образом, названное обстоятельство не было предметом исследования и оценки судами, хотя имеет значение для разрешения вопроса о законности оспариваемого по делу представления.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемых судебных актах, либо были отвергнуты судами, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с неправильным применением норм материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании частей 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку вышеуказанные фактические обстоятельства и доводы Управления в части расчета размера перерасхода средств федерального бюджета не были надлежащим образом исследованы и оценены судами в порядке статей 200 - 201 Кодекса, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса.
При новом судебном разбирательстве Арбитражному суду Республики Бурятия следует учесть вышеизложенное, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке фактических обстоятельств дела, доказательств по делу, имеющих значение для настоящего дела, доводов лиц, участвующих в деле, оценить произведенный УФК Республики Бурятия расчет размера перерасхода средств федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 декабря 2018 года по делу N А10-3505/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2019 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
...
В апелляционной жалобе Управление указывало, что расчет размера перерасхода средств федерального бюджета выполнен им по Методике, утвержденной приказом Минфина России от 31.03.2017 N 53н, с использованием отчетов об использовании бюджетных средств в 2015 году, представленных в Министерство.
...
Поскольку вышеуказанные фактические обстоятельства и доводы Управления в части расчета размера перерасхода средств федерального бюджета не были надлежащим образом исследованы и оценены судами в порядке статей 200 - 201 Кодекса, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 августа 2019 г. N Ф02-2881/19 по делу N А10-3505/2018